Первый пароход

Станислав Сахончик
         « Ну вот тебе и твой линкор »: сказал  флагманский врач  майор  Петровский и указал из штабного окна на  крутобокий, двухмачтовый  маленький  кораблик c высокой желтой надстройкой, пришвартованный   у пирса между   ощетинившейся пушками  громадиной  крейсера «Дмитрий Пожарский» и  госпитальным судном «Обь».
       «Линкор», носящий гордое имя «Илья Муромец» был обычным портовым ледоколом, дооборудованным  для   проведения спасательных операций  и обеспечения  космических полетов  по загадочной программе «Эллипс». По этому случаю,  он ходил под флагом вспомогательного флота ВМФ, в штате была должность судового врача  и крохотная амбулатория. Выйдя из штаба, я  с направлением в руках  пошел на судно. Рядом с крейсером «Пожарский» был пришвартован маленький сторожевик 50-го проекта  под индийским военно-морским флагом. Причем на «Пожарском» у кормового флагштока монументально стоял здоровенный, румяный матрос в постовом тулупе, а на корме сторожевика  скрючился от холода усатый индус в чалме и нейлоновой куртке, вытирая сопли здоровенными рукавицами -   «шубенками»
        Первым, кто мне встретился на борту, был  шустро вылезший из-под  трапа судовой пес. Потомственный « дворянин» неопределенной масти, одетый в  жилетку из старой тельняшки, покрытую масляными пятнами, внимательно обнюхал штанину, и  молча цапнув ее зубами, потянул в сторону вахтенного матроса. Тот лениво цыкнул на пса  и вызвал вахтенного помощника.  Я представился и был препровожден к капитану. Невысокого роста, седой моряк, одетый  в тщательно выглаженную форму, с черной перчаткой на левой руке  взял  мои документы, внимательно  их[просмотрел, представился: -«Петр Петрович Симон».  Приветливо  улыбнувшись, завел обычный в таких случаях разговор, откуда родом, как долго думаю служить Потом  представил  старпому, дал ключи от каюты, старпом провел по судну и  указал место в кают -компании. Весь этот ритуал занял минут двадцать. Я зашел в маленькую тесную каютку, которая отныне должна была стать моим домом на несколько лет, бросил вещи на койку, присел на крохотный диванчик  и задумался о смысле жизни.
    Еще неделю назад   я был младшим научным сотрудником  на кафедре мединститута, но судьба, дав заметный крен,  неожиданно отправила  меня  в море. Нельзя сказать, чтобы я был новичком на флоте - окончил курс военно-морской подготовки, стажировку прошел  на подводной лодке, приемлемо ориентировался в морской терминологии и практически не укачивался. Однако  куда меня заведет эта дорожка в обозримом будущем, было пока неясно.
         Через десять дней, оставив все земные проблемы за кормой, мы уже шли  на Камчатку для обеспечения  зимней навигации. В Охотском море попали в шторм и  нас двое суток, выматывая душу, болтало на волнах. Отдыхали от качки, только залезая носом на  редкие большие  льдины, благо что для ледокола это вполне возможно.
      В море сходятся быстро, и через пару дней я уже не был чужим в кают-компании «Муромца». Штурманы и механики  были, в основном, люди бывалые, прошедшие не одну тысячу миль, но, как правило, сидящие «под колпаком» у отдела кадров и  дальше линии «Мокпхо-Нагасаки» заходить не имеющие права.  Проступки были по тем временам весьма серьезные, в основном либо «политического» характера, либо алкогольного.
       Капитан, например, не отказался от приглашения  поужинать в американском консульстве в Сингапуре, куда  их пригласили после того, как они силами экипажа потушили начинающийся пожар на стоящем  рядом в доке  американском сухогрузе «Виксбург». Все это было  расценено политотделом флота  чуть ли не как измена Родине, поскольку «Виксбург» где-то числился в резерве Командования морских перевозок ВМФ США. У других было примерно то же, однако мужики относились к этому философски и оптимизма не теряли.
      Зимняя Камчатка поражала сдержанным великолепием  и чистотой красок. Темно-синее море с иссиня-белыми льдинами, белые  дымящиеся шапки  вулканов, голубое небо,          
Черный, мрачный  гранит береговых  скал-все это очень напоминало картины Рокуэлла Кента - не хватало только эскимосов и собачьих упряжек.
