Привет модному Фэнтези от yesterday Фантазии

Володя Морган Золотое Перо Руси
               
    Яркое и запоминающееся событие в культурной жизни Монреаля происходит в эти дни  в помещении  элитного клуба МАА Sport Club в даунтауне по адресу 2070 Peel street.  По каким-то невыясненным до конца причинам место занятий спортом респектабельных людей   оказалось  вполне приемлемым и традиционным местом для русских художников-эмигрантов. Словом, богачи-спортсмены стали меценатами и покровителями. Два года дому назад именно здесь состоялась персональная выставка нашего земляка, академика живописи, «шестидесятника» Михаила Шапиро.      
      А в минувшую пятницу в спортклубе состоялось официальное открытие экспозиции картин  Игоря Тышлера.
     Необьяснимый парадокс заключается в том, что до самого этого свершившегося факта имя  замечательного и оригинального художника-москвича Игоря Тышлера было, что называется  на слуху у многих. В свои 55 лет Игорь немало попутешествовал, начиная с  1980 года  его художественные работы были показаны на более чем  сорока экспозициях мира  в России, в Германии, Франции, Финляндии, Австрии, Англии, Израиле, США, Японии.  С 1996 года художник  живёт  и продолжает свою удивительную работу как живописец в интернациональном Монреале. Однако до сих пор познакомиться с  работами Игоря Тышлера было не так-то легко. Нельзя так сразу сказать, отчего? По причине замкнутого характера художника, скромности или из-за невостребованности?
     Тем не менее, слава о живописце, как об эксцентричном, порой шокирующем мастере, нарастала. Трудно даже определить жанр в каком работает Игорь. Что это, что он создаёт: фантасмагория, сказка, фантазия, гротеск, философское и красочное отображение древних мифов,   поэтическое переосмысление преданий или вдохновенный имажинизм? Думается, ни то, ни другое, ни третье.
     За плечами Игоря Тышлера огромный кульутурный багаж и наследие. Игорь –  внук знаменитого русского художника  Александра Григорьевича Тышлера, человека особой художественной судьбы, чей творческий путь складывался на переломе эпох. 
     «Отец мой был столяр, дед и прадед тоже, отсюда и наша фамилия, «Тышлер» значит столяр.- Вспоминал впоследствии А.Г. Тышлер.- Мама моя была кавказская еврейка, в девичестве – Джинджихашвили. Семья была большая: восемь душ детей – три дочери, пять сыновей, я последний... У нас в Мелитополе был большой двор. Он был населен ремесленниками – столярами и плотниками, бондарями, кузнецами, жестянщиками. Обитали во дворе и маляры. Они раскрашивали брички, расписывали железные кровати. Уходя в пивную, они доверяли мне свою нелегкую работу, которая для меня была наслаждением. Я расписывал повозки, изображал украинские пейзажи с белыми хатами и луной на черных спинках кроватей».
      В 1914 юный А.Г.Тышлер переезжает в Киев и поступает в Киевское художественное училище, которое заканчивает в 1917 году. Художник продолжает образование, посещая студию Александры Экстер, где знакомится с О.Мандельштамом, В. Шкловским, И. Эренбургом.  В 1919-1920-х годах А. Тышлер принимал участие в гражданской войне, был красноармейцем. Как Исаак Бабель. Как Аркадий Гайдар. Как мой дед Дмитрий(-ВМ). После демобилизации Александр Григорьевич поступает во ВХУТЕМАС в мастерскую В.А. Фаворского.
      Как о художнике и театральном декораторе, об А. Г. Тышлере говорилось, чт он - безудержный фантазёр и мечтатель. На его причудливых картинах неразделимо живут явь и фантазия, возникают хрупкие девушки, несущие на головах и плечах натюрморты или декорации, какие-то странные сооружения, символизирующие театр или праздничный балаган, крепость или морскую стихию.
     В двадцатые годы Александр Тышлер не раз достойно представлял российское искусство на международных выставках в Дрездене, Харбине, на Биенале в Венеции.
     Но, в целом, нелегко довелось жить и творить подобным талантам-оригиналам в эпоху торжества  метода отображения действительности в художественном слове и в живописи называемоого соцреализмом.  Художник много работает в московском еврейском театре (сменив Марка Шагала после отьезда его за границу), где  реализует свою склонность к игре, гротеску и причудливым превращениям, но его совершенно не приглашают  участвовать в выставках, что как воздух необходимо настоящему художнику.
    Нечто подобное происходило в своё время и с Игорем. Художественное образование он получил в различных московских студиях. Служил в армии. И вновь погрузился в мир своих художественных образов. В 1994-1996 годах он работал и учился у известного американского художника Дэвида Вивера, создавая классические картины и керамику. Но, по собственному признанию Игоря, свои первые  уроки и художественные навыки он получил от свего великого деда.Вернее было бы сказать, что Игорю эти уроки "дали". И.А.Тышлер никогда не чувствовал себя таким художником какому, например, могли бы поручить изготовить портрет «вождя народов» для какого-нибудь «красного уголка».
     Более того, в интервью корреспонденту монреальской газеты Suburbun И.А.Тышлер не ощущает себя именно русским художником, а интернационалистом. Хотя в беседе со мной, для этого репортажа он и заявил, что дело не в том, кто как себя ощущает или как видит себя со стороны.
     -Изощрённые специалисты, -подчеркнул он при этом,-при первом же взгляде на мои картины тотчас определяют московскую школу живописи. По моей художественной манере.
     На встречу с художником и с его волнующимии работами в спортклуб на Пиле пришли друзья, знакомые, почитатели таланта и те, кто всегда готов лицезреть прекрасное. Приветственные слова в адрес хозяина экспозиции произнёс Генеральный консул Российской Федерации в Монреале господин А.Исаков.
     Художник приготовил для обозрения тридцать одну работу,  среди которых немало новых. Особое внимание  публики привлекли  «BEE QUEEN», «GRACE»,  «AMAZONE»,  «WIND BICYCLE»,   «RUNNING RHINO»,  «FISHIP»,    «RAINBOW ANGEL».   
     Сегодня Игорь Тышлер характеризует свой  персональный художественный метод следующим образом:
     -Мой визуальный язык предполагает вневременное местоположение образа в течение мечтаний. Загадка и символическое значение проникают в мои картины-сказки с озбражением принцессы, героев и героинь.  Сказка  - это, по- моему, универсальная фантазия,  поглощающая популярную литературу, местные легенды и мифологию. Обаяние  состоит в том, что наше    подсознание иррационально смешивает некие таинственные объекты и персонажи, напоминающие нам то  фламандскую раннюю и средневековую живопись, то портреты эпохи Возрождения.
      Самопризнание художника симптоматично. Наше время – это время перемены простоватых человеческих фантазий на фэнтези, появление коих основано на перемене мироощущения людей, на колеблющемся фундаменте утверждений о существовании всего чего угодно. Фэнтези это фантазия особого рода. Логическая, пародоксальная  незавершенность  и изначальная бессодержательность фэнтези является залогом  успеха у публики.       
     Что ж, существование потустороннего мира или миров других измерений, может быть, параллельных, вполне допустимо. Трудно сказать, из чего он состоит: из гамма излучений или нейтрино. Однако миры эти вряд ли когда пересекаются и пересекутся с нашим конкретным и осязаемым теми органами чувств, какие предоставлены нам в  распоряжение  человеческой природой.
     Тем не менее, творчество Игоря  как раз и существует на грани фантазии и фэнтези. Зародилось оно в глубинах соцреализма, возможно, как некий интуитивный протест против засилья официально утвержденного соцреализма.  Будем откровенны, знакомясь с картинами Игоря Тышлера, мы знакомимся с одним из основоположником этого нового загадочного художественного метода.
       По жизни, отец Игоря, Александр Александрович был электриком-монтажником, а позже и начальником в Министерстве энергетики, претворяя ленинские планы ГОЭРЛО по электрофикации всей страны. То есть, добывая из ничего и овеществляя то, чем и по ныне пользуются россияне. И был чудаком, не лишённым художественного вкуса и нрава. Как и Александр Григорьевич. Он был пристрастен к резьбе по дереву и стены его московской квартиры были изукрашены странными  деревянными существами. Своими руками он смастерил для маленького Игоря навсегда запомнившуюся кроватку из бука, испещрённого загадочными фигурками.    
       В  живописной семье, восозданной из небытия смелой кистью неожианно новомодного художника  выражение индивидуальности передано в тонких намёках. Таких, как наклон головы, особая укладка волос, размещение руки или  демонстративный показ элегантности одежды и украшений. Как у героев древних сказаний и  саг, в лицах изображённых И.Тышлером мужчин и женщин, царит  выражение идеального поведения человека - любовь, преданность, доброта, нежность и великодушие.
      Организатор выставки – талантливый монреальский художник Алексей Дымов. Являясь автором хорошо известной монреальцам  книги «Great Russians. Portraits & Beyond», Алексей, кроме всего, - основатель фонда Creative Reflections и его директор, а также Президент компании  GALAxy D;cor под эгидой которой и проводятся экспозиции российских художников.
     -Это седьмая по счёту наша экспозиция. Мы уверенно смотрим в будущее, - сказал в своём приветственном слове на открытии выставки А.Дымов. – Мы ещё не раз вернёмся к  привлекательному  во многих отношениях творчеству Игоря Тышлера. И у нас большие планы. В дальнейшем любители прекрасного смогут  встретиться и с другими художниками-земляками.
  Выставка Игоря Тышлера на Пиле продлится до 25  апреля.      
                Владимир Морган,
                Лауреат премии «Золотое перо Руси»
 На снимке: «Амазонка». 

