Долгая дорога в Египет

Станислав Сахончик
            С детства я грезил Египтом - пирамиды, фараоны, жрецы, храмы древних богов, сокровища, скрытые в песках, мумии, скарабеи, бессмертная история  любви Антония и прекрасной Клеопатры  –все это причудливо перемешалось в голове после прочтения  всех книг, которые я смог найти в клубной библиотеке маленького таежного поселка, где прошло мое детство.
        Так хотелось отправиться в археологическую  экспедицию и непременно найти  затерянную в пустыне гробницу какого-нибудь фараона. Даже в детских снах вперемешку с героями Дюма и Фенимора Купера, являлись ко мне древнеегипетские боги Анубис и Ра, и сквозь пустынное марево загадочно улыбался сфинкс.
        Но суровая реальность жизни не давала надежд, что когда-нибудь я увижу Египет. Да и детские грезы с годами  надолго поутихли.
 Прошло время, многое совершенно неожиданно изменилось в жизни…
      И вот я уже на борту  танкера, путь  которого лежит в далекий французский порт Марсель, впереди два океана и шесть морей, долгие месяцы пути и исполнение детской мечты – Египет! Пусть мимо, пусть только через Суэцкий канал и всего на шестнадцать часов без схода на берег - но все же Египет! 
       Однако до вожделенного египетского Суэца еще надо было дойти. На длинной дороге были малярийные болота Дананга и еще не восстановленный после войны порт Камрань, гигантский человеческий муравейник Сингапура, кишащий людьми всех рас и оттенков кожи, спокойный и  красивый город Коломбо, окруженный морем и зелеными джунглями, песчаная мгла Персидского залива, набитого супертанкерами и нефтяными вышками. Были изматывающие душу штормы в Индийском океане и радость схода на песчаный берег острова Сокотра, бег по прибою наперегонки с увертливыми песчаными крабами, ловля тунцов и лангустов - немудреные моряцкие радости.
   Были залитый солнцем Аденский рейд, заполненный военными кораблями разных стран, остров Перим, угрюмые берега Баб-эль-Мандебского пролива, и тучи песка, вперемешку с саранчой, несущиеся  от  эфиопских пустынь на советские корабли, стоящие на якорях в бухте Габбет – мус –Нефет. И странные слова -Дахлак, Асэб, Массауа, Дыре-Дауа, надолго врезавшиеся в память.
  Наконец танкер взял курс на Суэцкий залив. Берега Красного моря с одной стороны покрыты  горами, с другой - дышат зноем пустыни Аравийского полуострова. Жестокие штормы  сделали узкое Красное море настоящим кладбищем кораблей. На рифах возле берега то тут, то там виднелись бесформенные железные останки, из воды  высовывались помятые форштевни и мачты затонувших судов, а на берегах, недалеко от уреза воды стояли выброшенные дьявольской силой шторма на сушу ржавые корпуса старых пароходов. Это очень впечатляло, особенно если учесть, сколько их еще было на дне.
   При свете закатного солнца  резко выделялись красные безжизненные, без клочка зелени, скалы Синайского полуострова, наверное, они были такими и тысячи лет назад, во времена фараонов и так же  безучастно наблюдали за происходящим.
      Мы стояли на внешнем рейде порта Суэц, среди множества кораблей и судов, готовящихся войти   в Суэцкий канал с утренним караваном. Было уже поздно, и хотя рейд светился  якорными огнями судов, вокруг была настоящая «тьма египетская». Моряки собрались на корме, появилась гитара и оказалось, что наш второй помощник не только отличный штурман, но еще и неплохо поет. Особенно старинные русские романсы, заставлявшие с грустью вспомнить о далекой родине.
    С недалеко стоящего польского парохода  донеслись звуки скрипки- на мостике, слабо различимый во тьме, стоял человек и играл « Полонез» Огинского. Он вкладывал в игру всю душу, да так, что щемящая, извечная польская тоска о свободе  буквально выбивала слезу. Это было настолько потрясающе - услышать польскую скрипку во мраке египетской ночи, да еще такую впечатляющую вещь, как « Полонез». Сыграв на прощание  «Ешче Польска не сгинела…»скрипач умолк. Мы разошлись по каютам - предстоял напряженный день, за который мы должны были пройти в узком канале от Суэца до Порт-Саида. Нелегкое испытание для всего экипажа, особенно для капитана и рулевых.
    С рассветом  на борт прибыл египетский лоцман, «пошел» шпиль, загремела якорь-цепь и судно, втягиваясь в кильватерную колонну  каравана, малым ходом пошло к каналу. Несмотря на пронизывающий утренний холодок, свободные от вахт моряки стояли на палубе, вглядываясь в приближающийся город и широкий, облицованный камнем вход в канал.
         На входе мы приняли на борт две шлюпки со швартовщиками - дюжиной одетых в живописные  лохмотья  и замызганные чалмы, дочерна загорелых египтян, сразу разбежавшихся по судну и затеявших бойкую торговлю.
   Танкер медленно шел по каналу, от бортов– рукой подать до пустынных утренних улиц Суэца, еще сохранивших следы недавней войны - заделанные пробоины  и щербины от пуль на стенах зданий. На площади стоял подбитый израильский танк «Центурион», в башне которого зияло аккуратное отверстие от  кумулятивного снаряда, перебитые  гусеницы распластались рядом, а вездесущие арабские пацаны  с азартом крутили его катки.
    За городом  потянулись пустынные пейзажи, горы песка, укрепления с торчащими зенитками, автострада с густым потоком машин и, совсем неожиданно, большое стадо блеющих овец, которое гнали две женщины в развевающихся черных одеждах   с длинными посохами.
  По бокам, вывалив красные языки, бежали громадные, лохматые псы. Наверное, так же все выглядело и тысячу лет назад, при фараонах.
    После короткой стоянки в Горьких озерах прошли город Исмаилию, и к концу дня судно подошло к Порт-Саиду. Кругом тянулись современные городские окраины, дымящиеся заводские трубы, низко заходили на посадку авиалайнеры, бурлила и кипела жизнь, совсем не похожая на нашу.
    И только далеко-далеко, на горизонте, еле видимые даже в мощный морской бинокль, на фоне темно-красного диска заходящего солнца смутно виднелись искаженные рефракцией вершины величественных пирамид Гизы. Высоко, четко видимые в красном закатном небе, тянулись стаи перелетных птиц, с радостными криками возвращавшихся на родину. Мы с завистью провожали их глазами, но наш путь лежал совсем в другую сторону. Форштевень танкера разрезал уже волны Средиземного моря, держа курс на Бизерту.
     Вот так, буднично и сбылась детская мечта, и хотя я тогда так и не ступил на египетскую землю, но пирамиды  все же довелось увидеть. Долгая дорога в Египет закончилась как красивая сказка, очень обычно, но впереди были еще тысячи миль других дорог… Целая жизнь!
На фото Суэцкий канал у Порт-Саида