Дом, где согреваются сердца

Любовь Козлова
  Непросто быть инвалидом… Часто это суровое слово звучит как приговор, особенно если ты молод и впереди – целая жизнь, полная неизвестности. Помню, как несколько лет назад, стесняясь и робея, я впервые переступила порог Омутнинского общества слепых и с тех пор обрела новый смысл жизни, поверила в себя, нашла много прекрасных друзей, а главное – стала нужна людям. Нужен был первый шаг навстречу к общению – и этим шагом для меня как раз стал день вступления в общественную организацию.
  Моя жизнь изменилась, она стала полна событиями и радостями. Я влилась в дружный и сплоченный коллектив единомышленников, которому по плечу решение самых разных задач, и каждый член общества вносит свой посильный вклад в его работу. Вместе мы – сила.
  Для инвалидов по зрению наша первичка – это уголок добра, куда можно прийти с радостью и проблемами, где всегда найдешь понимание и сочувствие, забудешься от повседневных забот, пообщаешься с умными и веселыми людьми. Здесь всегда царит обстановка взаимного уважения, искренней дружбы и желания помочь друг другу, проводятся различные мероприятия, которые запоминаются надолго. А делают жизнь местной организации ярче и содержательнее две незаурядные личности – ее председатель Елена Ивановна Шумайлова и секретарь Татьяна Николаевна Луппова, хотя самих женщин судьба не слишком баловала.
  Елена Ивановна Шумайлова родилась в 1952 году в поселке Афанасьево первой из шести детей. Проблемы со зрением начались у нее лет в шесть, когда она стала плохо различать предметы. Но учиться девочку родители все же отдали в обычную школу. В седьмом классе в школу приехали областные доктора с медосмотром. В числе детей, у которых выявили близорукость, была и Лена. Она расстроилась, что ее переведут учиться в Белохолуницкую школу для слепых и слабовидящих детей и придется надолго расстаться со своими подругами.
  Так оно и вышло, хотя о школе у Елены Ивановны на всю жизнь остались самые теплые воспоминания. В обстановке взаимного доверия, дружбы и доброты их обучали и воспитывали замечательные педагоги. Слабовидящие дети всегда помогали слепым, оберегали их, водили везде за руку, а во время просмотров вечерних  телепередач комментировали и поясняли им, что происходит на экране.
Учеба Лене давалось легко. Особенно ей нравилась биология: она любила возиться с животными и растениями. За успехи ее направили на областной слет юннатов, где она выступила с докладом.
  В школе она была в числе активистов. Ей нравилось выполнять различные поручения:ее избирали председателем совета дружины пионерской организации, а затем секретарем комитета комсомола. В свободное время она увлекалась коньками и лыжами.
  Незаметно пролетели школьные годы, и перед молодой девушкой встал вопрос о выборе профессии. Очень хотелось стать биологом, но она понимала, что с плохим зрением учебу не осилит. Выбор остановила на профессии медика,  поступив на фельдшерское отделение Омутнинского медицинского училища. Будучи студенткой, вышла замуж. Часто с мужем задумывалась: где будут «вить свое гнездышко»  после окончания училища.
  Услышав от знакомых, что в Смоленской области условия жизни лучше, чем в Кировской, что там даже груши растут, молодая женщина, имея натуру романтическую и к тому же решительную, отправилась в Смоленск. В облздравотделе вятская девушка заявила, что хочет работать фельдшером недалеко от Смоленска. Ей повезло: такое место  для настойчивого специалиста нашлось. Молодой семье даже предоставили трехкомнатную квартиру. Муж устроился на работу тоже по специальности. В семье Шумайловых появился первенец – сын Игорь. Жить бы да радоваться, но через несколько лет медпункт закрыли, а Елену Ивановну перевели в районную больницу акушеркой.
  В 1975 году супруги приехали на родину в отпуск. Елена Ивановна радовалась встрече с родными и друзьями, но случилась беда: у нее произошла отслойка сетчатки и предстояла сложная операция. Шумайловы обратно в Смоленск решили не возвращаться. После операции Елене Ивановне, которой было всего 23 года, предложили вторую группу инвалидности. Это повергло ее в шок: молодая женщина и слышать не хотела, что будет инвалидом, и от группы отказалась.
