Загадка старого аэродрома

Станислав Сахончик
       Ровная строчка пробоин от крупнокалиберных пуль была отчетливо видна на лоснившихся от дождя поржавевших  плитах заброшенного аэродрома. Основательно заросшая травой взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки были выложены металлическими перфорированными плитами, такие полевые аэродромы  сотнями комплектов поставлялись в СССР  во время войны по ленд-лизу. Видно было, что этим аэродромом уже давно не пользуются по основному назначению - развалины деревянных бараков, заколоченное покосившееся здание командно-диспетчерского пункта, осыпавшиеся, заросшие полынью капониры-все свидетельствовало о полном забвении.
   Видимо аэродром был построен в 30-40-х годах для современных тогда истребителей, но с появлением реактивных самолетов, для взлета которых требовалась длинная бетонная полоса, стал не нужен, и только иногда летом, сюда на учения, прилетали  вертолеты  морской авиации.
    Тогда старый аэродром быстро стряхивал с себя сонную одурь, наполнялся гулом мощных моторов, свистом лопастей, грохотом металлической полосы, молодыми, звонкими голосами пилотов и техников и  ненадолго молодел сам…
       Наш одиннадцатый зенитно-ракетный дивизион располагался неподалеку, в старых деревянных казармах зенитчиков, построенных еще в тридцатые годы. Поблизости  кроме двух
маленьких деревушек - Сухой Речки и Перевозной, ничего достойного не было, и солдаты в увольнение просто бродили по окрестностям. Зашел как-то на окраину аэродрома и я.
    В  дальнем углу, где стояли полуразвалившиеся самолетные ящики, густо заросшие кустами, я неожиданно наткнулся на какую-то странной формы, облезло-зеленую  погнутую  алюминиевую дверцу, вроде автомобильной, с остатками толстого плексигласа и аккуратной дыркой рядом с поржавевшей ручкой. Из литературы про войну я знал, что такие дверцы могли быть только на двух типах американских самолетов, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу: истребителях фирмы Белл Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра».
   Последние сомнения  отпали, когда неподалеку, в куче полусгнивших обломков деревянных крыльев и лохмотьев перкалевой обшивки обнаружилась лопасть воздушного винта с облупленной черной краской, на которой с трудом просматривалась круглая эмблема с  надписью « Curtiss Electric Propellers», причем   лопасть  была с краю явно повреждена пулей - из нее был вырван небольшой округлый кусок.Нашлась и маленькая алюминиевая табличка с какой-то технической надписью на английском языке.
    Странно, но пулевые пробоины на полосах аэродрома и самолетных деталях  располагались так, что  было ясно- огонь крупнокалиберных пулеметов велся сверху.Но кто мог обстрелять советский аэродром, если боевые действия в этих местах никогда не велись –это оставалось загадкой.
    Малочисленные японские самолеты в 1945 году не осмеливались залетать так далеко , да и война длилась совсем недолго,война в Корее шла тоже достаточно далеко от этих мест.  Тогда кто же мог рискнуть напасть с воздуха на хорошо охраняемый  аэродром?   
     Узнать, что же произошло на аэродроме, удалось случайно, у одного из подвыпивших местных стариков. Он, загадочно озираясь, поведал, что где-то в 50-м году, во время  Корейской войны сюда залетели два реактивных американских истребителя  и, с ходу «прочесав» из пулеметов  стоянку самолетов и аэродромные строения, сбросили четыре бомбы и молниеносно исчезли на бреющем полете над железнодорожной линией. Был выходной день, на аэродроме –только дежурные, да и зенитчики находились не у орудий. Бомбы не взорвались, а одна, отскочив от стены дома, упала в огород к соседке.
 Убитых, к счастью, не было, лишь несколько человек легко ранило, да было повреждено с десяток самолетов. Шум поднялся большой, однако  военные особенно об этом случае особо распространяться не стали, да и другим  очень убедительно не советовали.
   В самолетах дед не здорово разбирался, но сказал, что на аэродроме были наши старые «винтовые» истребители и «кукурузники». 
