Шестой сон Сергея Петровича
В этот раз Сергей Петрович видит мир глазами 14-летнего примерно подростка. Его зовут Борис и ему немножко торжественно и немножко скучно.
Он в церкви на воскресной службе. В городском храме Александра Невского.
Вокруг довольно много людей с приятными лицами. Помещение маленькое, увешано иконами. Подростку все происходящее кажется вполне привычным и обыденным, а вот Сергей Петрович понимает, что все здесь как-то неправильно, особенно иконы.
Впереди появляется священник. У него открытое лицо со всех сторон закрытое дымчатой растительностью. Он в джинсах и свитере. Говорит мягко, словно немного стесняясь:
- Сегодня у нас хороший день. Как поет один из нынешних пророков, сегодня самый лучший день, сегодня битва с дураками. Это была шутка, хотя дураки, не понимающие сути истинного правословия в наличии имеются. Они стоят за вратами нашего храма и злятся на нас. Как говорил святой Александр Невский, злы только дураки и дети.
Ага - отмечает про себя Сергей Петрович, - он говорит правословие вместо православия, а Макаревич у них во пророках. А священник продолжает:
- По правословному календарю сегодня день святого Осипа, новомученника Воронежского и Дальневосточного. Давайте вместе прочитаем одну из его молитв. Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез.
- Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, - негромко повторяют вслед за священником прихожане.
Бред просто, поэтическая церковь – думает Сергей Петрович, но чувствует, что есть в этом какое-то иррациональное зерно.
А священник между тем начинает рассуждать о сути верований собравшихся…
- Совершенно очевидно, что именно на поэтах держится наш мир. Улавливая эманации божественной гармонии, они превращают ее в стихи и возвращают господу. Обеспечивая необходимый кругооборот гармонии в природе. Те, кого в нашем обществе часто считают бездельниками, тунеядцами и асоциальными типами на самом деле - столпы нашего мира.
- Христос был выдающимся поэтом, потому что в то ужасное время и в том ужасном месте только великий поэт мог говорить о любви. И настоящими поэтами стали его эпигоны – апостолы.
- Каждое хорошее стихотворение есть ни что иное, как молитва богу. А вот плохие стихи – это дьяволопоклонство.
- Христиане не поняли сути благой вести и превратили церковь в привычное их прозаическому пониманию бюрократическое учреждение.
- Вы все хорошо знаете почтенного Христофора Либензона, совсем недавно он не мог самостоятельно ходить. Но с тех пор, как он уверовал в истинное правословие и сам начал сочинять молитвы, его здоровье пошло на поправку и сегодня он сам пришел к нам на службу.
Все аплодируют. Дедушка с широким лицом и нечастыми зубами улыбается и счастливо качает головой. А Сергей Петрович, наконец, понимает, что не так с иконами. На многих из них – вполне узнаваемые лики известных поэтов.
Затем священника поочередно сменяет несколько прихожан, читающих хорошо известные всем молитвы.
И «Ни страны, ни погоста» святого Иосифа Американского.
И «Я пытался уйти от любви» Илии пророка.
И «Мне нравится» великомученицы Марины.
И «Пора, мой друг, пора» святого равноапостольного Александра Невского.
Сергей Петрович чувствует, как меняется настроение Бориса. Какое-то светлое, радостное чувство звенит в душе у подростка. На глазах выступают слезы, по спине сыпятся мурашки…
Когда служба заканчивается, прихожане, крестясь, выходят на улицу. Там теснимая милицией группа неприятных людей с перекошенными криком ртами и несколькими измятыми хоругвями.
Сергей Петрович чувствует, что Борис жалеет их. Бедные, они никогда не испытывали того, что хорошо знакомо ему и всем правословным христианам. Чуда.
Ведь когда слова, звуки, смыслы и рифмы, соединяясь в человеческой душе, рождают высшую гармонию и приближают человека к богу – разве это не настоящее чудо?