  Работать медиком Елена Ивановна не рискнула, так как с плохим зрением в этой профессии можно сделать непоправимые ошибки. Устроилась в детский сад воспита- тельницей, в котором проработала 25 лет. На работе ее ценили. Родители старались определить своих детей в группу именно к ней, так как она проводила с детьми интересные игры и занятия, постоянно чем-нибудь их занимала, дети всегда были под приглядом. Никто и не догады- вался, что эта замечательная воспитательница неважно видит. За свою работу она неоднократно получала поощрения и почетные грамоты.
  В 1995 году из-за снижения рождаемости садик закрыли, и Елена Ивановна была вынуж- дена выйти на группу инвалидности. На этот раз расстраиваться не стала, так как инва- лидность для нее уже не была неожиданностью, но и сидеть, сложа руки, не смогла – занялась личным хозяйством: огород, поросята, куры, козы.
  В 1999 году на МСЭК в областном центре ей дали первую группу. Она просила, чтобы ей оставили вторую, но врачи были непреклонны. Всю дорогу до Омутнинска Елена Ивановна проплакала, ведь теперь она – инвалид первой группы, а отступать дальше уже некуда. Помню, как она позвонила мне и со слезами сообщила эту новость. Как могла, утешила ее, убедила, что отношение к ней из-за этого ни у кого не изменится, что она по-прежнему будет жить и по возможности продолжать вести привычный образ жизни.
  Так и получилось. Но через полгода ее ждал новый удар судьбы – умер муж. Лишившись опоры, ей пришлось заново строить свою жизнь и всю ответственность за семью брать на себя. С ней остался младший сын, который тоже нуждался в помощи. Женя – инвалид с детства, у него ДЦП, поражены в основном руки, но, благодаря маме, ее профессиональным навыкам, интуиции и заботам он вырос приветливым, умным и добрым. Работает сейчас на химическом заводе, где его ценят как исполнительного сотрудника. Его хобби – игра в шахматы. Он участвует во всех шахматных турнирах, занимая призовые места.
  Именно в это время, весной 2000 года, в нашей первичке проходило отчетно-выборное собрание. Зная Елену Ивановну несколько лет, я предложила ее кандидатуру на должность председателя. Проголосовав за нее, члены организации не ошиблись в своем выборе.
  Взвалив нелегкие обязанности руководителя общественной организации самой тяжелой категории инвалидов, Елена Ивановна полностью погрузилась в работу. На работе она легче пережила утрату, почувствовала себя нужной другим людям, которые к ней потянулись, доверяя самое сокровенное.
  Прошло, казалось бы, немного времени, как она работает председателем, а впечатление такое, что она была здесь всегда. Она у нас необыкновенная: бескорыстно помогает каждому, кто к ней обращается, всегда держит нас в курсе дел, всегда подскажет, о ком следует позаботиться особо. Сколько добра, заботы, времени отдает она незрячим людям, как болеет за каждого! И никто у нас не чувствует себя брошенным, знает, что о нем позаботятся. У членов общества сложилось единое мнение, что этот человек находится на своем месте.
  За пять лет ее председательства в обществе многое изменилось: налажены отношения со спонсорами, благодаря которым в помещении сделан ремонт, появились красивые шторы, телефон, новая мебель: столы, стулья, шкафы, зеркало, вешалка-стойка.
  Елене Ивановне удалось найти «ценного» спонсора, которой взял шефство над первичкой, в лице Эльдара Садыковича Исмаилова, генерального директора Омутнинского хлебокомбината. Этот человек не понаслышке знает о проблемах слепых, так как в его семье есть незрячий родственник. Год назад к дню инвалида каждому члену общества хлебокомбинат сделал подарки, а на 8 марта подарил большой торт. Эльдар Садыкович никогда не отказывает в помощи и просит нас не стесняться к нему обращаться.
  Члены первички тоже не сидят, сложа руки, а активно пополняют скудный бюджет. Елена Ивановна несколько лет подряд договаривается с Котельничским УПП ВОС о поставке обществу крышек, и мы, члены общества, реализуем их. Активисты знают, что эти деньги пойдут на оказание небольшой материальной помощи, новогодние подарки детям членов ВОС, проведение полюбившихся мероприятий: дня пожилого человека,  дня белой трости, Нового года и др.
  Личная жизнь Елены Ивановны в настоящее время тоже наладилась: она вышла замуж за хорошего человека – Сергея Мошкина. Нельзя не отметить, что она всегда следит за собой, старается соответствовать своему статусу. А однажды призналась, что не хочет «отпускать планку», т.е. если что-то может делать, то она будет это делать. Это касается не только внешнего вида, но и всего остального.
