Житейская история

Елена Полякова 2
Я люблю железную дорогу. Вернее, я люблю путешествовать именно по железной дороге. Разве сравнятся аэропорт или  автовокзал с железнодорожным вокзалом? С его суетой в залах ожидания,  с его особым запахом, броуновским движением на перронах, почти домашней обстановкой купе с продуктами на столике, чаем, долгими разговорами с попутчиками? И момент, когда вагон трогается – туда, вдаль, в неизвестность… Только в вагоне поезда люди становятся не просто соседями, а скорее, временной семьёй. И только в вагоне поезда можно услышать самые неожиданные откровения…

В этот раз в купе со мной была всего одна попутчица, немолодая хрупкая женщина. Было начало февраля,  «мёртвый сезон»:  пассажиров немного,  вагон полупустой. Женщина  долго звонила кому-то по мобильному телефону, видимо, родным, успокаивала, что она уже в вагоне, что всё в порядке, поезд тронулся,  и она скоро будет дома, а встречать её не надо, она возьмёт такси.
Мы представились друг другу -  женщину звали Анной  Ивановной. Но разговор как-то не клеился. Так тоже бывает. Я открыла книгу, а Анна Ивановна стала укладываться спать. Свет в вагоне выключили, стало полутемно, и я включила подсветку рядом с моим местом. Спать мне не хотелось. Анна Ивановна тоже ворочалась на своём узком диванчике, не спала.
- Мешаю вам? Выключить свет? – негромко спросила я, когда она в очередной раз повернулась ко мне лицом.
- Нет, - неожиданно совсем не сонным голосом сказала она, - я всё равно не усну. Не могу спать в поездах, не спится… А вы почему  не спите?
- А я тоже обычно не сплю в поезде. Ну, конечно, если ехать только одну ночь, вот как нам сейчас. Я читаю, смотрю в окно, мечтаю… - улыбнулась я.
- А я думаю – как там без меня? Всё ли в порядке? – улыбнулась и Анна Ивановна. – Мечусь вот между двумя столицами.  В одной – муж и сын с семьёй, в другой – дочка, теперь тоже с семьёй… Я ведь к дочери в Петербург ездила. Внучка у меня там родилась. Такая крошечная, забавная! Да за дочку тревожно было. Хотя там  есть,  кто поможет -  муж у неё хороший и родители его живы, здоровы. А только дочь и есть дочь… Да и поздно  родила, тридцать четыре ей уже… Первый ребёнок у неё.  У сына, даром, что моложе  на шесть лет, вон уж двое, мальчишки оба. Замуж поздно она вышла…

Анна Ивановна замолчала,  видимо, думая о своём. Потом откинула одеяло и села, вздохнув:
- Всё равно не спать. А знаете, я ведь тоже замуж поздно вышла… Ой, а я вам читать не мешаю? Разболталась тут.
Я ответила, что вовсе она мне не мешает, напротив, мне интересно. Мне, и вправду, было интересно.
- Знаете, я ведь блокадница. Удивляетесь? Молодая? Да нет, мне уж скоро семьдесят.  Родилась за год до войны. Родители - ленинградцы коренные. Ну, отец погиб на фронте, родственники, мать -  все умерли в блокаду. Меня нашли девочки-сандружинницы в пустой квартире, одну, среди мёртвых.  Конечно, страшные вещи рассказываю… Но тем и хороша детская память – плохого не помнит. Я совершенно этого не помню. Меня потом в больницу положили, а потом как-то через Ладогу переправили, через Дорогу Жизни знаменитую. Так что помнить себя я начала только за Уралом, в детском доме. Там и в школу пошла. Там меня  тётка и отыскала, сестра отца двоюродная. У неё тоже никого не осталось. Забрала меня, привезла в Ленинград. Стали вдвоём жить в маленькой комнатушке в коммуналке. А я, знаете,  такая была в детстве отличница-промокашка! Училась хорошо и в школе, и потом, в институте. Нет-нет, вовсе не потому, что мне легко всё давалось, как раз наоборот. Потому и сидела над книжками. В школе, в старших классах, подружки уже с мальчиками встречались, а мне всё некогда, уроки учу! В институте и подавно – нагрузка большая, какие свидания? Да мне их никто и не назначал… Девчонки многие замуж повыходили, у некоторых и дети появились, а я всё с учебниками.

