Неразгаданная шершавая вода

Ната Асеева
                Из цикла "РАЗГОВОР С ВЕТРОМ".
               
      Наплывающая ночь ранней весны незаметно смешалась с фиолетовыми облаками и окутала сумерки потоками проливного дождя. Уже к вечеру черные сети затянули все потемневшее небо, а затем стали медленно с него сползать, заполняя собой робкий свет уходящего дня. Постепенно дождевые тучи дотянулись до холодной земли и неистово заиграли на многотысячных струнах шипящих, клокочущих водных потоков.

        Я допоздна поглядывала из высокого окна на кружение раскрошенных льдин, умирающих на весенней реке, представляя соединение в мощной водяной фуге вечной природной музыки: плавного адажио течения реки и виртуозного стаккато шершавых капель, созданных дождевыми облаками. Отяжелевшие волны оживляли весеннюю фугу шумным всплеском хрустальной ледяной крошки, вызывая в памяти образ холодной красавицы Снегурочки, которая попыталась найти свое счастье в чужой для нее стране сказочного Берендея.

       Поставив старую пластинку весенней оперы я слушала прекрасную музыку, поглаживая своего пушистого кота, который тихо мурлыкал в уюте теплого дома, защитившего его от непогоды за окном. Однако мой любимый кот от природы неисправимый индивидуалист и плохой собеседник. Когда мне хочется с ним поговорить, он хитрит, отворачиваясь от меня, притворяется, что не понимает моих слов, и старательно намыливает когтистую лапу своим розовым языком. Вот и сегодня он спокойно уснул рядом со мной в кресле, изредка вздрагивая в своих кошачьих сновидениях. И я осталась в полном одиночестве в состоянии восхищения перед полетом музыкальной фантазии сказочной оперы и шумного ливня весеннего пробуждения природы.

   Музыка монотонного потока постепенно погрузила дом в глубину льющейся воды, превращая его в хрупкий аквариум.
  - Что там? Что там? Что там? – настороженно шепчут тысячи радужных капель, восхищенных глаз дождя, тихо стекая с крыши и осторожно ощупывая стены дома. Они удивленно заглядывают в окна, проводя своими пальцами по стеклам, как будто пытаясь проникнуть в загадочный для них мир безводной стихии.

Природная фантазия настолько привлекала своей необычностью, что заглушила мою любимую оперу. Я выключила музыку и стала завороженно слушать дождь за окном.
И в тишину дома сразу же ворвалась стихия любопытной воды, рожденная фиолетовой тучей, возвестившей всем о приходе новой весны. Издали ей вторила бегущая река, радуясь освобождению от осколков льда. Как гибкая кошка, она встряхивалась звенящими волнами, оставляя на берегу прозрачные льдинки, светлые, как прощальные слезы тающей Снегурочки.

 Наверно, именно такой представлял ее мечтательный художник, изобразивший когда-то эту весеннюю деву в мозаичном полотне из холодных кристаллов прозрачного льда. А теперь ее удивленные глаза смотрят на меня каплями плачущего дождя и пытаются выплакать в окно недосказанную печаль своей неразделенной любви, которая сожгла ее живое сердце:

  - Там нет меня, нет меня, нет, нет, нет…
- Нет, ты все равно здесь, здесь, здесь. Ты есть во всем живом, - пыталась я утешить ее, стараясь шептать в такт бьющимся в стекло каплям, чтобы она, уже преображенная, могла понять утраченный ею язык людей.
 - Любовь оживила мое холодное сердце, и я почему-то растаяла. Природа людей смертельно враждебна, - жаловалась мне журчащая красавица, сбегая быстрым потоком воды с крыши дома.

    - Ты просто слишком долго берегла свою холодную природу. Но не грусти, твоя любовь стала живым дождем.
 - Однако люди со мной поступили жестоко, и моя хрупкая жизнь ушла к облакам.
И теперь в вашей радости будет укором звучать тихая нота грусти потери меня.

