17-19 апр. 10 - Геронтократия

Геннадий Марков
Архив телефона доверия МУП "Городская социальная служба":
"...Подолгу держат меня взаперти, отнимают пенсию, еду выдают порционно, бьют при каждом удобном случае... [плач] Я так не могу, понимаете? Я ветеран социалистического труда, мне президент лично поздравление с Днём Победы присылает! А тут - как концлагерь... [плач]
- Успокойтесь, пожалуйста. Мы пришлём вам социального работника, он на месте всё проверит и найдёт решение проблемы.
- Да что тут проверять-то? Изверги! И внучок любименький, идол... Я ж сама пригрела на груди его, паршивца... Этими вот руками его вырастила, кормила, поила! И эта, его пассия, змея подколодная... Сживут они меня со свету, дочка, сживут! И квартиру заберут! [плач и всхлипывание]
- Хорошо-хорошо, мы всё проверим, я вам это обещаю. Сейчас постарайтесь успокоиться, а завтра к вам придёт наш сотрудник. Не переживайте, Зинаида Степановна!
- Ты уж пришли, дочка, пусть он всё увидит, что тут со мной творят. А то никакой на них управы..."

Ул. Подбельского, д. 28/2, кв. 3**. Неделей ранее:
- Привет, бабуль! Как ты? Лучше сегодня? Приступов не было?
- Да что ж им быть - не было, внучек... - Бабушка шаркающей походкой добирается до своего любимого диванчика и кутается в шаль, несмотря на то, что в комнате +28 градусов (рядом с диванчиком давно "поселился" обогреватель, постоянно работающий на полную катушку).
- Ух, духота какая! Может тебе окно открыть? Дышать же невозможно.
Открывается холодильник, слышен звук составляемых продуктов.
- Нет-нет, что ты?! Холодно мне. Ты беги, беги внучек, я тут всё сама сделаю, если потребуется.
- Ну, давай. Покушать тебе хватит на несколько дней, сама разогреешь?
- Разогрею, разогрею, спасибо, мой золотой...
- Так, отлично... Как мне звонить в случае чего, помнишь?
- А то как же! Жму двойку и зелёную кнопку - там, где трубка нарисована. Беги, Димочка...
- Давай, бабуль, мне действительно уже пора. Дверь никому не открывай! Даже если просто воды хотят попросить!
- Да Бог с тобой - кто ж ко мне придёт - на верхотуру такую? Не открою, внучек, не открою...

Щёлкнул замок, и в квартире снова стало тихо. Слышно даже цоканье настенных часов с кукушкой и мелкое дребезжание нагревателя. Из-за двери донеслись звуки открывающейся кабины лифта. Раз, два, три, четыре, пять... Кабина закрылась и поехала вниз.
Бабушка довольно резво встаёт с диванчика и идёт на кухню. Открывается холодильник.
- Так, сельдь в масле... Идиота кусок, я же не люблю жирное! Ну, ничего, это мы ему ещё припомним. А что у нас тут? Молоко 2,5%. Обезжиренное взял, исправляется... Творог, яйца, два десятка... Сыр "Российский", ветчина 200 г, сосиски...
Закончив ревизию принесённых продуктов, бабушка ещё с полминуты стоит и что-то шепчет.
- Итого - 386 рублей с копейками. Да, точно - 386 р. 70 коп. Так, посмотрим чек... Хм, опять не обманул... Даже сдача вся на месте. Ох, ирод, подлизывается! Не получишь ты у меня квартиру, во - видел?! - Бабушка показала входной двери кукиш и закрыла холодильник.
Пройдя в зал, она включила пультом телевизора нужный канал - НТВ - и уселась на свой диванчик. Начинался обзор криминальных новостей.
- Ох, что творят, идолы... И куда свет катится! Ой-ёй-ёй... Ах, ирод проклятый, ты что ж наделал-то?! Так ему и надо, супостату. Изверги...
Обзор кончился. Бабушка переключила на Первый, там начинались новости.
- А этот-то, этот-то что творит, идол! Да п***уй ты в свою Америку и сиди там, что тебе от Ирака-то надо? Ой, что делается... Ты глянь на паршивца! Ты что же делаешь, окаянный? А ты вообще в зоопарк иди, черножо***, или возвращайся в свою Африку! Вот ведь тоже - недавно хвостики поотпадали, а тоже людьми считаются... Ах ты, ирод!..
Новости закончились. Рука снова на пульте, телеканал Россия, ток-шоу.
- Ой, да ты бы титьки прикрыла, бл*** кусок! Тоже ведь, в телевизор лезет... Ах ты, идол! Всё дорожает, ой-ёй-ёй! И куда свет катится...
И так - до позднего вечера.

