Три романа о власти

Леонид Терентьев
 
   В 1-м тысячелетии до н. э. в Крыму обитали племена киммерийцев, тавров и скифов. Затем мирно, а чаще с войной и жестокостью сюда приходили греки, скифы, римляне, готы, гунны, сарматы, аланы, хазары, печенеги, половцы...
   В XIII веке, после вторжения монголо-татар, образовался Крымский улус Золотой Орды, в 1443 году возникло Крымское ханство, с 1475-го оказавшееся вассалом Турции. Как все это происходило, почему? Об этом – и не только об этом – трилогия крымского краеведа и писателя Александра Николаевича Стомы. Каждый роман назван по имени главного героя повествования – «Эмир Эдигей», «Хан Хаджи-Гирей» и «Хан Менгли-Гирей».
  Читаются книги на удивление легко. Важны, однако, не только занимательно-приключенческая фабула, не малоизвестные и малоисследованные пласты истории - судьбы и характеры героев, глубокая психологическая проработка их мыслей, действий и поступков.
  Итак, кто же они – властители, о которых большинство читателей практически ничего не знает – а жаль!
  Эмир Эдигей (1352—1419), основатель Ногайской Орды, глава золотоордынского войска. Во время похода на Крым в 1399 году сжег и разрушил Херсонес. В 1408-м напал на Русь, чтобы заставить ее снова платить дань, осадил Москву, но взять не смог. Среди тюркских народов поныне популярен героический эпос, повествующий о борьбе эмира с золотоордынским ханом Тохтамышем.
  С годами Крымский юрт приобретал все большую самостоятельность, а в середине XY столетия образовалось независимое Крымское ханство во главе с Хаджи-Гиреем. Кстати, только из романа А.Н. Стомы я узнал историю происхождения самого имени новой династии.
  «А как тебя зовут, мальчик? – спрашивает будущего хана Джанике, вдова недавно погибшего Эдигея.- «Хаджи-Девлет-Гирей, апте Джанике». - «Хорошее имя. Оно достойно властелина Крыма. Но почему Гирей? Это имя, похоже, не наше». - «Ты права, апте Джанике. Человек, носящий это имя, долго заменял мне отца. Когда я хотел его вознаградить, он отказался от подарка. Тогда я решил взять его имя в память о достойном уважения человеке».
  После смерти Хаджи-Гирея из шести его сыновей ханом – вопреки всем обычаям и правилам - стал его младший сын Менгли-Гирей. С какими трудностями и приключениями – об этом в последней части трилогии.
  Менгли правил  в 1466—1513 годах. Он
проводил лояльную политику по отношению к соседям, в том  числе Русскому государству, в союзе с Иваном III воевал против Большой Орды. При нем завершилось строительство в Бахчисарае ханского дворца.
  Хотя «география» трилогии вовсе не ограничивается территорией Тавриды. И начинается она весьма далековато – в Кракове, столице Польши: «Ядвиге, дочери венгерского и польского короля Людовика, было шесть лет, когда ее обручили с сыном австрийского герцога – Вильгельмом…» Но, как известно, короли могут все – но только не жениться по любви. Оказавшаяся бесправной перед собственной шляхтой, убившей ее возлюбленного, Ядвига вынуждена выйти замуж за жестокого литовского князя Ягайло, в конце концов организовавшего и ее убийство. Хотя не тем вошел в историю Владислав Ягайло, король польский с 1386 года, - это он командовал польско-литовско-русской армией В Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года, когда были окружены и разгромлены войска немецкого Тевтонского ордена.
   Среди реальных действующих лиц трилогии также Витовт (1350-1430), великий князь Литвы, трижды вторгавшийся в Московское княжество и захвативший Смоленск, Иван III (1440-1505), великий князь московский, в правление которого свергнуто монголо-татарское иго…
   Так что – перед нами книги об истории с географией? Мне тоже так казалось. Поначалу. Вчитавшись, понял: вовсе нет. Не знаю, думал ли о том автор, но  это РОМАНЫ О ВЛАСТИ. И безудержной за нее борьбе.
  Множество ханов, эмиров, полководцев, рядовых воинов и просто мирных тружеников  бессмысленно гибнут на страницах трилогии, причем часто в борьбе не с врагами - с единоверцами и недавними товарищами. И сам великий эмир Эдигей убит юным братом собственной жены, тоже возмечтавшем о власти.
  Хотя, казалось бы – к чему она?  Неимоверный труд без отдыха и радости, ложные друзья, одинокая жена, развращенные дети, зависть, ненависть, фальшивое славословие, угроза гибели...
  Поистине, каждый выбирает по себе. Далекий от власти окружен друзьями, противник власти – соратниками, около власти – завистниками, стремящийся к власти – призраками, у  власти – охранниками, потерявший ее – тюремщиками, переживший – воспоминаниями…
  И все же, убеждены герои повествования, «власть - единственная пища, которой люди никак не могут насытиться», «самое ценное, дарованное нам Аллахом». Страшно, когда власть оказывается в руках того, кто к ней стремится, ожидая лишь сладость преклонения.   
