Телега и зялзяля

Элам Харниш
Зялзяля...  - землетрясение... - азерб-е

Серый ноябрьский день... Обычный...
Много бестолковой беготни и мало результата...
Ближе к вечеру в офисе собрался почти весь коллектив агентства...

В дверь постучали и зашли двое немолодых мужчин... Один из них подошёл и протянул мне исписанные листы дешёвой, сероватой канцелярской бумаги, видимо добытые из старых советских запасов...

- Я родственник Эльмиры ханум... Мы хотим узнать ваш точный адрес, чтоб вписать сюда... - это заявление в прокуратуру на вашу фирму...

Озверев от такой наглости, я вскочил и, схватив мужика одной рукой за шиворот, а другой за пояс, с криком... – "Рядд ол бурдан"... - вон отсюда..., - поволок к выходу...
Второй, увидев, как развиваются события, поспешил ретироваться сам...
Выкинув незваного гостя за дверь, вернулся на своё директорское место...

Меня трясло от возбуждения, а агент и девочки покатывались со смеху...
- Что ржёте?... – я был готов обрушиться на них...
- Со стороны смотрелось покруче любого анекдота..., - чуть не складываясь пополам, хохотал Ровшан...
- Нет, каков наглец... – дайте ему адрес, чтоб в телегу вписать..., - звонко заливалась офис-менеджер... - Эльнара...
- Это же надо?!... - остыв, понял, что всё выглядело действительно смешно...

Я прекрасно осознавал, что если эти негодяи дойдут до прокуратуры, мне будет не до смеха, несмотря на то, что мы ничего противозаконного не совершали...
Ровшан сдал квартиру этой самой Эльмиры шотландцам, и взял причитающиеся пятьдесят процентов от первого месяца комиссионных с хозяйки... - в Баку всё не как в цивилизованных странах, в которых услуги маклеров оплачивает арендатор...

Клиенты пожили пару месяцев и сбежали, а тремя днями ранее, в моё отсутствие хозяйка приходила в офис... - орала, стучала по стенам, требуя вернуть деньги... - обвиняла нас в том, что мы, якобы, сами переселили их...

Эти был, конечно, полный бред...
Никого мы не переселяли, и никто ей ничего возвращать, естественно, не собирался... – деньги были давно проедены... У маклеров, как ни странно, тоже есть семьи и дети, но мадам плевать... - вот она и подослала каких-то уродов, думая взять нас на испуг...

Постепенно все успокоились и ближе к десяти вечера разошлись по домам...
Зайдя к себе во двор, я подошёл к подъезду и, набрав код открыл дверь...
В этот момент раздался гул, земля под ногами заходила ходуном, а с лестничных пролётов вниз посыпались пыль и мелкий мусор... 

Спускающаяся навстречу соседка, вцепившись в перила, задала идиотский вопрос...
- Что это?...
- Беги..., - крикнул я..., - землетрясение...
Пулей выскочив во двор, во всю мощь своего голоса стал звать жену и дочь... - в тот момент я не осознавал, что меня не слышат... - в обычной обстановке вряд ли услышали бы, а тут такое...

Первый толчок длился секунд пятнадцать, и как только гул прекратился, ничтоже сумняшеся, я рванул в неизвестность... - в тёмное чрево подъезда...

О том чтоб воспользоваться лифтом, не могло быть и речи...
Задыхаясь и перепрыгивая через несколько ступеней, я несся наверх... От выброса адреналина сердце готово выскочить наружу, а мозг свербила единственная мысль... – выдержит ли дом, если тряхнёт ещё раз сильнее...

Где-то на уровне четвёртого этажа, увидев выползающих из своих квартир соседей, сказал, чтоб бежали вниз, но в этот момент затрясло вновь...
Скрежет стоял такой, что даже самого себя не было слышно...

Шестой, наша площадка... Мой друг детства... - Эмин, вывел мать... - застигнутые врасплох, они держались за стены, оставаясь под несущей конструкцией... 
Не обращая ни на что внимания, я принялся барабанить в дверь...

Не открывают... Второй толчок силой шесть баллов длился секунд двадцать... – если бы ещё двадцать, не знаю чем бы всё закончилось... - что было бы с нашим домом и нашим городом?...

