Родом с Джуфт-Кале

Леонид Терентьев
   То миром, то войной заселяли Крым самые различные племена. Каждое по-своему обожествляло пугающие силы природы, придумывая себе спасительных идолов и божков. Но вот появились на полуострове евреи – со своей строгой верой в единого всемогущего Бога, творца мира и управителя его. Немало крымских аборигенов восприняли новую религию и тоже стали поклоняться книгам Ветхого Завета, называя себя Сынами Священного писания. Смешиваясь с пришлыми тюркскими племенами гуннов и хазар, среди которых тоже были последователи нового учения, постепенно они образовали единую нацию.
  Среди палестинских евреев в дополнение к писаной Библии позже стал складываться устный Закон. В V веке нашей эры он был записан, получив название Талмуда. В отличие от его сторонников-талмудиствов, другие продолжали чтить Ветхий Завет. А так как на древнееврейском «читать» -  «кара», то и стали они «караимами». Смешанные браки между представителями разных вероисповеданий были запрещены, и потому религиозное расслоение сохранило и этническое своеобразие, отчего караимы остались самостоятельной типично тюркской нацией.
  Так объяснила мне происхождение своего народа «чистокровная» караимка Семита Исааковна Кушуль.
  Много лет я слышал о ней как про знатока истории и бытия одного из древнейших крымских народов. Очень хотелось познакомиться, но все, как водится, недоставало времени. И «толчка». Пока не узнал, что именно С.И. Кушуль стала лауреатом учрежденной Крымским республиканским фондом культуры премии имени И.И. Казаса. «За исследовательскую работу в области караимской истории и культуры», - сказано в огромном красочном Дипломе.
  Уважаю и ценю ученых-профессионалов с должностями и степенями. Но преклоняюсь перед «дилетантами»-энтузиастами, чей бескорыстный труд «вознаграждается» чаще лишь бессонными ночами, переживаниями и непониманием «спецов».
  Бодрая не по годам, бухгалтер по специальности, вместе со всем поколением она перетерпела голод двадцатых и тридцатых, тяготы фашистской оккупации. Да и последние десятилетия, если честно, мало видела радости.
  А вот любовь к немногочисленному своему народу и интерес к его истории сохранила. За что в дар от истосковавшегося по Крыму собирателя из Ростова где-то в семидесятых получила ценнейшую библиотеку национальной культуры. Часть рукописей, в том числе XVI века – около тридцати томов, 51 сочинение – в свою очередь она передала исследователям из Литвы. Общая стоимость документов была тогда оценена в 15 тысяч рублей.
  Но вначале о другом.
  В тридцатых годах XIX века Одесское общество истории древностей заинтересовалось: кто же они такие, караимы, когда и как оказались в Крыму? Ни гахам, глава общины, ни кто-либо другой ответить на естественный вопрос не мог. Был приглашен давно занимавшийся такими проблемами учитель А.С. Фиркович. Он стал детально изучать древние захоронения караимов в горной части полуострова с центром в крепости Джуфт-Кале, или Чуфут-Кале. Сенсацией стала находка надгробия с именем Исаака Сангари, в восьмом веке нашей эры  обратившего к Священному писанию хазарского царя. Самый древний памятник относился к 6 году после рождества Христова, что подтверждало: караимы – аборигены полуострова.
 С интересом разглядываю изданный в 1872 году «Сборникъ надгробных еврейскихъ надписей Крымского полуострова, собранных ученымъ караимом Авраамом Фирковичем» с причудливо-непонятными знаками на языке древней Библии.
  Неоценима роль А.С.Фирковича (1787 -1874) в изучении истории караимов. Однако из-за продажи плиты могила его в том же Чуфут-Кале могла затеряться. Такое С.И. Кушуль считала недопустимым. Установить новую даже на свои деньги Бахчисарайский райисполком  не позволял: кладбище под охраной государства, и менять здесь что-либо могут только официальные научные организации.
  Неудачей окончились многолетние попытки Семиты Исааковны привлечь к нужному делу научных сотрудников Ленинградской публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, где хранятся коллекции найденных А.С. Фирковичем рукописей. Тогда она обратилась в научную библиотеку Вильнюсского университета (тогда еще Литва не была враждебной заграницей). И добилась: в 1981 году на кладбище близ Чуфут-Кале появилась-таки надгробная плита с именем ученого.
   Кстати, и внук археолога сохранил интерес к истории родного народа, о чем я узнал в гостях у С.И. Кушуль, перелистывая выпущенный в Санкт-Петербурге в 1890-м «Сборник старинных грамотъ и узакононенiй
Российской имперiи касательно прав состояния русско-подданных караимовъ, изданный З.
А.Фирковичемъ». Самая древняя в книге из тарханных (льготных) грамот эпохи Крымского ханства, датированная 1608 годом, начинается так: «Я. Отец победы, воитель Селямэт Герай-хан, говорю…»
  Судьбе историка, подлинность работ которого некоторые его  коллеги ставили под сомнение, С.И. Кушуль в 1981 году посвятила работу «Археолог А.С. Фиркович: домыслы, клевета и факты». Еще раньше был подготовлен большой труд «Караимы и их историческая связь с Чуфут-Кале». Не знаю, как ныне, но в то время ни одно из ее исследований, несмотря на ходатайства крупнейших этнографов, не было опубликовано. Но в Крыму они хорошо известны, о чем говорит сам факт присуждения в 1991 году Семите Исааковне весьма престижной премии.
  От обыкновенного интереса к серьезным разработкам С.И. Кушуль «подвигла» глубоко ее возмутившее утверждение автора одной из книг о Крыма, будто караимы – просто еврейская секта, а язык и одежду они заимствовали у татар.
  - Мы не лучще и не хуже других. Но..зачем же искажать истину?! – не в силах успокоиться Семита Исааковна. Так в 1978  году появилось ее аргументированное возражение, с интересом встреченное специалистами. После чего она поняла, что не только может, но и обязана рассказывать людям о караимах.
  - НО… нужно ли само разделение людей на нации? – спрашиваю Семиту Исааковну.
 - Не должно быть вражды между нациями, - слышу в ответ. – От формы собственного носа или разреза глаз не уйдешь. И, главное, должны жить культура и обычаи каждой национальности.
  И все же не песни и блюда главное. Важнее, считает лауреат, сохранять все хорошее из оставленного предками: честность, благородство, скромность. И – нести правду про народ и его происхождение.
  … Надо еще, вероятно, пояснить, кем был И.И. Казас, именем которого названа премия. Илья Ильич – первый крымский караим, получивший высшее светское образование, всю свою жизнь посвятивший просвещению. Был преподавателем, затем инспектором гимназии в Симферополе, в 1895-м основал и возглавил в Евпатории караимское Александровское духовное училище. Немало он сделал и для просвещения крымскотатарского народа. Если бы ныне тоже все только развивали культуру и знания других, а не ссорили людей в зависимости от пятого пункта в недавней анкете!
  С.И. Кушуль ушла из жизни в декабре 1996 года, успев пройти путь в 90 лет и восемь месяцев. Долгий жизненный путь. И еще более длительный и плодотворный – духовный. Но будем помнить другую дату – 14 апреля, день ее рождения…