1. Портрет убийцы

Ольга Тараб
               
  Они стояли над телом , боясь поверить в реальность происходящего.
Затем, очнувшись, мужчина достал телефон из кармана и стал звонить в милицию.
--Моя жена, моя жена, кажется она убита.-- срывающимся голосом говорил он-- моя фамилия --Вольский, да-да. Вольский Александр Сергеевич,-- сбиваясь, местами переходя на фальцет, он отвечал на вопросы невидимого собеседника.
 Девушка продолжала стоять в мастерской, среди разбросанных красок, растерзанных этюдов, опрокинутого мольберта.
 Она смотрела на свою погибшую мать,  не осознавая до конца происходящее. Мозг еще защищался от убийственной информации,  отказываясь ее воспринимать. Но сердце уже скулило, как перепуганный щенок, а  по щекам текли  слезы, беспощадно размывая косметику, превращая лицо в картину абстракциониста.
--Пойдем, Наташа,.—сказал тихо отец, взял ее за руку и вывел из мастерской. За ним потянулся след желтой краски смешанной с кровью.
 
  Милицию пришлось ждать довольно долго. В мегаполисе много работы подобного рода для стражей порядка.  Все это время отец и дочь сидели на диване, так и не снимая верхней одежды. Дом замер в невесомости. Лишь слышно было тиканье часов по-прежнему отсчитывающих время для живых.  Оно уже ничего не решало для убитой художницы .
С приездом сотрудников милиции дом немного ожил и зашевелился. Началась кропотливая работа  экспертов и следователя. Фотографировали, замеряли, сыпали порошок, снимали отпечатки пальцев. И только две неподвижные фигуры оставались сидеть, замершие, как манекены посреди гудящего супермаркета.
 Вскоре следователь Григорий Ляпин, невысокий коренастый мужчина, уставший и потрепанный, вооружившись ручкой, стал задавать вопросы и оформлять протокол, кропотливо восстанавливая события последнего дня.
-- Утром было все обычно. -- рассказывал Вольский.-- Я встал, приготовил завтрак. Наташа, как всегда, принимала душ и..
-- Я красилась...--зачем-то уточнила девушка и тут же расплакалась. Словно то, что она красилась,  могло как-то прояснить или изменить ситуацию.
--Да-да, а потом мы вместе позавтракали и ушли из дома. Я отвез Наташу в Академию, она учится на втором курсе ...а сам поехал на работу.
--А ваша жена, --удивился следователь.--она не вставала утром?
--Нет. Обычно она допоздна работает в мастерской, поэтому просыпается не раньше обеда..--объяснил Вольский.-- Да и зачем? Бутерброд с колбасой я и сам могу сделать.
-- Хорошо. Где вы работаете?
-- У меня свое дело. Офис  находится возле станции метро «Киевская»., Я импортирую чай.-- несколько самодовольно  произнес Александр Сергеевич. Он любил свое дело, и был горд за самого себя.
--Чай?
--Да. Из Индии, Китая. Чай очень высокого качества, Для настоящих ценителей этого прекрасного напитка --неосознанно, Вольский стал говорить рекламным языком. Чувствовалось, что заговорив на привычную дня него тему, он ступил на твердую землю.
--Вы там были целый день? В офисе? ---прервал его следователь.
--Я ...у меня там офис и склад. Периодически я заходил на склад, так как привезли новую партию чая.
--Вас видели , я полагаю?
--Да, конечно, секретарь, работники склада, грузчики, таможенный брокер, в конце концов.