  Так случилось, что и председатель, и секретарь нашей первички – землячки, обе родом из одного райцентра – Афанасьево. Татьяна Николаевна Луппова родилась в 1970 году. Жизнь сложилась так, что ее с братом воспитывала одна мама, и с детства девочка во всем была маминой помощницей, ответственной и исполнительной. Управившись с домашними делами, Таня успевала и уроки сделать, и погулять со сверстниками. Поселковые дети играли в различные подвижные игры, бегали за черемухой, собирали грибы и ягоды, купались на Каме. Воспитывая детей в строгости, мама никогда их не наказывала, потому что они не доставляли хлопот.
  Училась Таня легко, но ее страстью был спорт. Особенно она преуспела в лыжах, участвовала во всех районных соревнованиях, никогда не подводила команду, занимая в областных лыжных гонках призовые места.
  После десятилетки Таня решила стать воспитательницей, так как ей нравилось играть с детьми, да и самой не очень-то хотелось взрослеть. Выдержав конкурс, поступила в Омутнинское педучилище и после его окончания распределилась в местный детский сад. Начала работу помощником воспитателя, а потом 12 лет работала воспитателем. Вышла замуж, родила сына. И все эти годы главным советчиком для нее оставалась мама: они были как подружки, доверяли самое сокровенное друг другу.
  На работе Татьяна Николаевна отдавала всю душу детям, а они платили ей взаимной любовью и привязанностью. Однажды девочка из неблагополучной семьи задала ей вопрос: «Татьяна Николаевна, а почему вы не моя мама?» Она считает, что это самая высокая оценка ее работы. Даже после выпуска из садика дети часто навещали любимую воспитательницу, а она до сих пор, встречая их родителей на улице, интересуется дальнейшей судьбой своих воспитанников.
  Работая в детском саду, Татьяна Николаевна начала ощущать какие-то «рамки», не чувствуя себя свободной. Ей хотелось самостоятельности и творчества. Но перейти на другую работу не решалась, да и личная жизнь дала трещину: муж постоянно пил, деньги в семью не приносил, и они расстались.
  В 2002 году секретарь общества слепых Гея Константиновна Шитова решила уйти на пенсию, но оставить дело всей своей жизни, а она проработала в обществе около 30 лет, неизвестному человеку не могла. Зная Татьяну Николаевну, предложила ей занять свое место. Выбор был удачным. Молодая женщина пришлась всем по душе, нашла контакт с людьми, научилась печатать на машинке, разобралась с документацией. За что бы она ни взялась, все у нее получается. Особенно нравится всем ее мягкий, ласковый голос, четкая, как у диктора, дикция. Слушать, как она читает – одно удовольствие.
  Татьяна Николаевна с незрячими почти три года. До сих пор ее просят вернуться на работу в садик, но она отказывается, ссылаясь, что у нее здесь тоже дети, хотя и взрослые. Она чувствует, что нужна в обществе всем. О ее безотказности и безграничной доброте говорят поступки. Узнав, что бывший муж тяжело болен, пришла ему на помощь, так как у него не было других родственников: стирала одежду, приносила зелень и овощи со своего огорода, готовила, чтобы как-то поддержать его силы. А когда он умер, то и хоронить его пришлось Татьяне Николаевне.
  Люди ценят своего секретаря, советуются с ней. Она никогда не считается со временем, если кто-то попросил о помощи: сбегает в аптеку за лекарством, кому-то оформит документы, кого-то из незрячих сводит по магазинам, поможет выбрать модные вещи, убеждая, что человек должен красиво выглядеть, даже если этого сам не видит. А некоторых  даже заставляет пользоваться косметикой.
  Сама же она – пример аккуратности и опрятности, обладает искрометным юмором, заражает окружающих своей молодостью и задором. И веришь ей, когда она говорит, что нашла себя в этой работе.
  Такие они, эти две замечательные женщины – Елена Ивановна и Татьяна Николаевна.  Они работают слаженно и дружно, и от этого жизнь инвалидов по зрению становится лучше и содержательнее не только в Омутнинском, но в Верхнекамском и Афанасьевском районах. Каждый четверг к 11 часам незрячие спешат в общество, зная, что председатель и секретарь подготовили для них очередное мероприятие, накрыли столы для чаепития. К чаю участники приносят свои угощения, кто что может. Никто не спешит домой: ведь общение длится до конца рабочего дня.
  С гордостью скажу, что нам, членам ВОС, завидуют инвалиды других категорий: в городе мы считаемся организацией единомышленников. Пусть никогда не остывает тепло сердец наших лидеров, которое они отдают незрячим людям.