Легенда о космонавте Чиже

Лауреаты Фонда Всм
ГЕННАДИЙ ЛАГУТИН - ВТОРОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ "ГДЕ-ТО, МЕЧТАЯ В СОЗВЕЗДИИ СТРАННОМ" ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

 
               
Ты, прости меня, читатель, что рассказ мой меньше ладошки будет. В нашей местности народ занятой, зря болтать недосуг нам. Потому, наверное, и зовем друг дружку коротко, без длинностей и величавостей. А то и по прозвищу! Разве только по праздникам, по имени отчеству друг к дружке обращаемся. А в обычное время, так только именами короткими, чтоб они не застревали в зубах, пролетали как пуля: «Васи-и-ль! Левша-а! Чиж-ж!» А потому не буду дальше терять время, а прямо расскажу о мастере непревзойденном, которого все Чижом кликали.
Ой, и сейчас не перевелись на Руси мастера, что и блоху подковать могут, и велосипед изобрести ни с того ни с сего… А все  потому, что в головах бурлит у них и руки зудятся по делу интересному. Издревле повелось это, многих и не запомнили. Ну, там Левшу помнят, Черепановых отца и сына, Ивашку Бушуева еще…А про Чижа, так и не знал никто вовсе. А мастер он был знаменитый. Ни власть советская, ни нынешняя демократическая, мастерства из него не вышибли. И ума дотошного не смогли лишить.
Ране он в городе на заводе работал, а как новые хозяева пришли, выкинули Чижа на улицу, потому как мастер он первой руки и платить ему надо как полагается, а не гроши малые…Эти - ж за копейку удавятся! Да и возраста Чиж был пенсионного…
Погоревал Чиж, да и уехал в деревню, откуда родом был, где все его предки на погосте покоились. Только и в деревне он изобретал все, да чудные вещи строил. К примеру, осенью после дождей разжижится все, от грязи деваться некуда, а у Чижа на крыльце машинка стоит, сапоги сама чистит. Сунул грязный сапог внутрь, вынимаешь, а он сияет весь блеском зеркальным. И в доме все у него было, как в сказке. Кнопку нажал – ставни открылись. Другую – занавески раздвинулись. Машинка на кухне стояла – муки насыпал, яйцо разбил, нажал кнопку и давай она на тарелку оладьи сыпать. Электричество у него свое было – пропеллер на мачте крутился. Ой, да не перечислишь всего, что Чиж понаделал.
 Бабка Федосеевна, на чердаке часы не ходящие старые сыскала,принесла Чижу, может сгодиться на что. А тот через недельку часы назад вернул, с музыкой уже… И играли часы бабкину песню любимую « В жизни раз бывает, восемнадцать лет…»
Только время-то летит. Постарел Чиж. Болеть начал. Больше сидел на крыльце, да на жизнь нашу смотрел.
А вот потом это и случилось! Такое случилось, что сельчане наши подумали – рехнулся Чиж на старости лет. Один я знаю, как все было. И не рехнулся он вовсе! Сидел Чиж как-то вечером, на месте привычном, на крыльце своем…Смеркалось уж! Луна щекастая на небо выползла. Смотрел, смотрел на Луну Чиж и такая тоска его взяла, вот, мол, американцы там побывали вроде, а он, Чиж, так в землю и уйдет не прогуляется по Луне… И решил Чиж ракету строить – в космос лететь. И куда все болячки его ушли?
Это он со мной поделился, что и как задумал. Я и не удивился совсем. Чиж – он такой! Раз в голову зашло – не выбьешь нипочем. Точно ракету сделает. Смелость у него была, которая каждому творящему человеку необходимая…
И началось! Откуда он всё тащил – знать не знаю. А через время малое весь двор у него завален был трубами и трубочками всякими, кусками металла. Привез он на телеге котел какой-то заржавленный, кучу целую деталей неведомых. Аппарат сварочный где-то раздобыл. И в один день начал газосваркой варить, сваривать…