     Музыка бегущей воды притягивала и очаровывала, но колкие льдинки печали тревожили сердце, и мне вдруг захотелось утешить плачущее весеннее чудо.
Я подошла ближе к затуманенному окну и неожиданно сама вошла в шумную сказку дождя со своей безводной стороны. Казалось, что капли воды, живущей во мне, потянулись к родственной стихии поющего дождя. Звучание весеннего половодья вызвало у меня воспоминание о ликующем восторге своего первого прикосновения
к свободной воде. 
 
       Прижавшись щекой к мокрому стеклу, я окунулась в давние воспоминания, и постепенно шумящая, шершавая вода потянула меня за собой в яркий день весенней реки, в день моего раннего детства. Тогда я тайком от взрослых плавала на небольшом плоту в пойме разлившегося Дуная, отталкиваясь длинным шестом от илистого дна реки, среди подтопленных кустов бузины и низких акаций, надеясь за каждым поворотом встретить что-то сказочное.

    И сейчас мне вдруг захотелось передать растаявшей красавице Снегурочке свою ликующую радость и восторг перед солнечной водой: 
   - Смотри! Вот твое вечное предназначение! Твоя любовь оживила леса и луга, потому что ты напоила их водой своего горячего сердца. Ты уже не снежная красавица, ты живая вода, ты – долгожданная весна! И теперь ты пришла к нам весенним дождем, чтобы дарить всему радость пробуждения. Человек тоже поющая вода, поэтому мы всегда откликаемся на каждый звук дождя и ветра. Дай мне свою руку, и я уведу тебя от грусти на моем плоту детства в яркий весенний день.

   Внезапно любопытные глаза дождевых капель за стеклом оживились, замерцали радужным светом, и из высокого окна вдруг проявился размытый, струящийся силуэт, который быстро соскользнул за мной на хрупкий плот из светлого дня детства. И сразу плот из веток акации сначала закружился среди растопыренных коряг старой рощи, а затем вдруг задрожал, как будто оживая, и резко повернул
в сторону глубокой воды, направляясь к устью реки, несущей свои воды к Черному морю. Я немного растерялась от неожиданности, быстро утрачивая реальность времени и забывая об игре сумрачного дождя, захватившего в водяной плен мой дом, превратив его в живой аквариум.

    Но весеннее половодье быстро победило сумрачный вечер и стало уносить меня, вопреки всем законам природы, в прошлое давно убежавшей воды. Я очень испугалась, что мой хрупкий плот не выдержит, и стала кричать, надеясь на помощь людей, однако меня не услышали. И вдруг кто-то очень сильный обхватил меня крепко за плечи, надежно удерживая на легком плоту. Это была не хрупкая снежная дева. И тут я вспомнила, что сама опрометчиво позвала дождевой поток отправиться со мной в необычное путешествие.

 - Кто ты? – Крикнула я, пытаясь одновременно удержаться и оглянуться, чтобы рассмотреть того, кто запрыгнул со мной на мой старый плот из детства. - Я ведь просто вспомнила детскую сказку о грустной Снегурочке! 

Однако быстро завертевшийся на глубокой воде плот не дал мне обернуться назад и рассмотреть странного попутчика. 

- Ты позвала воду, так знай, я сын бога моря, и моей матери все молились, как всесильной луне, - уверенно и дерзко ответил мне кто-то. - В древности люди мне поклонялись и приносили жертвоприношения, когда звали дождь на свои поля.
Но сегодня ты вдруг сама вздумала читать нравоучения свободной воде, льющейся с небесных облаков. Теперь держись крепче, скоро сама все поймешь: я решил показать тебе силу нашего водного мира.

      Мы не всегда бываем дружны с людьми и плохо понимаем вас, хотя и вам тоже дана часть живой воды. Сейчас произойдет чудо, и наш плот помчится очень быстро через несколько морей вглубь нескольких тысячелетий. Там хранит свою память старая вода. Но ты не бойся, смотри и запоминай. Это тебе урок для размышлений, послушай полноводный окоян.
 - Однако здесь не может быть океана! Ведь Дунай впадает в Черное море, - испуганно ответила я дерзкому незнакомцу. 