  Ляпин задавал вопрос за вопросом и дело это ему все больше не нравилось. Вырисовывалась картина идеальной семьи, идеальной жизни, в которой не было места убийству.  Муж-- успешный бизнесмен, дочь--студентка,  жена, Ирина Вольская---известная художница, о которой не только говорили, но и картины которой продавались за очень большие деньги. Она устраивала выставки в СНГ и в Европе. Несколько ее картин находились в европейских музеях современного искусства.
  Известность жертвы особенно огорчала следователя.. Убийство само по себе плохо, а убийство известного человека,  это, кроме всего прочего, бесконечное давление начальства и прессы.
-- У Вас бронированная дверь с двумя замками, домофон… не дом, а крепость.  Как ,по- вашему, убийца мог проникнуть в квартиру?—допытывался Ляпин.
--А, это…--протянул Александр Сергеевич, отмахиваясь, --это, самое простое. Ирина была рассеянной. Она никогда не закрывала дверь на замок.  Скажу больше--она могла забыть ключи в замке с внешней стороны двери.  Так что в квартиру мог,  кто угодно зайти.
Он с сожалением покачал головой, осознавая, что невнимательность жены стоила ей жизни.
--Что-нибудь пропало?— уточнил Ляпин у Вольского.
--Насколько я вижу, нет. – хозяин квартиры  обвел глазами обстановку.—Собственно, в доме и ценностей не было. Драгоценности мы не покупали, а деньги в банке. Брать нечего.
 Уходя, следователь еще раз окинул взглядом отца и дочь. Русоволосая головка девочки поникла, как надломленный цветок. Отец пытался успокоить ее, говорил, что надо держаться. Но голос его дрожал, и он не верил в свои же слова.
 Что-то неясное, тревожное было в этой паре, но что следователь пока понять не мог. Выходя на улицу, он посмотрел на окно Вольских. Он знал, что этой ночью в этом доме никто не будет спать. Теперь, этот дом--пристанище беды. Пристанище слез.

  Как большинство работающих людей, Гриша Ляпин ненавидел две вещи. Быстро наступающее утро и сигнал будильника. Сегодня же утро было особенно тяжелым, так как ночью, бесцеремонно разбудив около 2-х часов ,ему позвонил его непосредственный начальник. Как Ляпин и ожидал, убийство известной художницы -- сразу же стало делом большой важности.
 Харьков, хоть и город-миллионик, но особенно резонансных событий в нем не происходило. Губернатор области и  мер города могли порой что-то не поделить. Бывало и крупные бизнесмены наступали друг другу на пятки. Тогда шум их битв , расходясь кругами на воде, мог дойти и до ушей простых горожан.  Но это было не часто. По двум причинам.  Во -первых, деньги любят тишину, А во-вторых, рука руку моет, и вчерашние враги сегодня уже были лучшими друзьями. Кроме того,  большая политика делалась в Киеве. Знаменитости эстрады, театра и кино,  в основном там проживали, а значит, все потрясения были уделом столицы. Так что, убийство художницы в Харькове привлекло внимание всех, начиная от губернатора и кончая последней бульварной газетенкой.  Следователю Ляпину досталось самое, что не на есть, паршивое дело.
 "Может, его еще кому-нибудь передадут?" – дернулась в душе Гриши Ляпина трусливая мыслишка. Но тут же сбежала. Понятно, никто не возьмется за это дело, потому что дураков мало. Не говоря уже о том,  что дело пахло глухарем, а значит сплошными неприятностями и нагоняями начальства.
  Одевшись и заварив кофе, он сел за стол и стал выстраивать в голове все, что знал. А знал он мало.
1.Хорошая семья, обеспеченная. Ссор и конфликтов нет. В таких ситуациях всегда подозревают мужа, но  у него есть твердое алиби. У дочки тоже.
2.Версия ограбления не выдерживает никакой критики. Единственно, что было ценным в квартире, это картины самой художницы. Но они на месте.
3.Само убийство – крайне жестокое. Несчастной раскроили череп ударом биты по голове. Орудие убийства было рядом. Именно эта жестокость наводила мысль о личных мотивах,
ненависти.
 «Могла ли у мужа быть любовница? Возможно. Или отвергнутый любовник у самой Вольской? Вполне. Надо расспросить соседей. Особенно  старушек. Обычно, у них одно занятие-- перемывают косточки все своим ближним. Если что-то есть, они наверняка знают. Или подозревают. У них на это нюх, как у собак. … А еще подруги жены.»
 Ляпин нередко убеждался, что подруги знают больше, чем мужья. Особенно, если есть, что скрывать. Он знал манеру  женщин. Соберут девичник, нальют по бокалу вина ( читай по бутылке на брата) и давай мужикам косточки перемывать.
 Что ж, опрос соседок и подруг — в первую очередь. Он достал блокнот, в котором был записан адрес лучшей подруги  Ирины Вольской. Нахмурился--  «еще одна местная знаменитость.»