Ну, институт окончила, работать пошла. Как-то мужчины на меня внимания не обращали: маленькая, худая, как мальчишка. Так и жила. Тётка умерла, стала одна жить в комнатке нашей. Соседи менялись – кто-то уезжал, кто-то въезжал… Ни с кем я особенно не дружила из соседей-то. Праздники все одна была. Подруги все с ребятами, а у меня никого нет. В Новый год просто спать ложилась. На голову подушку клала, чтоб чужого веселья не слышать… Ни на что я не надеялась уже, мне уж больше тридцати было.

Однажды, под Новый год позвонила мне моя подруга, давняя, институтская. Ну, поговорили.  Они с мужем квартиру получили в новом районе. Она и говорит, мол,  а ты приходи к нам на Новый год. Говорит, муж пригласил товарища своего по работе, тоже одинокий, неженатый, может, понравитесь друг другу. Сначала я идти-то не хотела. Дикая была, стеснительная. Хотя адрес у подруги взяла, сказала: «Подумаю, как получится…». Ну, а в самый канун Нового года на работе все возбуждены, все что-то обсуждают – наряды, причёски, стол, рецептами салатов делятся….  Тоскливо мне стало. Пойду, думаю, пойду! Принарядилась, как могла, поехала. Конфет купила, торт. Очередь отстояла, тогда и не было почти ничего в магазинах. Ну,  приехала. Вышла из автобуса на нужной остановке, а домов новых вокруг полно! Пошла по адресу. И, представляете, все номера домов есть, а нужного мне нет! Есть двенадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый – а четырнадцатого нет! Чуть не расплакалась, думаю, обманула меня подруга, посмеялась надо мной… У прохожих спрашиваю, все только плечами пожимают. А времени уже много, скоро двенадцать. Я специально попозже поехала, не хотелось, чтобы думали, что я из-за парня этого чуть не бегом прибежала.

Ну, зашла ещё в один подъезд, там номер дома снегом залеплен, не видно, какой, вроде четырнадцатый. Поднялась на этаж, позвонила. А в квартире – тишина. Видимо, хозяева куда-то праздновать ушли, нет никого… Вот тут у меня слёзы и брызнули. Обидно. Лучше бы я дома сидела, у телевизора… Выхожу из подъезда, а навстречу мне парень какой-то с сумкой через плечо. Спрашивает: «Девушка, это четырнадцатый дом?»
« Не знаю, - отвечаю, -   мне тоже четырнадцатый нужен…» « Что за чёрт, - говорит он,- всё вокруг обошёл – нет четырнадцатого!» Посмотрел на часы и говорит: « Ну, что, подруга  по несчастью, давайте тут праздновать…Никуда мы уже не успеем, без десяти…». «Где здесь-то?..» - спрашиваю. « А вот тут и будем, - говорит, - у батареи  в подъезде». Достаёт из сумки бутылку шампанского, открывает… Ну, я свои конфеты достала, торт вафельный.  Он его ножиком перочинным разрезал, всё это на подоконнике, представляете? Хорошо, что раньше подоконники широкие делали в подъездах… У меня в сумке стаканчик был складной, подружка из Кисловодска привезла. Он мне шампанское в стаканчик налил, а сам прямо из бутылки… «Ну, - говорит, с Новым годом!» «И вас с Новым годом!» - отвечаю. «Давайте знакомиться, что ли, – говорит он. – Меня Александром зовут, Сашей, а вас?» Ну, я своё имя сказала. Он говорит: «Здорово! А у меня мама тоже Анна, не забуду». Думаю: «Забудешь и ещё как…» Парень такой… смелый, раскованный. Девчонок у него, поди… Не то, что я, замухрышка и бука. Ну, постояли так, поговорили.  Я говорю, что к подруге шла, да вот заблудилась, первый раз к ней приехала. Он говорит, что тоже шёл к знакомым и тоже первый раз. Посмеялись мы, он говорит: «А пошли на улицу! Погода хорошая, чего в подъезде чужом загорать!» Вышли мы, и правда – лёгкий снежок идёт, морозец небольшой, погода самая новогодняя. Идём, разговариваем. И, знаете, так мне с ним легко, словно всю жизнь знакома! И куда только диковатость моя делась! Смеюсь, шучу…Вышли мы на площадь, небольшая такая площадка, а там! Елка стоит огромная, наряженная, горка, народу-у! Гармошка играет, весело! Саша и на гармошке сыграл, попросил у её хозяина, и сплясал так лихо, и с горки мы с ним съехали. Весело, хохочем! Потом он и говорит: «А давай я тебя домой провожу! Пешком!» Я говорю: «Что ты, Саша, далеко!» А он: «Чем дальше – тем лучше!» Идём мы, болтаем, смеёмся. Народу на улицах полно! Музыка играет, хлопушки хлопают, все весёлые, радостные. Только чем ближе к моему дому, тем у меня настроение всё хуже становится. Так мне с ним хорошо, с Сашей, так легко, ещё никогда так не было. А только всему конец приходит. Вот и новогодняя ночь почти закончилась, светает…