Ссылки по теме:
www.clubsportifmaa.com
www.galaxydecor.com.
www.igortyshler.com
www.alexeidymov.creativereflections.ca
www.creativereflections.ca/web/aboutus.html
http://www.proza.ru/avtor/djerd


 

Анонс на английском.    Igor Tyshler was born in 1954 in Moscow, Russia . The grandson of Alexander Tyshler 1898-1980 (one of the most interesting Russian Jewish Artists in the History of Russian Art). For Tyshler life was a Fancy Dress Ball. A brightly decorated stage full of wonderful metamorphoses. His magical and extremely imaginative Art had a great influence on modern stage-set designers. His works located in the best Russian museums.               
    He became a Bright star in Igor’s boring everyday existence. The ability to draw and paint awoke in him when Igor turned seven years old. His grandfather guided him through that process. The grandfather’s involvement opened Igor’s own creativity and the World became a Magical Place. He began to create his own Reality. A shelter and was totally immersed in a Dreamland. His own Private Kingdom, where Igor traveled in bizarre vehicles. Fish-ships, Wind-Bikes, Submarines, observing Fantastic Landscapes, meeting Magical Creatures (Animals, Kings, Queens, Warriors and Wizards).               
  Igor Tyshler’s first exhibition was in 1978 in Moscow. In 1981 he moved to St.Petersburg where he created and exhibited his works until 1991. In 1991 he went to the United States and traveled for five years through New York, Colorado, California, Ohio and West Virginia. From 1994-1996 he worked and learned from the American Artist David Weaver, creating Classical Paintings and Pottery. When Igor’s contract expired in 1996 he moved to Canada. His new home became the Beautiful City of Montreal where he lives creates and dreams. 
   
                *****