Даже ночью аппарат у него шипел, синим светом двор освещал. Извелся весь Чиж, только о своей ракете думает. Хлебца пожует и снова к своему творению. И мало -помалу, какие-то неведомые агрегаты у него во дворе вырастали. Уже весь двор заставлен был ими. Только все это никак на ракету похоже не было. Мы ж по телевизору видели, как она выглядит…
А потом пришел день, когда нанял Чиж автокран, машину грузовую, мужиков наших, и стали они все аппараты - агрегаты эти увозить далеко от деревни, на пустырь. Это, Чиж говорит, мой космодром будет, отсюда я на Луну взлечу… Туда он и  переселился. Дом закрыл на замок и не появляется в нем. Я занятый был, к Чижу в гости не ходил долго, а пришел – рот открыл от удивления. Чиж собрал все воедино и стояла на земле, на трех ногах ракета – не ракета, а похожая на нее шибко. Махина такая, высотой с дом двухэтажный…
Вот,Митяй,-  говорит Чиж,- хорошо, что пришел. Заканчиваю я. Мне помощь твоя понадобится! Ракету ты запускать будешь, отсюда...С земли.
Показал он мне, как магнето крутить, какую кнопку нажать по его команде, велел наушники одеть, а сам по лесенке деревянной полез вверх и в люке скрылся – связь проверить. Слышно было хорошо. Чиж и говорит, вижу, мол, машина с керосином идет. Заправляться будем. И верно, машина пришла, цистерна на колесах, перекачала в Чижову ракету весь керосин и уехала.
-Ну,- Чиж говорит,- давай прощаться! Удачи мне пожелай!
Обнялись мы с ним, расцеловались троекратно, по обычаю русскому и полез он в свою ракету. Люк закрыл, завинтил, и мне говорит, что готов к старту…Давай, мол, Митяй, крути ручку, а как скажу «Старт» кнопку нажимай и в ямке своей на дно падай! Береженого Бог бережет!
Я все так и сделал, как Чиж велел! Кнопку нажал и в окопчике на дно упал. Сперва шибко зашумело что-то, зашипело-загудело так, а потом…Рвануло так, что земля ворохнулась,а я оглох совсем! Но не встаю, лежу себе! А как стихло всё, встал. Смотрю – нет Чижовой ракеты. Ямка только там где стояла она ране. Сел я на землю и думаю, так улетел Чиж или взорвалось его сооружение, не дай Бог? Я же не видел ничего, носом в землю уткнувшись…
Тут народ сбежался, потому как в деревне стекла из окон повылетали…Участковый на машине прикатил, сельсовет в составе полном. Что-то меня спрашивают, а я оглохший еще!
Долго я отходил, дня два не меньше. Стали меня все расспрашивать, следователь из города приехал. Они то всё по непонятливости своей думали, что взорвалась ракета Чижа! Однако все на километр обшарили вокруг «космодрома» и ни единого осколочка не нашли.
А что я мог им сказать? Что я знал? Сказал, что Чиж на Луну улетел и все. Кричит следователь дурным голосом, что быть такого не может, чтоб крестьянский мужик настоящую ракету построил и в космос улетел! Ну, откуда ему знать, что не простой мужик это, а Чиж! Знать надо, каким он был! И,что самое главное, мечта у него была.
А когда мечта есть, то и до Луны долететь можно. И не только до Луны…
Назад Чиж не вернулся. И правильно сделал. Ничего хорошего здесь нет, на земле моей родной, которую невесть во что превратили правители наши.
Вот потому, сижу я вечером на крылечке, как ране Чиж сидел, и на Луну смотрю. Жалею, что не дал мне Бог таланта, что у Чижа был. Я бы тоже ракету построил и на Луну, к нему. Эх, и зажили бы мы славно с ним вдвоем! Где ты там, Чиж? Как тебе живется на Луне? Может, прилетишь, заберешь меня к себе?