Крымские татары без политики

Леонид Терентьев
 Традиции и обычаи народа


  П И Щ А


  Излюбленное блюдо татар – чебуреки. За три дня до великих праздников было принято что-то жарить: чебуреки, лухум (пончики), хигача (большие пончики, диаметром 20 см), курабье – вместо торта; пахлаву, хадаип, кугача, халву, лапшу с фасолью, кислым молоком и чесноком готовили в будни. Сары-бурма – мясной рулет, халахай – пирог из муки, масла и яиц, тавалокум – пончики с мясом, пекутся в духовке. Вообще в Крыму больше всего ценилась баранина. Ели кавардак, борщ с грушей, фаршированный перец, голубцы, сладкую кашу, мучную кашу с черным перцем.
  Вместо сала крымские татары ели отварной холодный курдюк с солью и перцем. Арбуз с чесноком, вареники, пельмени, фрикадельки. Помидоры употребляли только для зажарки. Любили есть сладкий лук, черную редьку – считалось, что она растворяет камни во всех органах. Увы, в Средней Азии ни того, ни другого раздобыть было невозможно... Весной собирали всякие съедобные травы и ели – набирались витаминов.

  НАПИТКИ

 Основной напиток – кофе, изредка чай. Вино и водка для мусульман были запрещены. Говорили даже, что там, где разлилось вино, нельзя стелить коврик для совершения намаза и нельзя молиться – грех. Любили пить сладковато-кислую махсуму, которую знатоки-умельцы готовили из пшена и продавали по литрам.
  Любили напиток джаама – с чесноком. Его готовили так: мелко нарезали чеснок, измельчали в ступке, смешивали с катыком и заливали водой, по вкусу добавляли соль. Джааму пили стар и млад ежедневно вместо воды.

   Одежда
 
  Мужчины носили кители, похожие на мужские куртки в Индии – воротник-стойка застегивается посередине, есть два боковых кармана. Как и шаровары, их обычно шили из черной плотной хлопчатобумажной ткани. На поясе вместо ремня – длинный шарф, красный или бордовый, длиной 2,5 – 3 метра, который обматывался вокруг талии. На правой стороне серебряная коробочка длиной 6 – 7, высотой 4 и глубиной один сантиметр – с текстом молитвы. Носили ее в боковом кармане, на шее, на цепочке.
  Летом на голове носили меховую шапку из мелкого каракуля, зимой – такую же, но с завитками покрупнее. Головы брили наголо. На ногах летом были харуле, т.е. кожаная обувь без шнурков с задником в 1 – 1,5 сантиметра, почти как босоножки, но спереди закрытые, черные или коричневые. Зимой носили ичиги или галоши. Осенью надевали орносы- суконное пальто со стоячим воротником, типа кимоно, кто побогаче, шубу – овечью или даже лисью.
  Так как овец было очень много, в деревнях даже шаровары шили из их шкур, выделанных кислым молоком и дрожжами. Белые шубы носили редко, чаще красили.
  В деревнях вместо ботинок надевали чарыки. Их шьет шорник из шкур волов или коров. Чтобы не пропускали воду, их пропитывали мазутом или дегтярным маслом. Такая обувь была незаменима в слякоть.
  Входя в комнату, шапки не снимали, особенно было грешно с непокрытой головой есть и пить. Кстати, подавая старшему кружку воды, младший обычно стоял перед ним, сложив правую руку на левую, потом, взяв кружку обратно, говорил: «Апиетлер олсун!» («Пейте на здоровье!»)
   Юные девочки носили косынки или фески из особого бархата. Фески шили женщины-мастерицы – красные, синие или зеленые. Голову девочке в один год брили наголо, потом волосы не стригли, а растили косу, чем длиннее, тем краше, и заплетали в множество мелких косичек. Женщины в будни обязательно носили косынки. Идя в гости, надевали фески, а сверху тонкий шелковый шарф. Старушки накрывались шербенти (марлевым шарфом) или марама (самотканым). Так было в 20 – 30-х годах, а до революции чаще закрывали рот специальной косыночкой – дилмет; сверху на голову надевали передже – чтобы закрыть лицо. На богатых фесках было пришито золото, жемчуг или другие камни. Иметь такую феску было мечтой всех, но не у каждой она была.
  Красивой считалась девушка с круглым лицом и розовыми щеками.
  Платья были приталенные, по бокам собирались в сборки. Воротник глубокий с U-образным вырезом. Под платьем до шеи закрытая рубашка. На шее сначала жемчуг – 40 -50 ниток, затем дукаты, золото помельче и всякие броши. Это тоже была мечта всех девушек. Если не
было золота, носили побрякушки.
   На ногах летом вышитые кожаные папичи, напоминающие нынешние босоножки, зимой ичиги с галошами. Вместо пальто ирка – стеганая телогрейка из шелка, очень красиво сшитая. Голову покрывали зимним платком.
  Был вышитый золотом жакет – ильбаде - из бархата или сукна типа кимоно с рукавами до локтя.

