Поездка в Иваново

Семенов Сергей Александрович
     В Иваново мы ехали на автобусе. Я знал, что будем проезжать Владимир и Суздаль и с каким-то трепетом ждал с ними встречи. Когда мы, наконец, оказались во Владимире, некоторое время наш путь лежал среди невыразительных домов, и я стал бояться, что мы так ничего и не увидим из архитектурных шедевров этого города. И тут мы выехали на улицу, в конце которой стояли Золотые ворота. Это было несколько неожиданно, и я даже не поверил в реальность происходящего. Меня сразу же наполнили звуки пьесы "Богатырские ворота" из фортепианного цикла "Картинки с выставки" Мусоргского. Владимир произвел на меня торжественное впечатление. Теперь на нашем пути стоял Суздаль.
       Во второй половине 12-го века, в период возвышения Владимира, через Золотые ворота в поход на Суздаль вышла боевая дружина. Дорога проходила по холмистой местности. Ранним утром воины, поднявшись на очередной холм, наконец, увидели Суздаль. Стоял сильный туман, который покрыл весь город, и только церкви плавали, как корабли, среди белого моря. Они сочли это за хорошее предзнаменование. Мы тоже ехали по холмистой местности, и всякий раз, когда мы поднимались наверх, я с нетерпением всматривался вперед, надеясь увидеть лес глав. И я увидел то, что ожидал. Я Суздаль представлял как город-сказку, город, где глав церквей больше, чем жилых домов. И я очень рад, что не обманулся в ожиданиях. Даже в архитектурных формах Суздаля есть что-то сказочное. Мы привыкли к архитектуре Москвы. При всем разнообразии облика московских храмов их что-то объединяет. Я понял это только сейчас. В Суздале же все необычно: от формы глав (Рождественский собор) до шатров колоколен. В Москве образующие шатров - прямые линии, а здесь - кривые. С тех пор, как наш автобус вступил в пределы древнего "ополья" и затем Суздаля, меня не покидают имена Владимира Мономаха, Юрия Долгорукова, Андрея Боголюбского.