Вступительное слово

Лариса Иванова-Ленская
             Проработав чуть больше года  в средней школе после окончания Государственного Университета, я  продолжила свою преподавательскую работу в море на океанских судах, где  морякам, рыбакам, китобоям преподавала физику, алгебру, геометрию, тригонометрию, черчение, астрономию, а морякам-курсантам Мореходного училища преподавала высшую математику, черчение, теоретическую механику, сопротивление материалов.
      
             Работа преподавателя в море имеет свои особенности.
             Когда я встречаюсь с читателями моей книги стихов "Однажды позвал океан", мне задают вопрос:
           - А что за работа у преподавателя в море?
             Мне приходится рассказывать.
             Вот я и решила об этом, хотя бы немного, написать.

             Дело в том, что моряки годами находятся в море, а на берег приходят только в отпуск, когда судно идёт в ремонт после длительного рейса.
             Практически, почти вся трудовая жизнь у многих моряков проходит в море, а это, в основном, их молодые годы, когда человек стремится повысить своё образование, и, если есть возможность, то он  учится.
 
             Кстати, закончив обучение, курсант – палубный матрос, получает специальность штурмана, курсант – электрик получает специальность электромеханика,
курсант – моторист приобретает специальность дизельного механика без отрыва от производства.
              Всё своё свободное от вахты и работы время  моряки посвящают учёбе.
              Я это знаю, я это видела, когда они, освободившись от служебных обязанностей, спешили на занятия с главной целью – получить знания и повысить своё образование. Опрятные, аккуратно одетые, они спешили на занятия, как на праздник - так говорили мои ученики.

                Когда заканчивается рейс, длиною практически в календарный год, то заканчивается и учебный год.
               И с новым рейсом они продолжают учёбу уже на новом этапе: одни - перейдя в следующий класс, в средней школе, другие - перейдя на следующий курс, в мореходном училище.
               Но преподавателям в море ещё труднее, чем их ученикам.
               Если учащиеся моряки уходят на своих судах в ремонт, а некоторые и в отпуск, то преподаватели часто остаются в море ещё дольше и, продолжая работу, переходят на другое судно, где их ждут другие ученики.

              Преподавателей меньше, чем кораблей, на которых ученики ждут учителей.
              Даже во время таких переходов преподаватели работают, если на данном транспорте-сухогрузе есть моряки- учащиеся нашей специальной морской школы.

               На теплоходе-сухогрузе "Курган", к примеру, я  долго добиралась из Владивостока, как пассажир, на  предназначенный  для моей работы  дизель-электроход
"Волчанск", где меня ждали ученики, около трёх месяцев.
 
              В этот период, начиная с последних дней октября до середины января, на теплоходе "Курган" меня встретило море во всей своей красе.

                Казалось - Тихий океан испытывал меня на прочность, были сильные осенние шторма, ну, и покачало же меня, но об этом я расскажу в другой раз. Здесь мне пришлось и не мало поработать, консультировать учащихся-заочников, которых оказалось много на теплоходе "Курган".
                Это было начало моей работы в море.

                На транспортных судах учатся члены экипажа в разных классах, поэтому объем работы большой, охватывающий полный курс всей средней школы по преподаваемым предметам, но учащихся не так много.

                Так было и на научно-исследовательском судне "Радуга", и на пассажирском  теплоходе "Тобольск", и на ледоколе "Москва", и на других аналогичных судах, где я преподавала только членам экипажа.

                А на рыбообрабатывающих плавбазах – огромных океанских судах, преподавателям работать сложнее, потому что здесь  учатся ещё и рыбаки, обеспечивающие работу большого производства.
               Мне пришлось узнать и эту работу, потому что я преподавала на таких крупных плавбазах, как п/б "Сулак", п/б "Северодонецк",  п/б "Славянск",  п/б "Шалва Надебаидзе" и других.

                Но ещё значительно сложней работа преподавателя на китобойной флотилии.
                Мне посчастливилось, можно сказать, работать и на  китобойной флотилии "Дальний Восток", и на единственной в нашей стране антарктической китобойной флотилии "Советская Россия".

                Каждая флотилия насчитывает тысячу семьсот человек, работающих в море.
                Это огромное производство в море, я бы сказала, это целый город, живущий в океане в напряженном трудовом ритме, где и днём, и ночью при ярком освещении производство работает в одинаковом режиме, а значит, все службы и их подразделения тоже работают. 
                Во флотилию входят китобаза –  огромное океанское судно и порядка пятнадцати китобойных судов, с экипажем в 37 человек каждый.
                Здесь преподаватели проводят занятия  так, чтобы каждый учащийся после своей вахты и работы мог попасть на занятия, но это в обычное дневное или вечернее время на самой китобазе.

                А ночью во время бункеровки – это заправка китобойца топливом, провизией, водой - моряки с китобойного судна имеют право подняться на борт китобазы или к преподавателям, или в библиотеку, или к зубному врачу.

                Швартоваться к китобазе для бункеровки китобойные суда могут только ночью, потому что днём они охотятся за китами, а к вечеру, не швартуясь, передают их на китобазу.
                Китобойным судам разрешается пришвартоваться к китобазе и только для бункеровки один или два раза в месяц, но китобойцев пятнадцать, поэтому  редкими бывают ночи, когда они не швартуются.

     Кстати, можно заметить –  все китобойные суда имеют удивительно романтические названия, например :  "Восхитительный", "Величавый", "Смелый", "Рьяный", "Энтузиаст" и другие.            
             Во время бункеровки китобойца, преподавателю приходиться, прерывая сон, вставать ночью, идти в Салон и проводить консультации с учащимися и курсантами  по разным вопросам,  задачам и разным предметам, преподаваемым им.

              Объяснить так,  чтобы они потом могли разобраться в своих индивидуальных заданиях самостоятельно, находясь в плавании на китобойных судах  в течение следующего месяца до очередной бункеровки.

                И никак нельзя спросонья ошибиться при решении задач по их контрольным заданиям, а  днём и вечером преподаватель-консультант должен проводить занятия с другими учениками, которые спешат к нему после своей трудовой смены уже на самой китобазе.

            Так что, кроме романтики, каждого человека в море ждут не только испытания, но и сложный тяжелый труд.
            В своих рассказах я знакомлю читателей с некоторыми эпизодами из многообразной и интересной жизни людей, работающих в море.


Рисунок  автора.

Книга  "Роза ветров моих",  издательство  "Русаки",  Москва,  2007г.