Ул. Подбельского, д. 28/2, кв. 3**. Через четыре дня.
Из-за двери слышно, как разъезжаются двери лифта. Раз, два, три... Позванивает связка ключей. Четыре, пять... Щёлкнул замок.
- Привет, бабуль! Как выходные провела, не скучала?
- Здравствуй, внучек... Да не скучала я - что ж мне скучать-то? А ты не посмотришь, что с телевизором? Опять кнопки западают.
- Ба, ну сколько раз говорить - включай пультом! Те кнопки и не должны работать - они для настройки. Каналы не сбила?
- Да я ж не знала... Нет вроде, показывают. А как пультом-то пользоваться, покажешь?
- Вот, смотри бабуль - эта кнопка включает и выключает. Попробуй. Ага, вот так. Эти - переключают каналы. А это - громкость. Сюда - выше, а вот сюда - ниже... Всё запомнила?
- Да как же не запомнить, внучек? Эти переключают, а эти - громкость... Но погоди, я всё же лучше запишу. Сейчас, только ручку найду...
Шорк-шорк-шорк. И обратно: шорк-шорк-шорк.
- Ой, старость - не радость... Вот и ручка, диктуй, Димочка. Так, каналы, громкость... Записала. А эта кнопка что делает?
- Включает и выключает, бабуль. Тебе что-нибудь в магазине взять? Еды хватает?
- Возьми, мой золотой, рыбки  надо - вся кончилась, только жирку поменьше чтоб было, смотри... Селёдочки... И сайры баночку. И сырки кончились плавленые. Яички ещё есть, а вот сосисочек можно... И хлеба возьми белого - булочку, и чёрного две буханки. И батон такой - длинный...
- Багет, ба?
- Да-да, внучек... Ещё чай почти закончился... И в аптеку забеги - валокордину надо взять, тоже кончается... Вот я дам тебе денежку - сбегай. У тебя ножки молодые, здоровые...
- Да что ты, бабуль, конечно, сбегаю! Когда я отказывался? Больше ничего не надо?
- Ничего, внучек, ничего, любименький. И чек возьми обязательно - сейчас таких девиц на кассы ставят - они и считать-то не умеют... Как бы не обманули.
- Не обманут, ба, не переживай. Конечно, принесу чек, о чём разговор... Ну, давай. Если что вспомнишь ещё - звони мне. Как набирать?
- Двойку и зелёную кнопку... Я помню, внучок, не совсем ещё твоя бабка из ума выжила, что-то соображает.
- Да ты у меня мировая бабушка! Ладно, буду минут через двадцать. Дверь никому чужому не открывай!
- Не открою, внучек... Возвращайся скоренько.

Открылась кабина лифта. "Раз, два, три, четыре, пять..." - беззвучно шепчут старческие губы. Лифт поехал вниз. Уже не услышит, можно расслабиться.
- Какой добренький сегодня, ирод... Заботливый. Но квартиру мою всё равно не получишь!
Очередной кукиш в сторону входной двери. Снова преображение из беспомощного "божьего одуванчика" во властную домоправительницу.
- 250 рублей дала, вернуть должен 28... Если багетов не будет, то 52 рубля сдачи... Посмотрим. И дал же Бог родственничка, наверняка такой же паршивец, как его папочка... Ох и идол был, Царствие ему небесное! Да упокой Господь его душу, изверга такого.
Далее следует перечисление всех замешанных в зачатии и дальнейшем воспитании внука родственников - 15 минут. В чайник наливается вода. Клац. Тем временем в большой заварник из подарочного сервиза кидается одинокий пакетик чая.
- Как же, буду я тебя нормальным чаем угощать... Не дождёшься!
И снова кукиш в сторону несчастной входной двери. А чайник уже приветливо зашумел и выключился. Звук льющегося в заварник кипятка. Лёгкий звон посуды, и вот на столе две чашки на блюдцах из того же сервиза. В третье блюдце посреди стола капается аккуратная ложечка варенья - ни больше, ни меньше. Если возьмёт - идол он неблагодарный, оставил бабку без варенья! Ну, а не возьмёт - "Как же, внучек, вареньица не будешь? Сама варила, для тебя старалась..." После чего - см. пункт 1.