    Судно с ходу включились в работу по обеспечению вывода на дежурство атомных подводных лодок, так как их корпуса, обклеенные резиновыми плитами  для бесшумности, были очень чувствительны  к хождению во льдах. Ледокол пробивал дорожку в ледяном поле, а лодка, пристроившись к вырезу в корме, шла за ним до чистой воды. Потом, после пробного погружения, субмарина уходила в океан на долгое дежурство, а ей на смену всплывала лодка, пришедшая из похода.
      Рутинная  каждодневная работа по расчистке фарватера длилась весь короткий световой день, а иногда и ночью. Хождение судна по ледовым полям напоминало езду на телеге по ухабистой  дороге, выложенной крупными булыжниками, да так что аж зубы тряслись. Перерывы  были только на  обед и ужин.
    Я втянулся в работу, и вскоре мне стало казаться, что не было никакой кафедры, никакой лаборатории  и никаких белых халатов -   всегда было море, пароход и команда и всю жизнь я только тем и занимался, что стоял вахты  и  выводил  лодки  из ледовых полей. Сидя вечером на диване в уютно покачивавшейся кают-компании, слушая рассказы бывалых моряков о далеких тропических островах под свист пурги, бушевавшей  за прочными  стальными бортами, я испытывал теплое чувство  причастности к великому морскому братству и полной защищенности, такой как в детстве, в родительском доме.
      Однажды, по делам службы,  я  задержался в Петропавловске, и  ледокол ушел в море без меня. В штабе бригады сказали, что «Муромец» подойдет в базу только вечером.
      Три долгих часа, показавшихся вечностью, я  потерянно бродил по деревянной палубе бывшего парохода «Теодор Нетте» (того самого «парохода и человека»), посаженного на грунт со срезанными надстройками и превращенного в причал для вспомогательного флота), ощущая себя  жутко одиноким и брошенным на произвол судьбы, пока в ночной темноте яркими звездами не показались ходовые огни ледокола. Обледеневший «Муромец», весело сияя палубными огнями, как рождественская елка  лихо пришвартовался  к причалу, я пулей влетел по трапу  и пришел в себя только в своей каюте, показавшейся  мне самым  уютным местом на свете.
  Такого чувства радости я больше не испытывал никогда, хотя после проплавал  и повидал вполне достаточно. К тому же у меня тогда не было квартиры на берегу  и судно было в полной мере и моим домом. Душой команды, конечно,  был капитан. Петр Петрович начинал  еще в войну юнгой, потом окончил мореходное училище, и всю свою сознательную жизнь проплавал в море. Он обошел практически весь свет, был очень эрудированным и  простым в обращении человеком. Авторитет его среди нашей "пиратской" команды  был непререкаем, начальство тоже относилось к нему с уважением. 
   Прошла камчатская зима, выглянуло яркое веселое солнце, началось таяние льдов и ледокол, распрощавшись с гостеприимным  Петропавловском направился обратно во Владивосток.
  Когда мы были уже на траверзе бухты Ольга, капитан вызвал меня к себе и  поздравил с получением визы на загранплавание - из штаба пришла радиограмма. Мы с ним долго и откровенно беседовали в его каюте о будущем.  Уже было известно о моем назначении на средний морской танкер "Илим", идущий на ремонт во Францию с последующей боевой службой в Красном море. Предстоял рейс длиной не менее года и старый капитан по-отечески  мудро учил меня  жизни. По приходу во Владивосток я с ходу включился в суматоху по подготовке судна в долгий рейс и оформлению документов.   
   Уже через десять дней  танкер "Илим" вышел в Японское море и взял курс в Индийский океан. Дальше было Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море и порт Марсель.
    Дальше были  несколько лет, прошедших в непрерывных плаваниях, с редкими и короткими  пребываниями на  берегу.
      Были и "ревущие сороковые" в Индийском океане,  песчаные бури Персидского залива и Красного моря, изумрудная зелень Сейшельских островов и удушливый аромат цветов острова Маврикий. Были и другие корабли и суда, и другие командиры и капитаны.

Возвращаясь в родную бухту после долгих странствий, я всегда искал глазами знакомые мачты  ледокола, как ищет  взглядом человек  после долгой разлуки крышу своей первой школы и родного дома.
    И всегда, когда я вспоминаю свою не такую уж и долгую морскую жизнь, мне сразу приходит на память маленький ледокол и его седой капитан  с проницательными серыми глазами и мудрой, стариковской  улыбкой. Капитана уже давно нет с нами, старый ледокол "Илья Муромец"списан «на гвозди»в 93-м, да и я уже очень давно плаваю только по морю житейскому за письменным столом. Но память исправно хранит все, и  они часто приходят ко мне во сне, все вместе  - первый пароход и первый капитан...