Долгая дорога в общество

Любовь Козлова
Ни для кого не секрет, что Омутнинская местная организация ВОС для незрячих является вторым домом, второй семьей, где люди знакомятся и остаются друзьями на всю жизнь. Путь в первичку Нины Александровны Чежеговой после полной потери зрения был долгим, но, придя в общество, она почувствовала, что жизнь продолжается.

Впервые Нину Александровну я увидела на общем собрании. Она держалась настороженно, была тихой, неразговорчивой, боясь причинить окружающим неудобство. Гея Константиновна Шитова, бывший секретарь общества, настояла в свое время, чтобы ослепшая женщина пришла в первичку. И жизнь Чежеговой круто изменилась. Она постепенно «оттаяла», начала со всеми общаться, и мы увидели, что это веселый, компетентный во многих вопросах, особенно в политике, человек.
Родилась Нина в 1951 году в г. Омутнинске. Ее с братом воспитывала мама, так как отец жил в другой семье. Было трудно, денег не хватало, подспорьем было свое хозяйство. С детства мать приучила детей к труду. Они разрабатывали землю под картофель, разводили коз, кур, уток, поросят, летом сушили накошенную траву, пропалывали грядки. За это соседи ласково называли девочку «хозяюшкой».
После восьмилетки Нина устроилась на работу секретарем-машинисткой в Омутнинский ОРС. Работая, успешно окончила вечернюю школу, затем Кировский торговый техникум, получила специальность товароведа. 26 лет она проработала в одной организации, отдавая опыт, здоровье и энергию непростому делу. Подтверждением тому служат многочисленные поощрения, награждение медалью «Ветеран труда».
На жизнь роптать Нине Александровне было бы грешно: была работа, без которой она не мыслила себя, дружная замечательная семья, а рядом любимые люди – муж Михаил Степанович и двое сыновей – Женя и Алеша, повзрослевшие, получившие образование. Только здоровье в тридцать лет начало давать сбои.
Однажды проснувшись и открыв глаза, поняла, что один глаз у нее совсем не видит. Подумала: «Все пройдет». Но не проходило. Через два месяца обратилась к врачу, который не разделил ее тревогу. Обследовалась у другого окулиста. Он поставил диагноз: «кровоизлияние» и посоветовал сменить работу, связанную с нервными и эмоциональными перегрузками, бесконечными отчетами. Работу она не бросила – в другой сфере деятельности представить себя не могла.
Но где тонко – там и рвется. После кровоизлияния зрение стало падать, начались бесконечные курсы лечения в стационаре. Областные окулисты поставили диагноз: катаракта, атрофия зрительного нерва, периферийная дистрофия сетчатки. В 1986 году в Московском институте глазных болезней им. Гельмгольца диагноз подтвердили, предупредив, что в будущем ее ожидает полная слепота. Вернувшись из столицы, Нина Александровна продолжала «цепляться» за полноценную жизнь, работала так, что окружающие и не догадывались о ее недуге.
Ресурс здоровья был исчерпан в 1994 году – ее вывели на вторую группу инвалидности. Видя отчаяние пациентки, врач ВТЭК, пытаясь приободрить ее, поделилась с ней личной историей. Она привела в пример свою мать, потерявшую зрение после родов, но нашедшую в себе силы не только вырастить дочь, но и самостоятельно вести домашнее хозяйство. И сейчас, общаясь с матерью, та даже не замечает, что она незрячая.
Этот душевный разговор придал Нине Александровне сил, и она почувствовала себя намного легче, но в 1999 году последний лучик света погас в её глазах. Ей дали первую группу пожизненно. Не описать отчаяние, которое она пережила. Каждый, кто потерял зрение, знает, что это такое, знает, с какой обидой на судьбу мы задаем один и тот же вопрос: за что?
Общаться не хотелось ни с кем. Ей нужны были только покой и одиночество. Своей беспомощностью она не хотела обременять окружающих, хотя повторяла – один в один – ошибки всех, кто впервые столкнулся с потерей зрения. Как и многие в ее положении, она «лелеяла» свой недуг, замкнулась и не хотела принимать ничью помощь. По себе знаю, что первым шагом в борьбе с болезнью является вступление в члены ВОС, где объединились люди, знающие проблемы и чаяния незрячих. Здесь всегда поддержат протянутую за помощью руку, отогреют обледенелое бедой сердце и помогут человеку реализовать его запрятанные в дальний уголок души таланты и способности.
