Сердце, открытое людям...

Юрий Вшивцев
Добрый десяток лет я трудился проводником пассажирских вагонов дальнего следования. Труд не из лёгких, но зато мне доставляло огромное удовольствие общение с людьми. Встречались пассажиры самые разные: злые и весёлые, мимолётные и запоминающиеся, важные персоны и обычные сельские жители. Их всех объединяло одно: в дороге они - мои подопечные, значит, их настроение в пути во многом зависело от меня. И я старался...

В «Красном уголке» Кировского резерва проводников на видном месте висел красочный плакат: «Проводник — это сердце, открытое людям, это друг и товарищ в пути!» Чтобы с первых минут почувствовал это и пассажир, уже во время посадки в вагон мы встречали его с улыбкой, помогали определиться с местом:
—У Вас двадцать седьмое место, это в седьмом купе, правая нижняя полка. Проходите, пожалуйста!
Если стоянка поезда по расписанию менее пяти минут, а пассажиров на платформе скопилось много, чтобы избежать столпотворения в дверях, я объявлял:
—В первую очередь заходят пассажиры с детьми и инвалиды, остальные — строго по очереди. Машинист все видит, и пока все не войдут, поезд не отправится...
После этого люди успокаивались, сами выстраивались в очередь и становились намного доброжелательнее и приветливее.

После отправления поезда мы с напарником поступали так: один собирал билеты, второй разносил постельное белье. В каждом купе я подробно знакомил людей с расписанием движения, с правилами проезда в поездах, отвечал на возникавшие вопросы. Через полчаса после отправления с начальной станции мы уже разносили чай. С пассажирами сразу же завязывался хороший контакт.
Главная задача проводника в пути следования — создать комфортные условия для людей. Если это удается, нареканий со стороны начальства не услышишь, а пассажиры благодарны тебе от души! Мой самый первый начальник поезда Леонид Григорьевич Ердяков, ветеран войны и труда, часто повторял нам, молодым :
—Вы должны быть хозяевами в вагоне. Почаще выходите в салон, общайтесь с пассажирами и меньше всего думайте о собственных удобствах.

Самые неспокойные пассажиры — это дети. Они тонко чувствуют отношение взрослых к себе. И соответственно себя ведут. Если проводник злится, нервничает — детвора будет отвечать непредсказуемым поведением. С детьми надо обязательно находить общий язык, чтобы не испытывать неприятностей на протяжении всей поездки.
Я работал в детских турпоездах «Кировский школьник» и «Юный турист», в которых путешествовали по стране мальчишки и девчонки в возрасте от 12 до 17 лет. За десять дней поездки я становился для ребят другом, старшим товарищем, заменял им учителей и родителей одновременно. Когда мы возвращались из путешествия, и наступала пора расставания, сколько слез проливалось девочками, сколько рукопожатий было со стороны мальчишек! И каждый, покидая вагон, говорил:
—Дядя Юра, приезжайте в нашу школу! Нам будет очень скучно без Вас!
Они приходили ко мне домой целыми классами, они провожали в рейс, встречали из поездки. И лучшей благодарности мне не надо!
Самые нечистоплотные пассажиры — солдаты срочной службы и младшие офицеры. После них всегда приходилось производить в вагонах генеральную уборку, особенно в воинских эшелонах. За годы работы проводником я много раз  сопровождал эти эшелоны: вывод советских войск из Венгрии и Чехии, поездки в горячие точки, на учебные полигоны, на целину. Пусть в вагонах нес службу суточный наряд, и дневальные наводили чистоту и порядок, но ушли солдаты — грязь и мусор остались. Всегда, везде, в любое время года...
Самые желанные пассажиры — семейные пары, в том числе молодожены. Отдыхают в своем купе, воркуют, на больших станциях выходят на перрон и даже не пытаются отстать от поезда. С такими пассажирами очень легко работать.
С любителями спиртного и дебоширами у нас разговор короткий. Нарушил отдых и покой пассажиров — получай устное предупреждение! Не понял — вызываем наряд милиции, который в обязательном порядке сопровождал состав. При виде бравых ребят в милицейских погонах разбушевавшийся гражданин сразу становился тихим, незаметным и тут же засыпал крепким безмятежным сном.
Дети и взрослые, солдаты и офицеры, семейные пары и одинокие пенсионеры — все они для нас, проводников — просто пассажиры, и каждый из них надеется на нас и верит, что поездка закончится благополучно. Проводник для пассажира — лицо железной дороги, и мы обязаны сохранить это лицо безупречным!

…Ночь. Спят пассажиры. Но скоро станция. Пора будить молодых из четвёртого купе. Сделаю это спокойно и без суеты: помогу собраться и выйти из вагона. А как же иначе? Проводник - это сердце, открытое людям...