Молодо - зелено

Игорь Теряев 2
В боевой полк после училища шесть выпускников прибыли в январе 1953 года.  Зима в Германии  в погодном отношении очень сложна.  То есть, стоят в основном погодные условия для подготовки лётчиков на второй и первый класс.  И лётчики полка этим и занимались. Да и задачи «ввести молодых в строй» не было.  Вот мы и летали с инструкторами, когда достанется. А доставалось редко.  Было не до нас.  Что нас в первое время смущало? В училище мы летали на МиГ-15 с грунтовой полосы. Казахстанские степи широки и раздольны.  Мы не знали,  какой длинны и ширины нам определяли взлётно–посадочные полосы в степи белыми парусиновыми на проволочных каркасах буйками. Выбьем землю до толстого слоя пыли,  перенесут буйки вправо или влево, на свежий грунт, и продолжаем летать. Даже тормозить после приземления приходилось редко.  Поэтому  взлётно–посадочная полоса  1800 метров длиной и 60 метров шириной нам показалась страшно маленькой. Особенно после четвёртого разворота. Ну, как на неё сесть, если она такая узенькая?  А ещё инструктор (на спарке) подсказывает по самолётному переговорному устройству:  "Прижимайся к левому краю".  Это и была единственная трудность в полку, хотя  мы освоились быстро. Наконец–то и мы подготовлены к самостоятельным полётам.  Меня  "выпускают самостоятельно".  Командир звена мне  полёт объяснил: "Высота пятьсот метров. Сделаешь полёт по кругу, пройдёшь над полосой, затем зайдёшь на посадку и сядешь. Всё понятно?"
       Взлетел, сделал круг, гордо прошёл на полосой и захожу на посадку. А у самого мысль: "Как бы сесть  на середину ВПП?".  Выполнил четвёртый разворот и  "прицеливаюсь на середину".  И так это меня увлекло, что больше ничего не видел и не слышал. Прошёл ближний привод (до начала полосы осталась тысяча метров) и вдруг перед носом что-то красное над землёй. И не такой шарик, как сигнальная ракета, а что-то с большим широким хвостом красного дыма.   Дымовая ракета!  Мне! Красная! Это – сигнал запрета посадки. Я увеличил обороты турбины двигателя и пошёл на второй круг.  Только после этого  услышал команду руководителя полётами "Уйди на второй круг!" и только тут  увидел, что лампочки положений шасси все три  КРАСНЫЕ.
       Я забыл выпустить ШАССИ!   И не слышал руководителя, и не видел посреди приборной  доски большую круглую оранжевую лампу, на которой крупными буквами написано  "Выпусти шасси!"  (мы её называли "Балда, выпусти шасси!").   Вот что значит "молодо – зелено".  Не выпустил, не слышал, не видел.
Со следующего захода сел. И сел посреди полосы. Сел хорошо, но из кабины выбираться не хотелось – было стыдно.  Видел же весь аэродром.  Правда, никто не подначивал, даже свои однокашники.  Командиры среагировали совсем правильно: сделали вид, что ничего не случилось.  А сам себя  я   казнил  долго.