Новенькая, придя в первичку, поняла, что она не одинока в своей беде, что здесь ее понимают с полуслова. Судьба преподнесла ей подарок в лице Галины Викторовны Пастухановой, которая к тому времени уже стала активным членом ВОС. Она решила помочь подруге по несчастью и позвонила ей. Оказалось, их мужья знакомы по работе, а дети – по учебе. Галина Викторовна тоже инвалид первой группы без остатка зрения, но уже адаптирована к нелегкой жизни. Общая беда объединила двух женщин, и они стали дружить семьями: будь то дача, шашлыки, лес, ягоды, грибы…
Нина Александровна, как губка, впитывала в себя премудрости быта незрячего, которыми делилась с ней новая подруга, но общество посещать наотрез отказывалась, т.к. не хотела, чтобы кто-то тратил на нее свое время. Все изменилось после того, как в первичку вступила инвалид второй группы Валентина Ивановна Волоскова, знавшая Н.А. Чежегову и взявшая над ней шефство. Они живут по соседству, и Валентина Ивановна заходит за Ниной Александровной каждый раз, когда идет в общество.
Так из домоседки Чежегова превратилась в веселую, общительную и жизнерадостную женщину. Она не только следует советам, но и делится своим жизненным багажом, рассказывает житейские истории, может поднять настроение интересно рассказанными анекдотами, которых знает великое множество. А когда заходит в помещение общества и говорит: «Здравствуйте все, а вот и я пришла!» – действительно все рады ее приходу и ждут от нее чего-то юморного. И она не разочаровывает нас. Сегодня Нина Александровна – это не только хорошее настроение первички, но и оптимизм – сама старается не унывать и поддерживает тех, кому плохо.
Однажды она рассказала забавный случай, который произошел с ней летом. Муж, Михаил Степанович, проходил курс лечения в стационаре, а она дома осталась одна. Ночью не могла заснуть:  было тревожно на душе. Включив погромче магнитофон, стала слушать книги на кассетах. Далеко за полночь сон все-таки пришел, но утром она подверглась допросу соседки: кто это у нее был ночью? Муж в больнице, а в квартире всю ночь был слышен мужской голос!
Ох уж эти соседки! Им и невдомек, что когда нет рядом близких, нашими собеседниками становятся «говорящие» книги. А мы, заинтересовавшись сюжетом, не помним о времени суток, лишь бы узнать, что будет дальше.
Эти же соседки не верят Нине Александровне, что она совсем незрячая, ведь, заходя к ней, они видят в квартире идеальный порядок. Эта чистота – результат неустанной работы. Да и на кухне хозяйка справляется с работой не хуже повара: готовит и печет абсолютно все. Особенно удаются ей пироги: доставая их из духовки, руками пробует упругость выпечки и знает, когда пирог готов.
Самый драгоценный ее помощник – муж Михаил Степанович, работающий начальником участка пароводоснабжения. Хоть и хлопотная у него работа, он старается помочь жене по хозяйству. У супругов очень теплые взаимоотношения: она называет своего трудягу-мужа «мой свет в окошке». Он же считает, что ему в жизни повезло с женой, считает ее очень сильной женщиной, и говорит, что, кроме нее, ему в жизни никого не надо. О щедрости души супруги говорит и тот факт, что в последнее время с ними стала жить ее 74-летняя свекровь, которая на склоне лет стала нуждаться в заботе и тепле домашнего очага.
Однако не все так безоблачно в жизни героини рассказа. В минуты отчаяния и безысходности ей помогают книги на кассетах и инструментальная музыка. Она включает магнитофон и под звуки музыки ее душа растворяется в чарующей мелодии, она отключается от реальной жизни и постепенно все негативное отступает. «Забыть себя» ей также помогают исторические романы.
Внешне Нина Александровна – красивая женщина с очаровательной улыбкой. Ей не все равно, как она выглядит, поэтому она следит за собой: пользуется косметикой, всегда со вкусом одета. В этом ей помогает секретарь общества Татьяна Николаевна Луппова, которая ходит с ней по магазинам, помогает в подборе модной одежды и покупке других товаров для семьи.
Вот так Нина Александровна Чежегова из раздавленной горем женщины, искавшей одиночества и не принимающей ничью помощь, превратилась в полноценного, нужного для общества человека, своей жизнью показывающего пример другим. Нельзя не восхищаться обретенной ею жизненной стойкостью и задором.
Мы рады, что теперь она приходит в первичку не только на мероприятия, принося с собой хорошее настроение, но и поработать: члены местной организации избрали ее председателем ревизионной комиссии.