Киришские истории

Елена Полякова 2
  Я давно живу в этом городе, в нашем городе.  Так давно, что он стал мне родным. Хотя родилась я очень далеко отсюда.  Много было у меня здесь разных событий – хороших и не очень. Те, что «не очень» забылись, а хорошее запомнилось, запомнилось и забавное… Такое тоже было.

Как-то раз я зашла в магазин. Что тут удивительного – время от времени мы ходим в магазины. Это был не супермаркет, которых в нашем городе теперь предостаточно, а маленький магазинчик рядом с домом. В магазине почти никого не было, два-три покупателя, не больше. Внимание моё привлекла аккуратная старушка, в добротном пальто, новом головном платке и в таких же прочных, добротных ботинках. В руках у старушки не было ни сумки, ни кошелька, но она приглядывалась и приценивалась к товару, спрашивая у средних лет продавщицы, сколько стоит то или это… Продавщица отвлеклась, что-то отпуская молодой паре, и старушка обратилась ко мне:
- А сыр этот сколь стоит, доча?
Я ответила. Она покачала головой
-Ммм… А колбаска эта, сколь стоит?
Ответила и про колбаску. И про бананы, и про яблоки, и про сметану…  Старушка на все мои ответы только головой покачивала:
-Ммм…
Ничего не купив, она ушла. Я посмотрела ей вслед и тихо сказала:
- Старикам всё не по карману…

Продавщица тут же откликнулась, благо, в магазинчике уже не было покупателей, кроме меня:
- Это Вы про бабушку? Ой, нет, Вы эту бабушку не жалейте… Нет, ну, стариков, конечно, жалко, что говорить. Просто эта бабушка… благополучная. Она по магазинам просто так ходит, из «спортивного интереса», да от скуки. Делать-то ей особо нечего, телевизор, видно, надоел… Она с внуком живёт.  Она его и вырастила, внука-то.  Родителей он рано потерял, что там случилось, не знаю, врать не буду, а только бабка его лет с пяти одна растила. Ну, школу окончил -  одиннадцать классов, отслужил, колледж окончил потом, не знаю только, какой. Вот работает теперь, в институте заочном учится. Квартиру ему как сироте дали, да только они уже другую купили, больше. Бабушку сразу из деревни забрал. Просто пылинки с неё сдувает. Ничего, тяжелее чашки с чаем и поднять не позволяет… Как весна, так она в деревню просится. Ну, он её отвозит, и сами там живут. С весны до поздней осени. А как же – и воды принести надо, и дрова поколоть, и в огороде…  Сами-то на работу на машине каждое утро, потом обратно. Машину вон купил… Говорит, что бабушка ему и вместо отца, и вместо матери. Жена у него тоже хорошая, тоже всё «бабуля»,  да «бабуля»… А дети маленькие ещё. Не-е-ет, эту бабушку жалеть не надо, повезло ей, такого парня вырастила! Вы думаете, откуда я знаю? Просто мы в одну деревню ездим, только наш дом на другом конце. Ну, деревня и есть деревня, все на виду…

Вошёл новый покупатель, а я потихоньку ушла. Но ещё долго думала над тем, что бабуля эта институтов не оканчивала, а дар педагогический у неё просто от Бога… Это же суметь надо такие  нравственные качества заложить внуку... И ещё думалось, что видимо, она очень любит  и жалеет парня, ведь, «как аукнешься – так и откликнутся»…

…А эта история произошла в девяностые годы, когда экономика наша делала такие  кульбиты, что каждый испытал их на себе полной мерой. Кто только тогда ни присылал нам «гуманитарную помощь», чуть ли не африканские страны…
Однажды (а дело было зимой), родственники пригласили меня за «местной гуманитарной помощью»,  а проще – за урожаем со своего дачного участка. В гостях я засиделась допоздна, идти домой было страшновато, но я отважно выбрала самую короткую дорогу, потому что сумки с картошкой, морковкой, баночкой солёных огурчиков и банкой квашеной капусты были тяжёлыми.

Надо сказать, что самая короткая дорога была и самой тёмной, фонари  там не горели. Я надеялась пробежать её быстро-быстро, а там, у аптеки, уже был фонарь и его неровный свет вселял надежду,  что ничего плохого со мной не случится…
Не успела я подумать о плохом – а оно как тут и было… Невольно вспомнился Гоголь: «Только помяни чёрта…». За спиной послышались тяжёлые, прямо Командорские шаги… Я укорила шаг, почти побежала, но и мой преследователь, тоже решил от меня не отставать. Бочком, воровато, стараясь сделать это незаметно, я чуть повернула голову: может, кажется? Нет, не кажется… В пяти-семи шагах от меня шёл здоровенный детина, засунув руки глубоко в карманы куртки. Выражения его лица мне не было видно, но каким оно может быть, как не зловещим…. «Вот сейчас он стукнет меня по голове и отберёт сумки», - обречённо подумала я. Ничего более ценного у меня с собой не было, но и хрустких огурчиков и картошки было жаль… Я рванулась вперёд и – ах! Поскользнувшись, я упала на спину, больно ударившись, но не выпустив из рук  сумок… Боковым зрением я видела, как из сумок медленно и печально выкатывается картошка, свёкла… Банки звякнули предупреждающе, но,  кажется, не разбились…. « Всё равно отберёт», - грустно подумала я… А шаги всё ближе, ближе… Я закрыла глаза, чтобы не видеть собственную погибель. Шаги замерли, остановились рядом.