  ПРАЗДНИКИ

  У крымских татар два основных праздника. Первый в апреле после длившегося 30 дней великого поста, когда ели только до рассвета и вечером после захода солнца. Потом три дня все поздравляли друг друга, дети правой рукой брали правую руку старшего, целовали ее и  подносили ко лбу. И получали конфеты, печенье и и.п. Дети заходили в каждый двор, кричали: «Поздравляем с праздником, разрешите ручку поцеловать!» Выходила хозяйка, приглашала и просила Аллаха на будущий год тоже встретиться на этом празднике. Парни и мужчины гурьбой ходили поздравлять старших родственников и друзей. Угощались. Посидев 10 – 15 минут у одних, заходили к следующим. В общем, три дня не работали, было только общение и поздравления. В эти святые дни пьющие даже украдкой водку не пили – боялись греха.
  У крымских татар рукопожатие было прежде иное, чем сейчас. Правые руки сцеплялись так, чтобы большой палец одного коснулся большого пальца другого; потом тянули руку к себе, целовали свой большой палец и подносили ко лбу. Женщины-ровесницы подходили близко, как бы обнимая друг друга одна правой рукой, другая – левой, и легонько хлопали по спине. Женщина помоложе, здороваясь со старшей, низко наклонившись, подходила к ней, старшая вытягивала правую руку до уровня плеча, младшая целовала ее у локтя с внутренней стороны и головой касалась предплечья. Долго расспрашивали о здоровье каждого члена семьи.
  Любое угощение начиналось с чашечки натурального кофе вприкуску с кусочком сахара. Побыв 5 – 10 минут, уходили в следующий дом.
  Женщины постарше оставались дома, чтобы принимать гостей.
  К праздникам готовились очень тшательно. В доме белили, красилось, чистили, убирали. Шили новую одежду.
   Второй праздник, через два месяца и 10 дней – Курбан-байрам. В давние времена пророку Сулейману Аллах разрешил резать барана и употреблять  в пищу. В этот день тот, у которого есть возможность, режет барана, а мясо раздает людям. Мулла читает молитву и дует в ухо барана до того, как его зарежут – тогда баран считается курбаном. Четыре дня люди готовят разные блюда из мяса курбана и угощаются.
  Оба праздника начинаются с утра молебном в мечети.
  Третий – Навруз, праздник весны. В Крыму его отмечают 22 апреля, в Узбекистане – 22 марта, после чего можно сеять, пахать и сажать. Готовят разные лакомые блюда, выходят на поляну, молятся и просят у Бога богатый урожай. Детворе всегда весело на лужайке!
  После 1928- 1929 годов стали говорить, что Бога нет и официально эти праздники не отмечали – но люди постарше помнили эти даты и строго запрещали дома работать.

ДЕНЬ  РОЖДЕНИЯ

  У крымских татар день рождения ежегодно не праздновали. На третий день после рождения ребенка приходил мулла, произносил молитву и три раза кричал в ухо ребенку его имя. Вечером приходили женщины – родственницы и соседки - и был большой пир. Гости оставляли по 2 - 3 копейки (тогдашними деньгами это было немало) на груди у ребенка, которые потом брала себе повитуха.
  Второй раз в жизни день рождения отмечали в 64 года, возрасте Мухаммеда. После этого мужчины отпускали бороду, и к старцу все относились с большим уважением. Но головы у мужчин были всегда бритые.

      ОБРЕЗАНИЕ

   Всех мальчиков в возрасте от двух до десяти лет обрезают. Раньше обрезал парикмахер, теперь – врач-хирург. Муллы молились, друзья и родственники угощались и поздравляли  родителей мальчика. Когда рана заживает, родители собирают  огромное застолье с музыкой, танцами и подарками. В прошлые времена все подарки, кроме игрушек, брал себе парикмахер, теперь их получают родители ребенка и он сам.