  - Мы идем в его владения в то время, когда его называли Понтом, а старое слово «окоян» обозначало обычный шум волн. Смотри, и ты скоро увидишь, какую несокрушимую силу имеет могучая вода, и всегда ли она мирная и покорная. Обычно там, куда ударяет трезубцем мой отец, начинают бить родники, но его внезапная ярость несет всему только разрушение. Любуйся широким простором вольной воды, пока Посейдон не разгневался.

     Я заметила, что на плоту под колючками старой акации вдруг стали быстро прорастать побеги темно-зеленого плюща, плотно обвивая его, как просмоленными канатами. Рядом с плотом в синей глубине пенных волн стали скользить тени морских кудесников, и сразу же послышались мелодичные звуки древних флейт и морских раковин.
  - Но вода не имеет силы течь обратно, разве она может унести нас в древние времена эллинских преданий? - Выкрикнула я в отчаянии. - Я вижу, что нас сопровождают даже морские кудесники – прорицатели! Смотри, в глубине под водой скользит сладкоголосый змей Ладон, брат Ехидны и белокрылых грай.

     - Боги вечны, и им подвластно все. Но ты все же не вспоминай о белокрылых граях, не очень-то они нежные. Не зря в преданиях гипербореев белые лебеди долго были вестниками смерти.
     - Почему? Ведь они такие грациозные и прекрасные!
     - Не все величественное и прекрасное бывает благом для человека.

     Я удивленно всматривалась в бело-розовый горизонт, внезапно заметив над темными волнами разводы пыльных облаков, быстро летящих к нам в причудливом рисунке трех огромных белых птиц с женскими лицами. У них были длинные седые волосы, которые развевались по темнеющему небу.
   - Ну, вот, я же предупреждал, - громко воскликнул мой странный товарищ, - это летят свирепые граи, и теперь ты увидишь, что несут на своих страшных крыльях эти игривые белые лебедицы! Им подчиняются вольные ветра и небесные молнии! 

     Светлое небо постепенно затянулось серебряной сетью, и солнце побелело. Огромные крылья мифических грай захватили покорные им ветра, заставляя их лихорадочно метаться, собирая в небо огромные массы дождевых облаков и сплетая их в тугие, многослойные тучи, похожие на разъяренных черных змей. Они сталкивались друг с другом в хаосе воздушных потоков, оглушая все вокруг раскатами грома. От тысяч вспышек смертельных молний морская вода стала отблескивать зеленью древней бронзы. И внезапно дневной свет поглотил налетевший шквал урагана, который притянул за собой черную бездну воды, хлынувшую на землю мощным потоком бесконечного ливня.

       В ужасе я поняла - это был вселенский потоп, и я по прихоти весеннего проливного дождя вдруг стала его очевидцем. Боги воды почему-то показали мне всю свою несокрушимую силу. Сквозь оглушенное сознание я уже обреченно сожалела, что посмела пошутить со стихией, и она проявила свою всемогущую сущность, погрузив меня в глубину древних гибельных событий. Мой спутник крепко держал меня на увитом плоту, закрывая от урагана надежным крылом. Окрепший плот стремительно двигался над разъяренными волнами, завывавшими вместе с налетевшим свирепым ветром. Из черной бездны неба со стоном лилась обезумевшая бесконечная вода. Белые граи уже распростерли свои могучие крылья над морем и всей сушей, перебрасывая в черном небе друг другу огромный глаз и чудовищный зуб урагана.

Но, несмотря на порывы свирепого ветра, наш плот все же уносился на восток, покидая отдаленный берег. Обезумевший дождь смывал селения, леса, поля и все живое в клокочущий древний Понт.
  - Остановитесь, верните меня домой, - мой голос пытался пробиться сквозь вой и грохот стихии, - я не могу видеть, как все гибнет!
Однако мои отчаянные крики заглушались ревущей водой, которая соединила разверзшееся небо с нахлынувшим морем, сокрушая и поглощая все на своем пути. 
      - Не все погибнет! Вы, люди, живучие! Посмотри, бог Прометей успел предупредить своего сына, и его огромный ковчег из акации уже подплывает к высокой горе.

      Ужасающие виды разрушений древних городов и селений, затопленных свирепой водой, пожиравшей все вокруг, как ненасытное чудовище, вызвали во мне ужас безысходности. Страдания, смерть людей и всего живого казались бесконечными. Не в силах вместить увиденное, я сама окаменела от горя и уже почти не замечала, что наш плот перекатывается не по клокочущим морским волнам, а движется по клубящейся воде небесных туч, превративших небо в неиссякаемый, могучий водопад. Мы преодолевали водные пороги, уже мчась по льющемуся черному небу.
        - Почему же такое страшное наказание дали боги всему живому, ведь слабому человеку всегда так трудно все создавать на земле!

      - Наш громовержец давно разгневался на людей за то, что они злобные и приносят человеческие жертвы. Так он проявил несокрушимую силу богов, чтобы люди задумались, к чему приводит безумная жажда убивать друг друга в жестоких войнах.

 - Значит, он сам такой же разрушитель, ведь все в земной природе старается  подражать своим богам, - ненависть к несправедливости победила во мне страх перед неизвестностью. - Боги сами создали этот мир жестоким, - со злостью кричала я странному попутчику, - ведь на земле все живое, начиная от простейших, существует за счет пожирания друг друга. Может быть, и этот вселенский потоп был наслан за то, что в действиях людей бог стихии узнал свое истинное лицо? Возможно, самопожирающий земной мир был ошибкой богов, и тогда они сотворили вселенский потоп, чтобы отомстить своим же творениям за свою же ошибку!

     Мой сильный спутник направил наш плот по скользкой черной тучи, которая от огненных молний извивалась, как шипящая змея. Он не стал мне возражать, а только грустно добавил:
   - Но среди хаоса зла, в конце концов, на земле все же родилась гармония добра и  спасения. Вы поняли, что у вас есть разум для созидания, который и отличает людей от природы животного мира. Только разум спасет человека его от пожирания друг друга, раскрывает вашу особенность. И в страдании вы познали милосердие. Вот так в старые времена боги часто учили людей. Знаешь, у меня есть брат Парнас. И он, и я получили жизнь от отца Посейдона, бога моря. Мой добрый брат всегда любил людей и верил в них. Посмотри, как он смог спасти от потопа тех, кого долго обучал разным искусствам. Он даже наивно надеялся, что на земле возможно соединить в гармонии существ с разной природой, поэтому направил к людям с предупреждением о потопе стаю диких волков. И жители поняли их и в благодарность за спасение назвали свой новый город на высокой горе Ликорея, город волков.

Я посмотрела вниз и увидела, как к небольшому городу приблизилась огромная волчья стая и своим диким воем разбудила спящих людей. Они поспешно собирались и бежали за волками вверх по горной дороге, оставляя обреченный город, на который огромной стеной воды надвигался неумолимый потоп. Умные волки вывели жителей на безопасную вершину горы, где они нашли для себя спасение и выжили.

        Постепенно ураганный ветер стал затихать. Но с разбухших, похожих на уродливые медузы туч, продолжал змеиться тягучий, затяжной дождь. Мы еще долго скользили на плоту над бескрайней, тяжело вздыхающей водой, как будто недоумевающей от своей безумной беспредельности. Во вселенском потопе время сокрушительного разрушения зависло надо мной. Мне показалось, что сама память тысячелетий со скорбью предъявила разрушенную потопом жизнь. Однако  поглотив огромную часть суши, вода все же ужаснулась содеянному, и грозовые тучи постепенно иссякли. Наконец, бурлящая вода, как будто одумавшись, стала медленно возвращаться в определенное ей русло. Мой спутник, бог дождя, уже немного успокоился и лишь виновато вздыхал, укутывая меня от сырости пухом своего золотистого крыла. Я заметила, что он развернул плот в обратную сторону, и у меня появилась робкая надежда на возвращение домой.

- Присмотрись к берегу у небольшой реки, - вдруг громко воскликнул он, - это сын Прометея Девкалеон и его жена Пирра. Они все же спаслись в ковчеге, а теперь будут собирать и разбрасывать камни. Так им велела богиня, чтобы появился новый род людей.
  Плавно взмахнув крыльями, бог воды подвел наш плот ближе к небольшой реке.
И я увидела, что по пологому берегу бродят красивые и сильные мужчина и женщина. Они собирали и разбрасывали камни, бросая их через голову. Из камней, брошенных Девкалионом, появлялись новые мужчины, а из камней, брошенных Пиррой –женщины.

   - Вот так возникло новое человечество, - голос моего кормчего стал звонче и радостней. - С тех пор слово «люди» (laos) и слово «камень» (laas) звучат очень похоже в разных языках. Это значит, что каждый человек из мертвого камня должен превратиться в живой разум. 

  Наконец, я стала догадываться, кто меня закружил в водовороте исчезнувшего времени, и осторожно погладила его мягкое, пушистое крыло, согревавшее меня в опасном путешествии в глубину бездны взбунтовавшейся стихии.
     - Спасибо, ты прекрасно воспроизвел старые события, и я получила достойный урок для размышлений. Это было страшное видение. Не думала, что вода тоже может так долго хранить память. Но и ты поверь, что из мертвых камней люди все же смогли превратиться в разумных, с живой памятью. 

   - Как видишь, в памяти воды тоже осталось чувство ее вины перед людьми. Не обижайся, я знаю, что тебе было очень страшно все это увидеть. Но теперь люди сами мнят себя всесильными богами, иногда забывая, что земля всего лишь яйцо с тонкой скорлупой. Но вы почему-то сотрясаете ее взрывами, не думая, что на небольшой глубине под вашими ногами бушует огненная магма, которая в любую минуту может вырваться и погубить все живое. От мощных взрывов очень быстро исчезнет крохотное небо, и тогда с него упадет весь туман, который, став водой, полностью затопит сушу. Никогда не забывайте, что вы беззащитны, и небесный купол, в котором вы дышите, очень мал. Поэтому не создавайте ничего опасного, станьте мудрее.

    - Ты прав, мой друг, - я поняла, для чего мне было дано природой воды такое страшное видение вселенского потопа. - Мы не должны быть беспечными и позволять кому-то бездумно рисковать живой планетой, особенно тогда, когда ему очень хочется понаблюдать за разгоном пучка протона до скорости света.
   - Запомни, - убежденно внушал мне брат родственной стихии, - нельзя, изучая землю, разрушать ее природу. Вряд ли ваши научные опыты не потревожат вулканы и вековые льды. Ведь планета сотворена всего из нескольких твердых блоков. И теперь в природе земли вы, люди, по-прежнему самая опасная, шершавая вода.

      Я прижалась щекой к шелковому крылу, удерживающему меня над бескрайней водой, и тихо шептала:
  - Ничего не должно быть временного, мы не станем вновь мифическими камнями - люди не хотят нового вселенского потопа. Пусть облака приносят нам только чистые дожди, и земля рождает всюду живые ручьи.      

       Мудрый крылатый бог стал мне близким другом и уже говорил со мной как с равной:
  - Я надеюсь, что не зря сегодня взбудоражил твое воображение, постучав весенним дождем в окно твоего дома. Но мне не хочется, чтобы после нашего плаванья в прошлое, ты стала бояться воды, поверь, она не всегда жестокая. Ты ведь давно догадалась, как меня зовут?
    - Да, я думаю, что ты златокрылый бог Пегас, рожденный без ласки своей матери. Наверно, поэтому ты иногда бываешь строптивым и грустным. Но я все же понимаю тебя и не обижаюсь. Возврати меня домой.