Подошли мы к дому, я говорю: «Пришли. Спасибо тебе, Саша.  Очень хороший этот Новый год у меня получился, никогда такого не было… А как ты теперь домой доберёшься?» Он отвечает: «Смешная ты… Уже метро работает. Ну, пока. Будь счастлива!» И ушёл…
Поднялась я к себе в комнату, в квартире тишина, видно, напраздновались все уже. Легла и расплакалась. Не увижу его больше, а он мне понравился… Первый раз в жизни парень понравился!

Ну, подруга мне потом на работу позвонила, та, к которой я так и не попала, Нина. Говорит, не пришла, и правильно, парень тот тоже  не пришёл, а она сама с мужем поругалась, он там всё на какую-то Людку поглядывал. Ну, я не стала и говорить, что была, да не нашла.

Иду я с работы числа третьего или четвёртого января, вечер, темно уже. Вдруг от подъезда какая-то тень отделяется. Испугалась я, в сторону шарахнулась.  Смотрю, а это… Саша! Говорит, телефон-то я сдуру не спросил, и квартиру твою не знаю. Вот и дежурю тут третий день, наконец-то тебя увидел… Запала ты мне в душу, говорит…

- Ну, что долго рассказывать, - улыбнулась Анна Ивановна, - стали мы с ним встречаться. А весной и свадьбу сыграли. Свадьба была скромная, в кафе нашем заводском. У меня родных нет, подружек пригласила, Нину тоже. А она и говорит:  «Извини, я не могу, как раз в этот день у мужа друг женится. А тебя поздравляю от души!» Ну, собрались когда в кафе, уже после загса, вроде все гости, а Саша  говорит, что ещё один его друг запаздывает, вот-вот подъедут с женой.   Смотрим, и правда, такси подъезжает и выходит из него… Нина! Я к ней: «Ниночка, приехала всё-таки, спасибо!» А она на меня так странно смотрит и говорит: «Так это ты?... Сашина невеста – это ты?... Ничего себе! Это же мы его на Новый год для тебя приглашали, а он так и не пришёл! Где же вы познакомились?»

Ну, когда все разобрались, смеялись долго. Видно, чему быть, того не миновать.  А дом этот чуть в стороне, в глубине стоит. Мы туда не дошли, ни он, ни я. И хорошо. Если бы хотя бы один из нас попал в гости, мы бы не встретились, возможно, никогда… А теперь вот уже тридцать пять лет вместе и никогда не ссорились серьёзно. Да и по мелочам почти не ссорились, так, на две минуты... Вот сказала ему, чтобы не встречал, так ведь придёт обязательно! А  в Москву как попали? Да мы там давно. Сашу перевели почти сразу, только Иришка родилась и перевели.  А она сама замуж за петербуржца вышла, вот как получается… Ну, давайте спать? Скоро приедем уже, Бологое проехали…

Анна Ивановна задремала, а я лежала с открытыми глазами и всё думала над тем, как иногда распоряжается нами судьба. Бывает странно, а  бывает счастливо…И верно ли утверждение, что человек – кузнец своего счастья? Незаметно для себя, уснула и я…

Выходили из вагона с Анной Ивановной мы вместе. Едва она ступила на перрон, как к ней тут же подошёл высокий моложавый мужчина, нежно обнял, заботливо подхватил сумку… «Это и есть Саша»,  - поняла я,  – «Значит, вот он какой… И не ошиблась Анна Ивановна, пришёл, не смотря на очень  ранний час…»

Анна Ивановна обернулась, улыбнулась мне и приветливо махнула рукой. Скоро они скрылись в толпе приехавших и встречающих, а я поправила сумку и, не спеша пошла вдоль перрона к вокзалу.
Меня никто не встречал…