  Ее звали Анна Парджиани. Сначала Ляпин подумал, что это сценический псевдоним, так как подруга художницы была  актрисой и работала в театре. Но ничего подобного.
Парджиани -- самая что ни на есть обычная грузинская фамилия. Отец Анны был грузином, а мать русской.
 Сидя напротив актрисы, Ляпин откровенно ею любовался. В этой женщине было столько красоты, грации, пластичности, что создавалось впечатление,
что это Василиса Прекрасная из русской народной сказки .. "Выступает словно пава".--вот что сразу вспоминалось при взгляде на нее.
 
 Глаза Анны были красными, лицо припухшее. Она проплакала всю ночь.
-- Я ведь видела ее вчера.-- начала актриса.
-- Вот как? В котором часу?
--Утром. Около десяти.
--Утром? Но ее муж настаивал, что она не вставала раньше обеда.
--Да, это было как-то странно. – объяснила Анна.--Она позвонила мне, как только он ушел на работу.    Попросила меня приехать к ней домой. --Анна помолчала, теребя рукав персикового платья.—Откровенно говоря , я была не рада этому звонку. За день до этого была премьера. Я вернулась поздно, устала и хотела выспаться. Ее звонок меня разбудил.
----Потом?
--Я попыталась объяснить ей, что не могу приехать. Она настаивала. Сказала, что это важно. Я к ней поехала. Ирина была в мастерской, пила кофе и рисовала. Я спросила: " что случилась?". Она сказала: "Я вспомнила! Понимаешь, вспомнила, где я его раньше видела."
--Кого?
--Не знаю кого! Не –зна—ю!. –с нажимом повторила актриса—Я тоже ее спросила «Кого?» Но она словно бредила. Только добавила, что все было обманом. Она не уточнила, что именно.
--А вы не спросили?
--Пыталась, но это было невозможно. Я же говорю, она была немного не в себе. –Анна в задумчивости, провела изящной рукой по лбу. --Вообще, если хорошо подумать, она всегда была чуть-чуть странная.
--Что вы имеете в виду?
-- Ну, посудите сами. Ирина состоялась во всех отношениях, и как женщина и как творческая личность. Муж ее боготворил, дом -- полная чаша, талант ее был признан.
Но она… она была несчастна. Глубоко несчастна. И если бы вы посмотрели на ее картины, то не увидели бы на них ни одного светлого пятнышка. Сплошная депрессия.
--Но ее ведь ценили?
--Ну и что? Ван Гога тоже ценили, а он был сумасшедшим. Знаете, для нас, творческих людей, сумасшествие--это достоинство,.-- заметила Анна.
   Гриша Ляпин смотрел на нее и не мог понять, шутит она или говорит серьезно. Но одно не вызывало сомнений. Личность  Ирины Вольской была не так проста, как казалось сначала. А еще появилась маленькая надежда, что все же дело продвинется. Было, было в жизни художницы нечто, за что можно ухватиться и распутать этот клубок.
--Знаете, а на прощание она подарила мне ту картину, которую рисовала в то утро. Картина была совсем сырой, я даже платье запачкала.
 Ляпин подскочил.
--Где эта картина?
--Здесь. Я от Иры сразу на работу поехала. Так картина и осталась здесь .
 --Давайте ее сюда!—потребовал Гриша.
 На эту картину следователь возлагал большие надежды. Ведь это последнее работа художницы. И если она так переживала в то утро, то не стала бы рисовать, что попало.  Более того , она отдала картину  подруге еще сырой, в тайне от всех. Значит, она что-то для нее значила. Ответ в ней, в картине.
  Анна достала картину из-за ширмы, сняла покров. Следователь внимательно рассматривал последнюю работу Вольской. М-да…Теперь Ляпин понял, что такое гений. От этой картины бросало в дрожь, настолько сильной и гнетущей она была.
 Темный вечер. Красная машина удаляется в темноте. На асфальте в луже крови лежит человек. Какой-то полупрозрачный. А за деревом стоит его копия, и смеется. И от этой хохочущей рожи исходили зло и ужас.
--Не оставила равнодушной, не правда ли?--оторвала его от просмотра актриса.
--Боже!--только и выдохнул следователь. Он  видел настоящие убийства и не верил, что картина может быть страшнее реальности.
--Вы такой впечатлительный...—заметила Парджиани,--Вам точно не стоит ходить на ее выставку, Там все работы в таком же духе.
--Я заберу картину на время, вы не против?
--Хорошо, ….--согласилась Анна, и добавила.--А знаете...я забыла Вам кое-что сказать. Ира плохо спала по ночам. Ее мучили кошмары. И однажды, я ей посоветовала обратиться к своему знакомому психологу.  Я думаю она была у него.—Женщина подошла к трюмо, взяла сумочку и протянула визитку ,—Уверенна, он Вам поможет.