   - Не волнуйся, мы уже возвращаемся. Тем более что скоро появится утренний Персей. Я редко встречаюсь с ним, ведь говорят, что это он поразил мою мать Медузу Горгону, и я появился на свет из ее уже мертвого тела. И печальным я бываю потому, что мою мать люди никогда не любили.
  - Не обижайся на нас. Плохие времена прошли, и люди давно поняли, что твоя мать была просто страшная грозовая туча, похожая на медузу, которая родила очень затяжной, катастрофический дождь. Он сопутствовал вселенскому потопу, и поэтому люди так долго берегли предание о ней, как о смертельном ужасе.

  Но розовый Персей, по преданию, это сильный солнечный луч, который в конце концов пронзил это тучу. Он разрубил Медузу Горгону и принес людям надежду на избавление от потопа. Ведь из рассеченной темной тучи родился ты, светлый дождь. И ты живешь уже много лет с людьми, наш светлый бог Пегас. И тебя по-прежнему часто зовут к себе в собеседники все мечтатели и поэты. Ведь твой тихий голос, твои беспокойные лунные подковы и музыка дождевой капели часто навевают нам новые фантазии. Ты стал для нас добрым богом надежды, и мы тебя очень любим.

   Мой спутник легко вздохнул, и сильные крылья бережно опустили старый плот у берега моей светлой реки детства. Я побежала по мягкому песку, чувствуя прощальное прикосновение его влажных шелковых крыльев. Стало немного грустно, но я крепко зажмурила глаза и приказала себе не оглядываться. Однако на моих ладонях все же остались невесомые пушинки от волшебного пера моего необычного спутника, и я подбросила их вверх и проснулась.

    Солнечный свет уже испарил воду с мокрых окон и утопил комнату в золотом сиянии. Весеннее утро сразу развеяло мой дождевой сон о Девкалеоновом потопе, и загадочный Пегас умчался в свой небесный мир мечты и древних мифов. Рядом со мной в кресле стало прохладно и пусто. Мой выспавшийся кот спрыгнул на пол, оставив на моих руках пух от своего зимнего меха.

Наверно, его разбудил взбудораженный ветер, разогнавший ночные дождевые тучи. Он что-то приветливо прокричал нам в окно, догоняя разгулявшийся дождь и развеивая по небу белые облака.
         - Не очень-то доверяй кошмарным снам в дождливую ночь! - Его бодрый голос меня окончательно разбудил.
     - Не грусти! Слишком уж тут у вас без меня раздождилось. Но я сейчас мигом распределю облака над полями и лесами, и день будет солнечным.

       - А ты сам-то, где так долго летал? - Спросила я его немного сердито, в обиде за мой мрачный, совсем не весенний сон.
   - Не сердись! Весной у ветра тоже дел много. Вчера я летал над южным океаном, помогал огромный айсберг из Антарктиды подогнать к африканскому берегу, поближе к озеру Чад. Ты же знаешь, что от него уже почти ничего не осталось, пересыхает так, что и Америку песком заметает...

        Я взяла моего сонного кота на руки и вышла на умытую дождем террасу. Почему-то из странного сна вспомнились размышления о слове "люди", обозначающем камни. Интересно, как надо воспринимать слово "человек", от праслава "тело" или все же от "чело", в смысле РАЗУМ? Весенняя река совсем поголубела и отражала золотые круги потеплевшего солнца.

Наверно, на рассвете сказочный Персей все же сразил своим лучом унылую дождевую тучу. На влажных, оживающихся почках деревьев радужно сверкали чистые капли весенней воды. Они что-то тихо напевали, летя к земле и удивляясь теплому солнцу. И они все нам улыбались.

  2011 г.