       ОБРЯД СВАТОВСТВА

  Парней женили обычно после воинской службы. До начала века за них все решали родители. Они присматривались к семьям, где росли девочки, узнавали ее характер, трудолюбие, подходит ли их сыну, а потом посылали близких родственников-сватов. Одновременно парень через щелочку в калитке или каким-то другим образом разглядывал девушку – такие нелегальные смотрины устраивали сами сваты.
  Родители невесты, даже если и хотели выдать дочь замуж, два-три раза отказывали: мол, еще мала, не приучена к труду. Только потом соглашались на переговоры и обменивались небольшими подарками.
  Устанавливали день сватовства, на которое приглашали человек 50 – 60 - родственников, друзей, муллу. Если гостей позвали к полудню, то сваты приезжали примерно к двум часам дня, чтобы все были в сборе. Приезжают 2 -3 свата, подставной отец и один или два свидетеля со стороны парня. Они объявляют, что такой-то с большим желанием будет жениться на этой девушке и показывает подарки невесте и родителям. Обычно девушке присылали головные уборы, домашние туфли, белье, отрезы на платье, деньги. Чем больше подарков, тем больше жених возвеличивает себя в глазах девушки: мол, душой и сердцем я для тебя.  Вдобавок все приносят массу вкусных вещей, часть увозят сваты для жениха. В его доме тоже собирают гостей, угощают родственников принесенными от девушки сладостями, рассматривают подарки, среди которых особое значение имеют кофе и сахар. Родители стараются не ударить в грязь лицом.
  Во время сватовства договаривались про день свадьбы – обычно через два -три месяца. За это время парень имел право посылать невесте сладости -фундук, мелкую хурму или печенье. Если удавалось поговорить через окно, поглядеть где-нибудь у подружки через замочную скважину – удача. До начала столетия за 10 – 15 дней до свадьбы девушку отводили в дом тети, считая, что невесте страшно глядеть в лицо родителям. Потом это прекратилось.
  Примерно такой обряд сватовства сохраняется поныне. Сейчас девушки и юноши вместе учатся, ходят в кино, театр, но когда дело доходит до женитьбы, то появляются сваты…

         СВАДЬБА

    Когда настает день свадьбы, с утра в доме невесты играет музыка. Свадьба на девичьей стороне бывает на день раньше, чем у парня, начинается с танца самых близких подруг и родственников невесты, звучит медленный танец, потом хайтарма.
  Потом гостей сажали за низкие круглые столики по 10 – 13 человек, угощали всякими яствами. Родственники добровольно, до свадьбы, договариваются, как ее обслужить, чтобы всех угостить и никто не обиделся. Мужчины сидели отдельно, за ними ухаживали мужчины, за женщинами – женщины.
  Невеста сидела в углу за атласной красной занавесью, рядом с ней жены старших братьев или ее дядьев. Со стороны жениха еще никого не приглашали.
  Если на свадьбе был общий друг жениха и невесты, его сажали на табурет и под музыку начинали раздевать. Он в шутку упрямился, просил свою одежду, потом ему все возвращали за выкуп. Он специально приходил на свадьбу, чтобы веселить народ и желая подарить некоторую сумму денег и тем поддержать родителей, жениха и невесту. При всех вручив крупные подарки, мужчина показывал, насколько богато он живет.
  На следующий день невесту готовили к отъезду в дом жениха.
  В большой сундук обычно складывается ее личная одежда, 20 – 30 самотканых нижних рубашек и 30 мужских рубах, нижние шаровары – сколько она успела соткать и сшить, множество косынок, летних и зимних платков, простыни, наволочки. Из мебели – маленький резной столик, двуспальный матрац из бараньей шерсти, шерстяное стеганое одеяло, подушка из бараньего пуха. Кроме того, ковер или кошму, тюфяк из шерсти длиной 2 – 3,5 метра и 50 сантиметров шириной. Эти тюфяки шили из гобеленовой ткани или бархата ярких цветов, они служили как диван – на них сидели. Вместо подлокотников использовали четырехугольные вышитые атласные подушки 45 х 45 см, спинку дивана заменяли соломенные подушки длиной 1 м, шириной 0,5 м,  толщиной 10 - 12 см. Их шили парными – по два синих и красных, могли также быть кумачевыми, золотистыми.
  В комнате невесты таким образом получалось четыре тюфяка и восемь подушек. Около стен стелили тюфяки, к ним настенные подушки, покрытые красивыми кружевными накидками, по углам ставили подлокотники, на окнах вешали тюлевые занавески. На полу стелили ковер. Все приданое грузили на арбу, даже веник с совочком, обернутый в фольгу.
  В это время к невесте приходили подружки, плакали, приговаривая: «Кончилась твоя беззаботная жизнь, дай Аллах тебе счастья, прости нас, если мы тебя обидели».
  Подходили родители, отец повязывал ей на пояс платок, который, считалось, станет целебным. Рядом с девушкой ехали две ее снохи – жены старших братьев. В другие арбы устраивались гости, дышла каждой телеги украшали красивые шелковые или кашемировые платки. Впереди груженая арба, затем мужчины, женщины, заключает «поезд» невеста на фаэтоне.
  На следующий день с утра начиналась свадьба в доме жениха. Два-три всадника выходят встречать кортеж. Как только увидят, подают знак музыкантам. Танцы прекращаются, звучит приветственная музыка, все выходят на улицу, ждут невесту. Начинаются шуточные «торги», мол, жених у нас красивый, и такой, и сякой, мы вас к нему не пропустим. Тогда так же хвалят невесту и просят разрешения проехать. Наконец договариваются. Мужчин угощают по глоточку водкой (в особо важных случаях разрешалось пить водку, но не вино).
  Мать жениха сыпет на голову входящих женщин серебряные монеты, стараясь угадать сноху и дотронуться до ее головы – значит, будут жить дружно, сноха будет послушной. Невесту и женщин заводят в комнату, где будут жить молодые, а мужчин – в соседнюю. Невесту сажают в углу на табурет за занавеской: ее никто не должен видеть. Во дворе продолжаются танцы.
  Приехавшим несут тазик, кувшин с водой, помогают мыть руки и лицо с дороги. Затем начинаются угощения – обязательно с чашечки натурального кофе. Несут очень вкусный особый мясной рулет,  всякие сладости в большом количестве. Мужчинам преподносят сигареты.
   Всем женщинам, которые участвовали в обслуге, от имени невесты вручают художественно вышитые носовые платки ручной работы. 
  После угощения начинали украшать комнату молодоженов. Женщины запирают дверь и никого с мужской стороны не впускают. Из дома невесты вместе со всеми вещами привозят большой моток шпагата, гвозди и молоток. Тем шпагатом на потолке натягивается узор – восьми- или шестиугольник. Посередине потолка вешают кисеты, как бы люстру, потом на шпагаты – разные платки в радиальном направлении от кисетов. На стенах развешивают все привезенное в сундуке, драпируя платками, платьями, рубашками, косынками, шароварами.
  В это время танцы во дворе жениха уже прекратились. Все женщины и дети, прибывшие на свадебное гуляние, угостились и разошлись по домам, зато начался пир мужчин. На почетном месте восседают приехавшие с невестой, музыканты сначала принимают только их заказы.  После этого приводят жениха в домашней одежде. Сажают посередине на стул и начнают раздевать, чтобы одеть в новое. Раздевают и одевают очень медленно, чтобы каждый мог заказать свою любимую музыку или песню. Руководит пиром тамада, которого у татар называют аяхчи – веселый человек, умеющий шутить и танцевать. В полночь жениха под руки ведут к невесте. Он упирается, его тащат, все смеются. Женщины стелят под ноги жениха отрез дорогой ткани. Парни стараются ею овладеть, идет борьба, кто сильней, тому достается ткань. Мужчины идут дальше пировать и через некоторое время расходятся по домам.  Жених подходит к невесте. Ее лицо закрыто вуалью. Она не открывает вуаль и не отвечает на вопросы, пока он не подарит золотую брошь или золотую монету.
  Утром невеста идет в свой угол, а парень остается. Друзья парня заходят, но он делает вид, что спит. Те раскрывают одеяло, поднимают его и уводят в баню. Тут же в комнату заходят две снохи, берут простыню и несут ее к матери невесты, купают невесту и одевают.
  Через некоторое время заходят мать жениха и ее близкие родственники, чтобы познакомиться со снохой. Все женщины, приехавшие с невестой и со стороны парня, знакомятся. Подтвержадается честность девушки. Затем старшая сноха выводит невесту из-за занавески. У нее на голове дорогая феска, волосы заплетены во множество мелких косичек, одета во все дорогое. На голове сверх фески тонкий шарф, спущенный к лицу. Ее подводят к свекрови, сноха целует ей руки и подносит руку ко лбу. Свекровь одаривает ее. Затем ее подводят ко всем вошедшим со свекровью женщинам и знакомят. Новая семья создана.
  А как выходили из положения сироты? Родственники бедного парня сооружали ему комнату размером 3 на 3 метра и кухоньку еще меньше, находили такую же бедную невесту и приглашали 5 – 6 человек. Мулла читал обрядовую молитву и объявлял о создании новой семьи. Бедный муж работал чабаном или грузил мешки на соляных промыслах, плодил детей и трудился всю жизнь, чтобы накормить, одеть и обуть жену и детей.
  После Октябрьской революции  женщины не стали так прятаться от мужчин, поэтому жених и невеста знали друг друга.