 Это расследование точно шло под флагом Грузии. Гриша Ляпин не имел ничего против братского народа, но в один день встретить двоих людей с непроговариваемой фамилией --это  чересчур. Эльсинор Берадзе. Так звали модного психолога. Работал он в основном с женами крупных бизнесменов и с  творческими людьми, если те могли это себе позволить. Его услуги за час стоили столько, сколько следователь зарабатывал за неделю. "Жизнь не справедлива".--вздохнул Ляпин . "А тут еще эта картина, с которой приходится тягаться по городу". В родное отделение ехать он избегал, чтобы не попасть на глаза начальству. Поэтому и носил свой груз с собой." А может и психолог что-то подскажет. Все же последнее послание, не иначе."   .
  Кабинет психолога был просторным, удобным и роскошным.  На стенах висело несколько дипломов, насколько мог судить Ляпин, из институтов как отечественных, так и зарубежных. На одной из стен висела картина, и следователю показалось, что он узнает манеру Вольской.
   В огромном кресле сидел хозяин кабинета. "Тот еще субъект"-прокомментировал про себя Ляпин.
 Перед ним был молодой человек, лет тридцати. Брюнет с тонкими, аристократическими чертами лица и  черными, бархатными глазами. Он был  высокого роста, худощавый и без сомнения хорош собой. "Да, как раз это дамочки и любят. Нет ничего заманчивей, чем красивый священник или красивый психолог. Это как конфета, которую нельзя съесть, а очень-очень хочется."—делал выводы Ляпин. Одна деталь в его внешности цепляла взгляд. На шее у Берадзе был яркий шелковый платок. Вообще, психолог был одет дорого, с шиком, но платок показался следователю совершенно лишним.
 Рассматривая Эльсинора Берадзе, Гриша Ляпин вдруг поймал себя на мысли, что он  чувствует себя неуютно в этом кабинете, возле этого человека. Чувствовал свою неуместность. --Вы, я полагаю, Григорий Александрович Ляпин?-- спросил  спокойным голосом Эльсинор Берадзе.
--Да. Я Вам звонил недавно. --заторопился Гриша.
--Располагайтесь. Сейчас принесут кофе. – Психолог внимательно рассматривал гостя. Ляпин был приблизительно его возраста. Может  немного моложе.  Русые волосы. Серые глаза. В них светились ум и решительность, но не хватало той уверенности и рассудительности, которая чувствовалась в Берадзе. Не было ухоженности, шика и богемности. Наоборот, Ляпин был довольно небрежен в одежде, судя по всему даже не гладил ее.  Его волосы были взъерошены, а брился он наверняка на скорую руку. Берадзе заметил на щеке следователя тонкий порез от бритвы. 
--Вы хотели поговорить об Ирине Вольской?--перехватил инициативу Берадзе.
--Да. Мне кажется, разгадку этого убийства надо искать в ее характере, в том, что ее мучило, что не давало спать.
--Вполне возможно, -- cогласился  модный психолог.
 Кофе принесла девушка головокружительной красоты. Она улыбнулась Ляпину заученной вежливо-гостеприимной улыбкой и исчезла за дверью.
---Ирина--заговорил психолог, ( Ляпину пришлось спуститься с небес на землю,) -- это тот человек, который знает в чем его проблема, но не может ее решить.
--В чем же была ее проблема?--суетился следователь.
-- Я расскажу , но давайте по порядку. Она пришла три месяца назад. Сказала, что не может спать, потому что не может вспомнить человека, которого увидела случайно в метро.
--То есть?
--То есть, она увидела в метро человека, как --то с ней связанного. Человек из прошлого. Но не могла вспомнить , откуда его знает. Это терзало и мучило ее.
--И как вы могли ей помочь?--насмешливо спросил следователь.
В ответ Эльсинор Берадзе так на него глянул, что захотелось провалиться под пол.
--Когда человек очень долго прячет что-то от самого себя, заставить его вспомнить невероятно тяжело. Главное здесь убедить его, что правда не причинит зла, а наоборот, освободит.
--То есть вы ей посоветовали не прятать голову в песок. Проще простого.
--Нечто в этом роде. Конечно, не так сразу. У нас была долгая и кропотливая работа и думаю, если бы Ира не погибла, в ближайшее время мы бы докопались до сути.
--Она уже докопалась—поправил следователь.
--Вот как?
--В день смерти, утром, она позвонила Анне Парджиани. Встретилась с ней и сказала, что вспомнила того человека. Кроме того, она добавила фразу «Все было обманом.  Теперь я свободна»
--Невероятно.
--И напоследок отдала картину подруге.
-- Это она?
--Да. Я хотел, чтобы вы посмотрели на нее, может что-то поймете.
Следователь развернул картину и психолог воскликнул.
--Ну, конечно, это же все объясняет.--воскликнул Эльсинор.
--Объясняет?--с сомнением посмотрел на психолога Ляпин. "Он тоже сумасшедший!"
--Конечно, это и есть убийца.