  Хотя… и без нее нельзя. Ибо «немощность власти ведет к бесконтрольной анархии», будто предвосхищая ситуацию в Украине-ХХ1, утверждает автор устами одного из героев. Вывод? Тоже пугающий: «Власть становится сильной, когда у народа появляется враг». Если такового нет – его создают искусственно. В то стародавнее время – из генуэзцев Кафы, греков Феодоро, русичей Московского княжества, ныне – тех же «москалей», чеченцев, армян, грузин…
«Наш народ, ослепленный безумием, терзает свое тело и упивается своей же кровью».
Это – век XY-й или нынешний, XXI-й?
  А там, где власть, там и коварство. Без любви. Тохтамыш убивает любимую жену,
Эдигей ставит ханом Темир-Кутлуя, а потом организует его убийство, жестокой смертью карая заведомо безвинного слугу, собственного друга детства…
  Большая смелость и тонкое искусство необходимы, чтобы ненавязчиво напомнить: как только начинаются распри внутри народа и с другими народами, побеждает их общий враг. Пока на полуострове царило единение татар, генуэзцев, армян, греков, готов, были мир и радость честного труда. Стоило вновь разгореться вражде, как враг легко овладел прежде неприступной Кафой (нынешней Феодосией), а жители ее, независимо от веры и национальности, беспощадно уничтожены или стали рабами. Давно нет Кафы и мужественных защитников греческого княжества Феодоро, а Турция стоит. И с вожделением приглядывается к нашим нынешним выдуманным противоречиям. И поджидает, мечтая о реванше…
  Хуже того, если людей начинает разделять еще и религия. «Жестокая борьба между крестом и полумесяцем. И все это на клочке земли! Кто здесь выживет?» А ведь, если вспомнить, вся история религии (любой и всегда!) - борьба вовсе не за веру - за власть и богатство.
  Повторюсь, причина всех бед человечества - подлость и национальная рознь. Именно потому 6 июня 1475 года османы врываются в Крым. А прежде всемогущий Менгли-Гирей смиренно клянется в вечной покорности Высокой Порте…
  Привлекает внешне неприметная способность автора избегать разделения героев повествования на «черных и белых», положительных и отрицательных.
Читаешь об одной противодействующей стороне - сочувствуешь ей, потом ее противникам. У каждой эпохи и каждого народа своя логика и свои герои. Так было, и такими они были, и это мы понимаем и принимаем, даже когда принимать не хочется. Можно ли ныне обвинять кочевников в бесконечных набегах, грабежах, убийствах? Ведь, еще не познавшие земледелия, они и жили, и богатели теми набегами и грабежами...    
  Поражает глубокое знание автором истории, нравов и обычаев самых разных народов. И еще, на мой взгляд, трилогия ценна живыми образами и характерами действуюших лиц. Особенно ярко выписаны Джанике, неудачливый консул Чембало де-Орто, доведший жителей своего города (ныне Балаклава) до восстания, славных генуэзцев Джорджио и Кассимо,  мальчишки Бахши, своими остроумными идеями не раз помогавший защитникам крепости на Мангупе.
  Особняком стоят Антонио и Оберто, два проходимца, оказавшихся во главе Кафы в самый трудный период ее истории. Впрочем, именно алчность и глупость этих подонков и привели к раздорам и, в результате, к вторжению ненавистных турецких убийц. Ради той же наживы и личного спасения Антонио и Оберто  даже помогли захватчикам войти в осажденный город. И чего они тем добились?
   «Теперь слушайте приговор, вынесенный светлейшим пашой: «Учитывая особую опасность этих двух предателей-гяуров, повелеваю предать их смерти… Трупы утопить в море».
  Нельзя не сказать о языке романов – живом, естественном и при этом сугубо индивидуальном - каждый изъясняется с присущими его национальности и положению в обществе особенностями. Наиболее понравившиеся словесные необычности я по ходу чтения сразу выписывал. Вот некоторые из них: «Оркапы (Перекоп - Л.Т.) войско Хаджи-Гирея прошло, как свет сквозь тьму»,«…сидеть ему там после этого смирно и тихо, как мыши в кувшине», «Заострившийся сизый нос казался сорняком, попавшим в стог соломы», «лицо его покрылось пеплом грусти», «Зачем дразнить льва, если укрыться негде?»
 …Читая про трех мушкетеров, не думаешь, было ли то на самом деле - там важна приключенческая фабула, и не больше. Читая трилогию Александра Стомы, не задумываешься  о приключенчестве, просто погружаешься в давнюю эпоху и живешь ею. И только на мгновение мелькает: не может современный  автор в столь мельчайших подробностях знать то, что делалось более полутысячи лет назад. Но и выдумать  всего этого невозможно! И вновь тонешь в давних сверхинтересных и убедительных событиях… Лично мое субъективное мнение - книга должна жить и быть известной всем любителям исторической литературы, особенно крымчанам.
  А теперь задумаемся о прозе жизни: чей труд ценнее? За десятиминутный ремонт выключателя с меня потребуют десятку; за подготовку серьезной статьи (неделя!) даже спасибо не услышу; создатель огромного романа сам будет платить за его издание. Да, все три толстенных тома мизерным тиражом вышли… за счет автора. Не позор ли?
Убежден: романы ждут своего нового рождения в серьезном книжном издательстве.