     Картина  сразу стала понятной, разрозненные детали  событий встали на свои места. Бои в Корее тогда шли нешуточные, в войне участвовали и наши летчики на реактивных истребителях МиГ-15,в основном бывшие фронтовики, от которых здорово доставалось американским и южнокорейским пилотам.
      В ожесточенных схватках в воздухе Корейского полуострова обе стороны несли ощутимые потери в людях и технике. Однажды в 1953 г. американцы даже сбили наш пассажирский самолет Ил-12,на котором возвращались на Родину отвоевавшие свой срок  советские летчики. Погибли  23 человека, а скромный обелиск  с тех пор стоит на главной улице Владивостока. Это была последняя воздушная «победа» американцев в той войне, одержанная 4 реактивными истребителями над безоружным самолетом.
     История  корейских событий увлекла меня тогда не на шутку, однако наше «недремлющее око» в лице офицера особого отдела, настоятельно не рекомендовало мне слишком далеко заходить в своих исторических изысканиях.
      Был предложен безальтернативный вариант использования свободного времени в виде усиленного изучения материальной части зенитно-ракетного комплекса С-75 и исторических решений партийных съездов, с которым поневоле пришлось согласиться. Особого выбора тогда не было, пришлось мне на время забыть о загадках  старого аэродрома.
   Прошло много лет, и вот, перелистывая страницы журналов по истории авиации, я наткнулся на несколько статей по истории Корейской войны, где и  нашел ответ на   мучившие меня  столько лет вопросы.
   8 октября 1950 года, пара американских  реактивных истребителей Локхид F-80 «Шутинг Стар», вылетев с аэродрома, направилась на разведку и «свободную охоту» в район китайско-корейской границы.   
    Обнаружив железную дорогу, по которой шли эшелоны с грузами, американцы полетели  вдоль нее и, не замеченные радиолокаторами, проскочили советскую границу. Обнаружив аэродром, летчики, сбросив  бомбы, боевым разворотом зашли  со стороны сопок и,  в два захода, отстрелялись из бортовых пулеметов по стоянкам и строениям.   
    Советские   самолеты,- а это были истребители  Р-63«Кингкобра»  из 821 истребительного авиаполка и корректировщики По-2  отдельной авиаэскадрильи,  предназначавшиеся  для воздушного прикрытия и корректировки огня флотских  береговых батарей Хасанского сектора береговой обороны, выстроенные в линейку, находились на  открытых стоянках вдоль взлетно-посадочной полосы. Дежурное звено, не получив команду на взлет, не успело подняться в воздух. Но даже если бы и успело, у стареньких «Кобр» с  их изношенными моторами не было никаких шансов выжить против  новейших и скоростных в то время американских истребителей. Реактивные «Шутинг Стары» имели максимальную скорость 966 км/час, против  560 км/час, которые теоретически  могли  выдать  моторы «Аэрокобр» ( и то на форсаже).
    На каждом истребителе F-80 было по  шесть 12,7- мм пулеметов «Кольт-Браунинг» М-3,с боекомплектом по 267 патронов на ствол, две 454- кг бомбы,8 реактивных снарядов, и вся эта лавина огня в считанные секунды обрушилась с неба на аэродром, на котором сразу же вспыхнуло несколько пожаров. К счастью не попало в склады с горючим и боеприпасами.
    После налета, когда убрали поврежденную технику ( 9 самолетов), оставшиеся «Кобры» быстро списали, командира 821 ИАП понизили в должности, а охрану аэродрома запоздало усилили.
    Вскоре закончилась Корейская война, в середине 50-х началось расформирование  береговых батарей и аэродром, полоса которого уже не могла обеспечить базирование реактивных истребителей МиГ-17 и Як-25, как боевую единицу забросили окончательно.
    А скоро по этим местам  пройдет нефтепровод  «Восточная Сибирь – Тихий океан» и  на некогда пустынном берегу бухты Перевозная развернется строительство огромного нефтяного терминала для супертанкеров.
  И  тогда наверняка кто-нибудь из строителей, выворачивая из земли ржавые аэродромные  полосы, снова увидит на них следы крупнокалиберных пуль и задаст себе такие же вопросы …