- Вы не ушиблись? - услышала я участливый мужской голос. – Помочь?
«Детина» - парень лет тридцати -  помог мне подняться, даже заботливо отряхнул шубку, собрал и затолкал в сумки рассыпавшуюся «гуманитарку»…
- Здесь скользко, - улыбнулся он мне на моё растерянное «спасибо». И заспешил по моей тропинке, но теперь уже далеко-о обогнав меня…
А я ещё долго стояла на тропинке,  и мне было просто... стыдно.

Ещё одна история, о которой мне обязательно хочется рассказать, произошла весной…
Апрельский день был тёплым, солнечным. Пожалуй, это был первый такой погожий день после долгой зимы и нудного, дождливого марта… Киришане массово вышли из надоевших квартир на свежий воздух, на солнышко…  Везде было много играющих детей, их беседующих на скамейках родителей, смеющейся молодёжи. А мне захотелось побывать у  Мемориала памяти павших. Я бываю там  часто, но так получилось, что  не была  уже давно. Купив цветы, я неспешно прошла по городу, как и все, наслаждаясь теплом и солнцем…

У Мемориала никого не было.  Никто не нарушал спокойствие и тишину этого святого для всех нас  места. Шумели вершинами пока ещё безлистные деревья, мерно гудело пламя Вечного огня, нервно трепетало под весенним ветерком, иногда взмываясь языками почти до самых крон, иногда припадая к земле, словно стараясь дотянуться до каждого из пяти окружающих его холмов...

Как всегда я постояла у Вечного огня, прошла по аллеям, запрокинув голову,  попыталась прочитать фамилии павших на самом верху стел. Разложила принесённые гвоздики – пусть по одному цветку, но на каждую братскую могилу…
Я уже собралась уходить, когда на одной из дорожек увидела необычную пару. Впрочем, ничего необычного в ней не было, это была молоденькая мама с маленькой, лет четырёх, дочкой. В руках девочка несла, прижимая к себе, букет цветов. Видимо, он был тяжёл для неё, этот букет и она прижимала его обеими маленькими ручонками. Они остановились у Вечного огня. Присев на корточки возле дочки, молодая мама что-то долго говорила ей, потом, перехватила букет в свои руки и, взяв девочку за ручку, повела её по периметру Мемориала. О чём они говорили, мне не было слышно. Потом мама с дочкой  стали раскладывать цветы на холмики, так, как только что это сделала я…
Неловко было нарушать их единение, но я всё-таки подошла к ним, не смогла не подойти…

- Простите… - сказала я. – Простите, у вас здесь кто-то похоронен из родных?
- Нет, - удивлённо ответила мама, а девочка посмотрела на меня с детским любопытством.
- Может быть, какая-то памятная дата? – не успокаивалась я.
- Нет, нет что Вы…- ответила молоденькая мама. – Просто мы часто гуляем с дочкой, бываем возле танка, возле памятника сожжённым деревням.  У школы, там, где памятник лётчикам… Она всегда спрашивает, что это, я ей рассказываю.. В прошлом году мы были здесь Девятого мая, но тогда она ещё совсем маленькая была… А в этом году не получится, мы к бабушке уедем. Правда, там мы тоже обязательно пойдём на митинг, там, где наша бабушка живёт, тоже шли бои..  Дочка  уже всё понимает…  Понимаете, у моего деда,  маминого отца, старший брат не вернулся с фронта, погиб. До Победы оставалось совсем немного, а он погиб. Мы всегда отмечаем этот день, вся семья…

Извинившись, я попросила сделать снимок на память о нашей встрече.
Он до сих пор есть у меня – маленькая девочка в трогательной шапочке с «ушками» сосредоточенно и серьёзно кладёт белую гвоздику  к Вечному огню…

Наверное, такие истории есть у каждого из нас. Забавные, трогательные, чем-то поразившие нас и потому запомнившиеся… И хотя порой кажется, что жизнь вокруг нас – сплошное чёрное пятно и только вот эти светлые моменты её и скрашивают – на самом деле, всё наоборот. Просто в светлую и яркую нашу жизнь иногда, по недоразумению, вкрапливаются чёрные пятнышки. Но мы не будем обращать на них внимания, вот и всё. Потому что – хорошего больше…