Наука в совхозе

Владимир Крылов
В советское время у каждого большого учреждения были свои подшефные совхозы. Был такой и у Физико-Технического института им.А.Ф.Иоффе АН СССР (далее – ФТИ).
И случилась в этом совхозе большая удача: на зависть всем соседним совхозам ему удалось приобрести агрегат для производства травяной муки. Агрегат был куплен в ГДР (была тогда такая Германская Демократическая Республика), т.е. за валюту, а валюта в то время вызывала священный трепет. В него засыпалась скошенная косилками трава, а он мелко-мелко рубил её, сушил мощными потоками тёплого воздуха и автоматически фасовал в большие мешки из прочной коричневой бумаги, зашитые металлическими скрепками.
Некоторое количество мешков было поставлено вместе с агрегатом, но для нужд совхоза это – капля в море. Покупать мешки дополнительно? Но это же – ВАЛЮТА!!!
И выход был найден!
Да, мешков не хватает, но зато полным-полно научных сотрудников! И весь период заготовки травяной муки (июнь – июль) в совхозе находились 5 – 6 сотрудников ФТИ, меняясь через неделю. Вот что они должны были делать.
Мешки с травяной мукой привозились в огромное хранилище, разделённое дощатыми перегородками на секции 6 х 6 м и высотой 3 м. И мы аккуратно, чтобы не порвать мешки, разгибали и вытаскивали скрепки,  содержимое мешков высыпали в секции, а мешки возвращали к агрегату для повторного заполнения. Видели бы это создатели агрегата!
Хранилище освещалось тусклыми лампочками, расположенными под самым коньком крыши (потолка там не было). Работать мы должны были интенсивно, т.к. производительность агрегата была высокой, и мешков вечно не хватало, а его остановка была сопряжена со всякими техническими сложностями и воспринималась как нарушение производственного цикла.
Представьте себе, что происходит, когда из мешка вытряхиваешь муку! Травяная пыль вздымалась клубами и облепляла наши потные тела в одних плавках (чтобы не стирать каждый вечер одежду, да и жарко в июле). Респираторов нам не выдавали (в совхозе и слова-то такого не знали), и мы завязывали рот и нос широким бинтом, купленным в сельмаге. Без него нос через десять минут оказывался полностью забитым мукой. В полумраке хранилища, ещё сгустившемся от клубящейся в воздухе травяной муки, с забинтованными головами, все зелёные, мы выглядели, как участники съёмок какого-то фантастического фильма про концлагерь на другой планете, населённой зелёными существами с круглыми головами.
Душа, как вы понимаете, в деревне не бывает, и мы каждый день после работы шли на речку купаться. Погода не всегда была тёплой, и многие простужались. К тому же, травяная мука оказалась аллергеном, и у некоторых лица покраснели, а   тела покрылись сыпью. У всех текло из носа.
Эти неприятные обстоятельства лечились известным народным средством, добываемым в сельмаге. 
Но это была наша молодость! И сейчас из того времени вспоминается лишь безудержное веселье молодости, вырвавшейся на неделю из привычных городских условий и очутившейся в приятной компании в деревенском доме, недалеко от речки, луга и леса.