Деградация личности в Скучной истории

Пинако Баа-Тян
Антон Павлович всего себя посвятил изучению человека. Он постигал истины и физиологического, и духовного развития. Чехов был великолепным врачом – он мог лечить не только тело, но и душу. Он высмеивал недостатки, как мог – с помощью литературы – искоренял их в людях. Произведения Чехова дышат состраданием и обладают неимоверной мощью преобразования: я уверена, он спас не одну личность от разложения. Чехова особенно интересует проблема нравственной деградации человека. О ней и пойдет речь.
Деградация – это постепенное ухудшение; снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение. Духовная деградация – одна из главных тем Антона Павловича. Через его рассказы конца 80-х годов красной нитью проходит одна мысль, в каждой строчке сквозит немой вопрос: как этот недуг овладевает человеком? Что превращает живых и стройных Старцевых в обрюзгших и мелочных Ионычей?
Вопрос непростой, и Антон Павлович старается ответить на него в своих произведениях. Сначала для себя, а потом разъяснить это другим.
     Я думаю, чеховская «Скучная история» лучше всего изображает мучительные поиски автором ответа на этот вопрос. Нам приводятся истории  людей разных, но все же похожих друг на друга тем, что все они имеют нравственные болезни. Николай Степанович, заслуженный профессор, тайный советник и кавалер, 62-лет, тяжело болен и предчувствует свою скорую смерть. На склоне лет он решает «познать себя» и разобраться в своей прошедшей жизни. Он понимает, что теперь не стало хуже, чем прежде, но все же все сильно переменилось. В прошлом прекрасный оратор, сейчас он не способен долго удерживать внимания своих студентов. Чтение лекций было его искусством, но страсть к нему потухла. Родные, которых он прежде так любил, оставляют его безмерно равнодушным. Обеды, что раньше были праздником для его семьи, теперь омрачены присутствием несносного  Гнеккера, будущего зятя. Этого он вообще не мог переносить. В общении с ним он проявляет самые свои неприглядные стороны. Были в окружении Николая Степановича люди, плохо на него влияющие. Почва для разложения его души благодатная: он не может исключить их из своего окружения, и оттого сильно мучается.
     Чехов особое внимание уделяет перемене отношений Николая Степановича с родными. Мысли, нагнетаемые ежедневной рутиной, образовались в его записках горькой, исполненной безысходностью сатирой на политые кислотой пороков души. 
     «Я смотрю на свою жену и удивляюсь, как  ребенок.  В недоумении  я  спрашиваю  себя: неужели  эта старая,  очень полная, неуклюжая женщина, с тупым выражением мелочной заботы и страха перед куском хлеба, со взглядом, отуманенным постоянными мыслями о долгах и нужде, умеющая говорить  только о расходах и улыбаться только дешевизне – неужели эта  женщина была  когда-то  той самой  тоненькой Варею,  которую я страстно полюбил  за хороший,  ясный  ум,  за  чистую  душу,  красоту и,  как  Отелло Дездемону,  за "состраданье" к  моей  науке? Неужели это та  самая жена  моя Варя, которая когда-то родила мне сына?»
     Боль сквозит в этих вопросах, непонимание этой ложной закономерности. Почтенный профессор размышляет и о своих детях, не имеющих к нему и капли сострадания. Сын служит офицером, ему ежемесячно требуются деньги. А отец его так беден, что задолжал своему слуге. Он так стыдится своей бедности, что создает видимость благополучия, выставляя перед гостями дорогие вина.
     «Генеральский  чин  и известность  отняли  у меня  навсегда и  щи,  и вкусные пироги, и гуся с яблоками, и леща с кашей. Они же отняли  у меня  горничную Агашу,  говорливую и смешливую старушку,  вместо которой подает теперь  обед Егор, тупой и  надменный малый, с  белой перчаткой на правой руке».
     Статус обязывает его жить как положено, на широкую ногу. Николай Степанович мягкий, очень терпеливый человек, который затрудняется ответить отказом. И эти его черты все больше его угнетают, он не может больше мириться со своим положением слабого, немощного человека. Когда в его душе поднимается слабый, но ясный протест, он бежит к своей подопечной Кате, дочери своего старого друга, что была ему как родная. Каждая его ночь бессонна, он противится приходу нового, точно такого же дня. И он бежит к ней, но в гостях у нее ему становится только хуже от сплетен и от злословных каламбуров Михаила Федоровича. Генерал был порядочный человек, он не переносил сплетен. Но эти ночные разговоры отравили и его.
     И тем ужаснее его состояние, что он осознает, что его душа разваливается, что исчезает прежний Николай Степанович, но не знает, что ему с этим делать. И в этом его трагедия. Иной человек и не подозревает, что деградирует, а герой Чехова смог не только осознать это, но и отследить этот процесс. Взять любого помещика из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя – разве хоть у одного в голове блеснула мысль о собственном разложении? Нет. Они жили в счастливом неведении. Илья Ильич, герой романа И. А. Гончарова  «Обломов» – тоже пример нравственной деградации. Но он осознает, как и Николай Степанович, плачевное положение дел. Различие в том, что Обломов не хочет, боится что-то менять. А генерал бы и рад, но уже слишком поздно.