- Вот, бабуль, всё принёс.
В холодильник загружаются продукты.
- Димочка, чайку будешь?
- Нет, ба, мне бежать надо...
- А я варенье достала... Ну, попей со мной! Я так редко тебя вижу.
- Ладно, как тут отказать! Ой, ба, как ты такую заварку жидкую пьёшь? Не жалей пакетиков, клади хотя бы четыре - заварник большой.
- Точно - всё забываю, внучек. Спасибо, положу четыре. Я к такому чаю не привыкла, раньше мы ложками считали. Были ещё такие пачки, из Индии везли. Со слоном!
- Нашла, что вспомнить, бабуль! Сейчас такого чая уже давно нигде не найдёшь. А может, и есть где-нибудь. Но этот в пакетиках - лучше, только заваривай его покрепче.
- Хорошо, мой золотенький.
- Всё, ба, я побежал, целую!
- Как - и варенья не будешь?
- Не успеваю, ба... Ну, ладно. Одну ложеч... Эмм, а у тебя что, варенье заканчивается?
- Нет, а с чего ты взял?
- Да его там всего ложечка... Пей, бабуль, тебе полезно. Всё натуральное!
- Ой, ну я же для тебя старалась, сама варила... Ешь, Димочка, ешь.
- Эх, тебя не переспоришь. Очень вкусно! Спасибо, ба! Всё, теперь точно не успеваю. Береги себя. Постой... А ты куда бумажку положила, куда кнопки для телевизора записала?
- Да вот она - там и лежит, внучек. Я найду. Не переживай за бабку, она ещё не совсем из ума выжила...
- Ладно тебе - ты самая замечательная бабушка! Давай, зайду в конце недели. Пока!
- Давай, внучок, храни тебя Господь.

Ленинский просп., д. 203, общежитие авиационного института, комната 5**. Вечер того же дня.
- Да нет, Лен, я не хочу её стеснять - человек пожилой, всю войну в тылу проработала девчонкой ещё. Будем уважать старость...
- Тогда зачем ты с ней нянчишься? У тебя и так проблем выше крыши - как сессию закрывать будешь? У нас ещё курсовая по сопромату, каждый свободный день на счету, а ты мотаешься к ней на другой конец города...
- Пойми ты - это же моя родная бабушка! Она папу с мамой похоронила, когда в аварию попали, меня воспитывала... Ведь каждое лето к ней ездил!
- Воспитывала, как же... Сбагрила тебя на тёток, а сама квартиру родителей к рукам прибрала, да так ловко, что ты до сих пор не хочешь это признавать!
- Лена, как тебе не стыдно? Я ж тогда совсем маленьким был, а она болеть начала, да и переживала, конечно... Я был бы для неё обузой. А сейчас... Пусть живёт на здоровье! А мы пока и тут сможем.
- Ой, Дим, ты думай, что хочешь, но чует моё сердце - врёт она! Притворяется постоянно. Но, если ты её так любишь, то ладно. Всё для тебя, милый!
- Как хорошо, что ты меня понимаешь, солнышко моё...
Долгий поцелуй.

Ул. Подбельского, д. 28/2, кв. 3**. Через три дня:
- Привет, бабуль. Помнишь Лену? Мы с ней заходили уже.
- Помню, внучек, помню... Здравстуй, Леночка!
- Здравствуйте, баба Зина! Как вы поживаете?
- Да хорошо, лапушка. Телевизор есть, диванчик мягонький, ноги ходят ещё - не скучаю. Сердце только покалывает иногда, да кости ноют, но это ничего - и хуже было...
- Ну, хорошо. Тогда Дима сейчас в магазин сходит, а я вам помогу...
- А зачем мне помогать? Не совсем ещё беспомощная - для себя всё могу сама делать. Ты беги с Димой, беги. Молодая, что тебе со старухой сидеть? Скучно, наверное, будет...
- Ну, хорошо, раз вы так хотите.

Перекрёсток просп. Энгельса и ул. Подбельского:
- Дим, заметил, как она забеспокоилась, когда я предложила остаться?
- Угу.
- Даже голос изменился! А как глаза забегали, обратил внимание?
- Да, Лен... Помолчи немного, прошу тебя!
- Дим, ты чего, обиделся?
- Да нет... Не знаю. Похоже, ты была права насчёт неё - там не всё так чисто, как кажется. Мне надо подумать. Без мыслей вслух. Можно?
- А я что? Я молчу... Но заходить к ней нет никакого желания.
- Так ты и не обязана.