 

 После похорон в доме погибшей собралось лишь несколько человек. Анна Парджиани, Вольский , Наташа, родители и брат художницы. Позже к ним присоединились элегантный психолог Эльсинор Берадзе и следователь Гриша Ляпин.
 Тихо говорили, пили, плакали, переживали.
Анна Парджиани сидела возле Наташи, гладила ее по голове и успокаивала.
--Тише, тише дочка, тише. Все наладится, вот увидишь.
--Наладится, но ее больше нет. Нет. А тот кто ее убил--он жив, и он на свободе.--причитала Наташа, обвиняя в своем горе весь мир.
-- Гм, собственно говоря, он уже арестован.--заметил следователь Ляпин,-- и его сообщнику недолго осталось на воле ходить.
--Что вы сказали? Убийца пойман, а мы ничего не знаем?--встрепенулся Вольский,--кто он? Какой-нибудь грабитель?
-- Ну, не стоит говорить так о своем брате, пусть и сводном.--заметил Эльсинор.— ведь именно Ваш брат помог Вам убить жену?
--Что вы мелите?--заорал Вольский, вскакивая.
--Это невозможно!--сказала Анна.—Александр Сергеевич любил Иру.
--Как любят курицу, несущую золотые яйца. Не так ли? Но пташка собиралась улететь.--произнес Эльсинор, и в голосе его прозвучала угроза.
Вольский отпрянул.
--Куда Вы, Александр Сергеевич, вы же не думаете, что я здесь сам? --спросил Гриша Ляпин--Вам не выйти из дома. Так что, сидите и слушайте.--продолжил он.
 История началась двадцать лет назад. Однажды Вас пригласили на выставку картин молодой художницы. Вы с ней познакомились. Ирина Вам очень понравилась. Она была настоящей красавицей. Но еще больше Вам понравилось то, что ее картины покупали. И не только на Украине, но и за рубежом. Уже тогда было ясно, что она гений. Гений , который сможет приносить огромную прибыль.. Вы сразу увидели перспективы и выгоду от отношений с Ириной, тем более, что уже тогда мечтали торговать чаем. Но ее надо было как --то привязать к себе.--Ляпин перевел дыхание, и продолжил:-- В то время  из тюрьмы вышел ваш сводный брат. Вы посоветовались с ним, разработали план, простой и действенный. После одной из вечеринок, вы, под предлогом того ,  что много выпили, посадили ее за руль. И надо же, через несколько километров она сбивает человека. Насмерть. Так Вы ведь ей сказали? После того, как вышли из машины и прощупали пульс погибшего? У нее началась истерика. Она боялась сесть в тюрьму, тем более, что была уже беременна. Вы уговорили ее уехать с места происшествия. Ведь раз человек уже погиб—то ничем ему не поможешь. И уехали. С тех пор она стала вашей заложницей. Вы ее шантажировали 20 лет, преступлением, которого она не совершала. Ведь не было мертвого человека. Был Ваш сводный брат, который таковым притворялся.