Наконец... Открыли... Мои женщины тоже стояли в проёме несущей стены... Пришлось подгонять, используя ненормативную лексику...

Первой, прямо в домашних тапках, побежала двенадцатилетняя дочка... Пока жена собирала тёщу, я рассовал по карманам семейную кассу и документы...

Пошли вниз... - я быстро... – жена с мамашей медленно...
На всё ушло не более двух минут... – оказавшись во дворе, увидел своё чадо, стоящее в толпе соседей...

Моя половина начала высказывать мне претензии, что мол, я оставил её с матерью в подъезде... Ответил, что один живой родитель лучше, чем если бы ребёнок остался сиротой, а поскольку мы живы оба, то и спорить не о чем... - на этом ссора была исчерпана...

Все жильцы вышли в парк перед дворцом Республики и расположились на скамейках...
Попытки дозвониться куда-либо с мобильного заканчивались ничем... - сеть перегружена...
Усадив женщин и убедившись, что им ничего не угрожает, отдал жене деньги и побежал в офис, посмотреть, нет ли каких разрушений... Мог бы не бегать... – даже дезодорант в ванной с полки не упал... – даром, что ли дом архитектурный, да ещё во время ремонта я забетонировал пол и крышу...

На обратном пути вспомнил, что остался без ужина... – в будке на улице у таких же пофигистов как сам, купил шаурму и, жуя, предстал перед своей семьёй...
- Ты отсутствием аппетита никогда страдать не будешь..., - ёрничает супруга...
- Я что, голодный ходить должен?... Война войной... - обед по расписанию... Ключи дай..., - на этот раз бежать нет никакого смысла... - я поднялся спокойно...

Зайдя в квартиру, в первую очередь с городского телефона дозвонился до матери... - слава богу, они с отцом уже вернулись домой...
К ним приехала сестра с семьёй... – каменная хрущёвка, надёжней панельной девятиэтажки...
Поискал нашу кошку... - Зосю... Найдёшь тебя... - как же... Спряталась с перепугу...
Собрал тёплые вещи, не забыв цацки супруги...
Позвонил друзьям, живущим в одноэтажной дворовой системе, и сказал, что мы скоро придём... - они рады...

Тёщу мы отвели к её подруге, на первый этаж соседнего дома, а сами отправились к ним...
Ночь прошла весело...
Девочки, учившиеся в одном классе, были отправлены в спальню, а мы решили даром времени не терять... - на столе появилась водка, соления и прочая закуска...

Среди ночи ещё раз сходил домой и попытался найти животное... Результат был тот же, что и в первый раз...
Вернувшись к приятелю, устроился в кресле, вытянув ноги на стул...
Проснулся в восьмом часу утра, почувствовав, как моё ложе прилично тряхнуло...
В квартире тихо... – все спят...

Этот толчок мне не приснился... – после я проверил по сводке... - дёрнуло около трёх с половиной баллов...
Мелкие толчки продолжались около месяца, но и спустя год я всякий раз просыпался, стоило какому-нибудь грузовику проехать мимо дома...

К полудню, вернувшись домой, мы вытащили кошку из под кровати, где она отсиживалась между свёрнутых ковров... - бедное животное было напугано до такой степени, что ещё два дня только жалобно мяукало, лёжа в тазу с грязным бельём...

От стихийного бедствия в городе пострадало несколько человек...
Кто-то сломал ноги, сиганув с балкона, кто-то и вовсе погиб, попав под падающие куски архитектурных излишеств...

Через неделю после землетрясения рухнул четырёхэтажный дом в самом центре...
Несмотря на то, что все жильцы были предупреждены и выведены, один решил вернуться... - охранять офис от воображаемых мародёров, закончив свой земной бизнес под развалинами... 

Многие немолодые люди, в том числе и та Эльмира ханум, скончались от инфарктов, случившихся на почве испуга... - Аллах ряхмят элясин... - да упокоит господь...

А нам, после того как клиенты осмотрели дома и убедились, что трещин нет, удалось завершить начатые до землетрясения три сделки по продаже квартир...