Ул. Подбельского, д. 28/2, кв. 3**. 20 минут спустя:
- Что же она замышляет, змеища?.. Сговорилась с ним и шпионить вздумала?! Не выйдет! Бл*** кусок, ну, ты у меня ещё получишь, тварь...
Под аккомпанемент ругательств руки лихорадочно роются в ящиках секретера. Движения точны и холодны, глаза горят. Зинаида Степановна настолько увлечена своими манипуляциями, что в первый раз за много лет не прислушивается к происходящему в коридоре. Предыдущий раз был, когда в квартиру вломились грабители - она только закончила разговаривать с паршивкой-племянницей. Та её вывела из себя подозрениями, что это она, Зинаида, виновна в смерти дочери и зятя! Больно догадливая оказалась, твари кусок... Тем более, что Зинаиду, как убитую горем мать семейства, никто не имел права подозревать! Да и следы она тогда замела хорошо...
- Ба, как ты могла?!
Резко обернувшись, Зинаида Степановна встретилась взглядом с внуком. Он даже отшатнулся... Увидел что-то в глазах? Или услышал? Ой, а ведь она даже не заметила - говорила сейчас вслух или мысленно? Так, ещё есть возможность исправить ситуацию...
- Что, внучек? Что, любименький?
- Ба, не притворяйся! Ты вот только что сказала, что замела свои следы! И никто не имел права подозревать тебя! Подозревать в чём?
- Ни в чём, золотенький, ни в чём... Это я сама с собой говорила. Мало ли что старухе в голову взбредёт - склероз...
- Ты врёшь, ба. Или говори правду, или я больше не переступлю порог этой квартиры. Никогда.
- Да в чём вру-то, внучек? Совсем запутал бабку...
Выдавились две аккуратных слёзки, глаза уже полностью приняли обычное заискивающе-жалобное выражение, огоньки в них потухли. Войди сейчас кто-нибудь в комнату - все бы поверили ей, а не внуку.
- Какая же ты... - Он не мог подобрать подходящего слова, поднял руки, но, обнаружив, что в них до сих пор зажаты ручки пакетов из магазина, опустил их и поставил пакеты на пол.
- Так это ты их убила. Тётя Маша была права. А никто ей не верил... Ты всех обманула настолько, что от неё отвернулась почти вся родня... Ты... Ты - чудовище!!!
Он повернулся и, в сердцах хлопнув дверью, ушёл.

Так. Контроль над происходящим потерян, но шанс всё исправить есть. Ох, ирод, дорого же ты заплатишь за это обвинение! Первым делом нужны свидетели... Милиция не подойдёт. Мало ли что накопают... Лучше пусть кто-то со стороны...

У входа в станцию метро "Проспект Энгельса", через 15 минут:
Входящий вызов. "Баба Зина".
- Что тебе ещё от меня надо?!
- ...Мне плохо, внучек... Сердце...
- Господи! Уже бегу.

Из материалов следствия:
"По показаниям свидетеля Шарманова А.С., работника социальной службы, подозреваемая регулярно подвергалась домашнему насилию со стороны потерпевшего, внука подозреваемой, и его девушки, учащейся авиационного института, однокурсницы потерпевшего. Свидетель обратил внимание оперативников на свежие следы побоев на руках и лице подозреваемой, а также на замок, врезанный в дверь её комнаты. В кармане у потерпевшего был обнаружен ключ от этого замка, он приобщён к уликам дела..."
"Смерть наступила в результате удара тупым тяжёлым предметом по голове. Удар пришёлся на заднюю часть черепа, раздробив затылочную кость. Осколки вошли в мозг, потерпевший скончался мгновенно..."

Из протокола заседания Кировского районного суда:
"...Раевская Зинаида Степановна признана невиновной в совершении убийства Миронова Дмитрия Александровича, а ей действия классифицированы как вынужденная самооборона. По решению суда Раевская З.С. освобождается из-под стражи и отпускается на свободу непосредственно в зале суда. Решение суда может быть обжаловано истцом в установленном законом порядке...
- С**а старая! Ты всё подстроила! Признайся!!!
- Гражданка Игнатова, это уже второе предупреждение. Вы оштрафованы за неуважение к суду. Покиньте зал немедленно. Уведите её!"