Этот процесс виден ему, как на ладони, и он бьется над своей неразрешимой загадкой: отчего? Отчего умирает душа? Почему человек теряет свои ориентиры, почему желание и страсть не вечны? Можно ли держать себя в состоянии вечного полета? Какие для этого нужны силы… Мы видим боль Чехова. Мне кажется, и он не знает ответа на эти вопросы. Никто не знает. Да и ненужно это. Главное понимать свое предназначение и следовать ему, остальное неважно. Главное не потерять любовь к жизни. Возможно, тогда наша душа не только не погибнет, но и не покажет следов старости.
     Но не только прожитые годы калечат личность человека. Сам он, среда разрушают ее «качественнее» и быстрее, нежели полная жизнь. Катя сделала выбор – она стала жертвой своего бессилия. Погрязнув в лени, разочаровавшись во всем в столь молодые годы, потеряв веру в непреложное, она перекрыла воздух своей душе. Осознание того, что кто-то познал смерть еще задолго до старости, делает старика глубоко несчастным. Это был человек, которому не чуждо страдание ближнего, он многое понимал, но уже не мог ничего изменить. Как говорила Катя: «Вы  очень  хороший человек, Николай Степаныч. Вы редкий экземпляр, и нет такого актера,  который сумел бы сыграть  вас».
     Его способность мыслить была показана через отношение к литературе, когда он говорил, что всегда искал книгу талантливую, благородную и умную. Восхищает самоанализ, которому он подверг себя в этих записках – не была упущена ни одна деталь, как раз в мелочах он и искал суть, корень своего зла. Старика угнетали его личностные изменения. Прежде по характеру кроткий, он стал раздражительным, терпение его исчерпало себя на седьмой десяток лет. Его раздражают прежние люди, утомляют одинаковые пустые разговоры, он чувствует, что от всех этих обстоятельств его разум тупеет. Он презирает себя за мелочность, за  ужасный страх перед смертью. Он не знает, куда бежать, но бежит и вязнет в болоте рутины. Неужели процесс умирания души так же естественен и необратим, как старение тела? Неужели нельзя сохранить все свои мечты до самого их исполнения? Чехов так не считает, он с омерзением отбрасывает эту мысль. Человек должен бороться за сохранность этих сокровищ. Чтобы жизнь не проходила тускло, он должен всегда держать в уме высокую цель (не как в «Крыжовнике», где главный герой ограничился лишь низким самоудовлетворением), питать свое желание, чтобы оно было столь же исполненным жизни, как и в молодости. И только сам человек препятствие этой вечной молодости. Нельзя жить, не поддерживая в себе огонь страстей. «Страсти эти либо убивают, либо умирают сами» – сказал Оскар Уайльд. Разве не такой должна быть наша жизнь? Неужели лучше провести ее в спячке, с апатией поглядывая на все вокруг? У каждого должно быть дело в жизни, которому он должен отдаться без остатка. Иначе нет смысла жить. Я так думаю.
     Сведение жизни к обыденным бытовым ритуалам – первое, чего должен остерегаться человек. Мы должны жить так, будто завтра никогда не наступит. Я не имею в виду необходимость попробовать все и сразу, собирая сомнительные плоды с деревьев удовольствия. Нужно успеть у всех попросить прощения, трижды сказать любимым, как ты их любишь, быть искренними и не зажиматься, переделать кучу дел за день… Жить! Бояться не успеть что-то, что-то не узнать… и не бояться смерти. Тот кто любит, если умирает, умирает не навсегда. Его сердце остается в этом мире.
      «Я  получил больше,  чем смел мечтать.  Тридцать  лет   я  был  любимым  профессором,  имел   превосходных товарищей, пользовался почетною известностью. Я любил,  женился по страстной любви, имел детей.  Одним словом,  если оглянуться назад,  то вся  моя жизнь представляется мне красивой,  талантливо  сделанной композицией. Теперь мне остается только не испортить финала» – размышлял генерал.
Но конец его жизни несчастливый. Опьянение первыми победами давно в прошлом, сейчас остались лишь дорогие сердцу воспоминания о них. Люди, что менялись вместе с ним, что потеряли себя, как и он, больше не близки. Николай Степанович не сможет завершить свою жизнь, как всегда хотел. Потому что он больше не тот, кому эта жизнь принадлежала. Деградация – самое страшное, что может случиться с человеком.
     Мы должны остерегаться потерять себя. Все начинается с мелочей, но именно «мелочи» правят нашей жизнью. Каждый из нас неповторим, уникален, но при духовной деградации, стабильно теряя лучшее, мы становимся одинаковыми, погибшими людьми. Нужно чутко прислушиваться к себе. И если вдруг придет страшное понимание вещей, бороться за себя до последнего. Деградация – обратимый процесс до тех пор, пока человек осознает его. Можно вернуться даже со дна усилием своей воли.











Список используемой литературы.

1. Антон Павлович Чехов [Электронный ресурс] // http://chehov.niv.ru
2. Большой Энциклопедический словарь [Текст] / ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд., доп. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», «Норинт», 1997. – 335 с.
3. Википедия – сводная энциклопедия [Электронный ресурс] // http:// ru.wikipedia.org
4. Чехов А.П. Рассказы [Текст] / А. П. Чехов. – М.: Ростовское книжное издательство, 1973. – (Школьная библиотека).