 А через 20 лет она увидела вашего брата в метро. Конечно, он сильно изменился за эти годы, и она долго не могла вспомнить, где видела этого человека ..Мучилась, но знала, что вспомнить надо. Обратилась к психологу, Эльсинору Берадзе, он ей помог.
--Вы мне сразу не понравились--злобно прошипел Вольский, психологу--знал, что от Вас будут одни проблемы.
 Ляпин продолжил.
--Она вспомнила человека в метро.  Это был тот самый человек, который якобы умер 20 лет назад. Но он жив. А значит, Вы ее обманули. В тот день все стало на свои места. И утром она сказала Вам,  что подает на развод.  Вы больше не имели над ней власти. Для вас бы это было концом. Ведь на самом деле вы не такой уж и удачливый бизнесмен. Вы всегда жили на деньги, полученные от продаж картин Ирины. Без нее, Вы были бы разорены. Поэтому, развод Вас не устраивал. Зато после ее смерти все бы досталось Вам. Вы бы и дальше продавали ее картины, и жили не о чем не беспокоясь.
--У Вас нет доказательств.
--Есть. В то утро, Ирина нарисовала лицо Вашего брата на картине и отдала ее подруге. Вы о чем-то таком догадывались, поэтому и перевернули мастерскую «вверх дном». Вы понимали, что Ирина должна была нарисовать его, только не знали, что она уже успела встретиться с подругой. А так как Ваш брат судимый, то найти его лицо в картотеке, не составило труда. Он уже арестован и сознался во всем. Очередь Ваша.
--Это бред!—еще пытался сопротивляться Вольский.
--К сожалению, это --правда.
--Нет, нет, нет! Этого не может быть! -- плакала бедная Наташа-- Не может быть!
Весь ее мир рухнул в одночасье, и она обвисла, как тряпичная кукла в руках Анны Парджиани.

 Прошло несколько дней. Дело было передано в суд. Но одна деталь не давала покоя Ляпину. Грише пришлось идти к Берадзе.
--Как Вы догадались, что на картине изображен убийца?— выпалил он с порога.
Эльсинор Берадзе улыбнулся и сказал:
--Вы бы тоже догадались, если бы видели и другие ее работы.
--Вот как?
--Этот сюжет, « ночь--машина--кровь,» постоянно встречается в ее картинах. Но не было лица жертвы. И тем более не было этой жертвы стоящей за деревом.
Он смеялся, помните, смеялся над ней.
....
ПС: Аудиокнига и видео к этому тексту по ссылке: