Детские шалости

Дмитрий Левченко
        - Каких брать-то? – Дядька побренчал в ладони пятаками.
        - «Космос»!
        - Так ить не хватит! Еще десять копеек надо…
        - Ну, тогда «Столичные»… Хватит?
        - А чо, в школе-то, поди, на двойки учитесь? Сами-то сосчитать не можете?
        Лешка густо покраснел. Считать он умел, какой разговор! Только вот сейчас голова была занята совсем другим – не попасться бы, на горячем-то! Димка подтолкнул его локтем в бок и горячо зашептал на ухо:
        - Хватает, один пятак даже лишний!..
        - Отстань, сам знаю!..
        Дядька, ухмыляясь, дожидался ответа. Лешка, покраснев еще больше, пробормотал:
        - Батя так-то «Космос» говорил, но, раз не хватает… Купите «Столичных" тогда…
        - А чего батя сам-то не пришел? Детям-то ведь не положено курево продавать.
        - Да он там дрова пилит… - Димка пришел на помощь брату.
        - А-а-а, дрова-а-а… Ну, ладно тогда, раз дрова… Держи! – Он протянул Лешке один пятак. Глаза понятливо смеялись. – Лишний… Петушок себе купите…
        На пачку копили долго – целую неделю. Бабушка внучков баловала, каждый день выдавала на руки по пятаку – на сладости. И братья ежедневно сочиняли о своих покупках. Вернее, сочинял Лешка – Димка врать не умел совершенно. Краснея, проглатывал язык или лепетал какую-нибудь чушь. Одиннадцать лет, салажонок!.. Теперь вот дядьке еще врать пришлось… Добытую с таким трудом пачку сигарет Лешка спрятал за пазуху.
        - Сейчас пойдем?
        - Не… Сегодня же Андрюха должен приехать, вот тогда и пойдем!..
        - Точно!.. Только бабушка все спички попрятала… - Димка виновато почесал макушку. – Я стибрить не успел…
        - Блин, надо было дядьку попросить… У нас же целый пятак еще остался!.. Ну, ничего, с Андрюхой-то придумаем чего-нибудь…
        - Слушай, может с пачкой-то домой не пойдем? А то народу столько…
        - И куда мы ее?
        - Так давай в сарайках где-нибудь и спрячем! Все равно же туда потом пойдем…
        И братья свернули с дороги в лабиринт хлипких построек, растянувшийся по соседству с домом их бабушки на несколько сотен квадратных метров – местный шанхай…

        - Андрюха! Уррааа!!!
        Лешка с Димкой наперегонки побежали навстречу старшему брату, вышедшему из-за угла дома. Андрей, уже пятнадцатилетний, вытянувшийся за год с последней встречи, шел, хоть и широко улыбаясь, но степенно, по-взрослому. Лешке тринадцать, Димке – вообще одиннадцать, так что им, малышне, скакать можно, а он уже почти взрослый. Так-то вот!
        - Андрюха, здорово! А у нас-то есть кое-что!
        - А пошли, мы тебе штаб покажем!
        - А вы на машине приехали?
        - А ты надолго?
        Младшие братья, перебивая друг друга, скакали вприпрыжку вокруг Андрюхи. Он едва успевал отвечать на вопросы. Взрослое поведение, не выдержав кипучей энергии младших, вскоре дало трещину, а потом и вовсе испарилось.
        - А что за штаб? Пошли!
        - Пошли! Мы его в дровянике сделали! Только деду не говори – выпорет!..
        Пороть было за что – разобрав аккуратные поленницы, Лешка с Димкой освободили небольшой пятачок в самой середине дровяника, да еще и заготовленных на забор штакетин натаскали туда – скамейки вышли просто замечательные. Да и потолок вышел что надо! Как полуразобранные поленицы не завалились, было большим секретом. Впрочем, пацаны их немного укрепили, подперев оставшимися штакетинами…
        - Здорово!.. – Андрюха уважительно обозрел «штаб». – Ну, рассказывайте, какие еще новости у вас тут?
        - Во, гляди! – Лешка протянул ему руку, на которой красовалась глубокая, замазанная зеленкой царапина. – Осколком зацепило! Вчера вон с Димкой бутыльки дымовухой бабахали…
        - А еще мы с местными чуть не подрались… - Сообщил Димка. – Они нам два дня из дому выйти не давали. А мы с ними из рогаток перестреливались, с крыши!
        Димка азартно подскочил, желая показать все в лицах, но не рассчитал и шумно брякнулся макушкой о низкий потолок «штаба».
        - Ага, а сейчас отстали! Я их припугнул! – Продолжил рассказ Лешка, горделиво подбоченившись.
        - Припугнул?! – Андрюха удивленно задрал брови. - Как?
        - Ну! – Димка перестал тереть назревающий шишак. – Мы дрова кололи, а тут они. Ну, и на нас, короче. А Лешка топор схватил и как заорет: «У меня справка есть! Подходи, кто не сыкун!» Ну, они поорали издали и убежали. Теперь не лезут пока…
        - Ничего, если еще полезут, то втроем-то отобьемся! – Пообещал Андрюха.
        - Курить будешь? – Лешка заговорщицки понизил голос.
        - А есть? – Так же шепотом заинтересовался Андрюха.
        - А то! «Столичные», целая пачка! Пошли?
        - Пошли!

        - А тебе нельзя! Ты спортом занимаешься! – Андрей забрал сигарету у Димки. – Подрастешь вот, тогда и курить будешь.
        - Нифига себе!.. – Димка от возмущения аж задохнулся. На глаза навернулись слезы обиды – всю неделю без сладкого, а тут такой облом!
        - Точно-точно!.. – Лешка поддакнул старшему брату, но, улучив момент, подмигнул – потом, мол! – Слушай, мы тут с Димкой сарайку одну разведали, там столько интересного всякого!..
        - А как вы туда попали-то? Она без замка что ли?
        - С замком. Так мы через крышу!..
        - Зашибись! Айда, глянем!
        Идти далеко надобности не было – пробежать по трем крышам. Все трое, стараясь не засветиться раньше времени, пригибаясь, пробрались до нужной крыши. Отодвинув одну доску и отогнув угол рубероида, Лешка первым протиснулся в узкую щель. Следом, ругаясь на чем свет стоит и чуть не порвав футболку в сарайку пробрался Андрюха. Димку оставили на крыше – на шухере. Вдруг хозяин притопает? Старшие братья отсутствовали долго – Димка даже забеспокоился немного. Но вот из щели показалась голова, затянутая в капроновый чулок. Димка от неожиданности аж отшатнулся, чуть не грохнувшись с крыши. Голова засмеялась голосом Андрюхи. Лешка выбрался с таким же украшением на голове.
        - Пошли, народ пошугаем!
        Идея была воспринята на «ура». Спрятавшись за крышей одной из сараек, что стояла поближе к дороге, братья притаились в засаде. Ждать пришлось недолго – по дороге с тяжелой сумкой в руках шел мужик.
        - Ау! – Прокричал Андрюха, высунувшись из-за конька, и тут же спрятался обратно.
        - Эй, мужик! – Теперь, высунувшись, кричал Лешка. – Ау!
        Мужик, ничего не понимая, завертел головой из стороны в сторону. Наконец он догадался поднять глаза чуть выше, и окрестности огласили отборные ругательства.
        - Вы чо, …, по крышам бегаете?! А, если, …, порвете? Я вам, …, сейчас …-то всыплю!
        Все трое пацанов, ржа во все горло, рванули по крышам вглубь шанхая. Лешка замыкал. Вдруг позади раздался треск. Димка оглянулся - Лешки позади не было. Была здоровенная дыра в крыше. Андрюха упал на крышу, зашедшись в хохоте, а Димка осторожно заглянул в дыру. Лешка был там - составив один на другой какие-то ящики он, тоже посмеиваясь, уже почти выбрался. Димка облегченно выдохнул. А мужик тем временем азартно накручивал круги вокруг сараек. Но провести его оказалось не так-то просто – лабиринт он знал преотлично. Да и бегать мужики, оказывается, могут ой как здорово!.. Ребятам очень повезло, что ему пришлось пару раз оббегать вокруг сросшихся стенами построек. Ссыпавшись хохочущими горошинами с крыши, пацаны перебежали дорогу и в пару движений оказались на заборе. Все! Теперь в безопасности! Огород-то свой!..
        Оказалось, расслабились ребята рановато – мужик-то ябедой оказался! Из-за забора было очень хорошо слышно, как он рассказывал о мальчишеских хулиганствах деду. И дедовское обещание познакомить внучков с вицей. Картофельная гряда гостеприимно предлагала укрытие. Пацаны один за другим нырнули в густые заросли и поползли в сторону сада. Димка полз последним. Давно окученная и разросшаяся картошка укрывала надежно, но в душе все же копошились неясные предчувствия, не очень-то приятные, надо сказать. Димка оглянулся на проделанный путь и обомлел – как раз позади них над зарослями возвышался дед. Оставалось до него каких-то два шага. И в руках у него красовалась замечательная, длинная, чуть изогнутая хворостина.
        - Атааас! Бежииим! – Разнесся над картошкой заполошный крик.
        Пацаны повскакивали и, что было сил, понеслись прямо по картошке, к малиннику. Димка не отставал. В малиннике самый низких забор – оптимальный путь к спасению. Продравшись сквозь колючие заросли, ребята одним махом перескочили заборчик и припустили к недалекому парку – раскидистые клены были невероятно удобны для лазанья. Старшие братья взлетели на изогнутые, растущие под наклоном стволы моментально, даже кошки позавидовали бы. А вот Димка немного замешкался…
        - Дима-а-а!.. – Донеслось до него со стороны дома.
        - Пацаны, меня засекли…
        - Лезь быстрее! Может, прокатит еще!..
        - Нее, меня мама видела уже… Я пошел…
        - Ладно… Только о нас – ни слова!
        - Что я, предатель что ли?..
        Вопрос остался без ответа… Димка, тяжело вздохнув, поплелся к дому, возле которого собрались уже почти все взрослые – и мама с папой, и бабушка с дедом, и обе тетки… Не было только троих дядьев – в редкие встречи было поговорить много о чем. А детские шалости… Так они ж детские!..

        Попало Димке знатно – присаживаться до сих пор было больно. Но братьев, несмотря на все пытки, не сдал… Они сами сдались, через два часа. И теперь, потирая мягкие места, со слезами умоляли родителей не развозить их по домам. Но взрослые были непреклонны – Димка остается у бабушки, а Лешка и Андрюха разъезжаются по домам…
        Потом уже ревели все. Даже мужики прятали защипавшие вдруг глаза. Если не считать пацанов, то первым заплакал дед…
        - И так весь год внучков не видал, а вы их забираете!..
        - Так ведь…
        - А они ведь и не будут больше! – Шмыгнула носом бабушка, на щеках заблестели мокрые дорожки.
        - Ну… - Подвела итог тетя Надя, вытирая мокрые глаза и шумно сморкаясь в платок. – Если пообещают…
        С ребят было получено торжественное обещание (которое, конечно, было позабыто на следующий день), что ходить они отныне будут строго по струнке. А лето… Лета впереди было еще целых полтора месяца!