Геры

Теодор Рехельс
«Неисповедимы пути Г- сподни», (Ишайа, 55)

  Статья эта не более чем скромная попытка самостоятельно разобраться в хитросплетениях "прозелитизма"*.В результате написался краткий экскурс в историю "геров(гейрим)"- иноверцев связавших свою судьбу с народом Израиля. Буду рад, если он кому-то покажется интересным и облегчит понимание вопроса.

В библейскую эпоху ещё не существовало формальной процедуры обращения в иудаизм и принятие еврейской религии было лишь следствием приобщения к народу Израиля. В эпоху, последовавшую за Вавилонским пленением, этому понятию стали придавать значение: "люди, перешедшие в иудейство", которое сохранилось за ним и в дальнейшем. Иудейский философ Филон Александрийский дополнил его близким по смыслу понятием «неофит» — новообращенный, уточнив, что под словом «прозелит» следует понимать человека, принявшего еврейский закон.

Принято считать, что в иудаизме, в отличие от других религий, миссионерство не практикуется, а вступление иноверцев в иудаистскую общину хотя и допускается, но намеренно затруднено и поэтому нередко полагают, что иудаизм просто не заинтересован в новообращенных. Это заблуждение – следствие еврейской традиции относиться подозрительно к потомкам тех, кто принял иудаизм под принуждением, как это было во времена Хасмонеев. На самом деле, это совсем не так, ведь Б-г  заповедал (207 заповедь) любить гера так же, как любить Его Самого. «Всевышний отправил в изгнание Израиль только для того, чтобы присоединились к нему геры»(Псахим 87а).

Процесс обращения в иудаизм чужестранцев, начал первый еврей Авраам, а первыми принявшими иудаизм в массовом масштабе были 600 тысяч мужчин и их домочадцы, которые присутствовали при даровании Торы на горе Синай. То-есть, получается, что все, даже самые "чистые" евреи - геры. Многие известные герои, мудрецы и даже вожди народа Израиля - геры. Среди них: хананеянка Раав, моавитянка Рут (прабабушка царя Давида), мудрец рабби Акива, Елена (царица Адиабены), каган Булан - Овадья (хазарский правитель) и т.д.

В Римской империи движение прозелитов началось еще в эллинистический период, однако достигло расцвета в эпоху  Римской империи. Количество евреев Римской империи 7 — 10% от всего населения и это почти невозможно объяснить только естественным приростом. Особенно это проявилось в первом веке новой эры: в Риме, в районе Черного моря и в Малой Азии — в Каппадокии. Вот что сообщает нам Иосиф Флавий: «Многие из греков приняли Тору Израиля и нет города и народа, в котором бы не соблюдали субботу, не зажигали бы субботних и праздничных светильников и не остерегались бы есть пищу, запрещенную Торой». Аналогичную картину рисуют Гораций, Дион Кассий и Сенека, последний даже сокрушается о том, что обычаи народа Израиля распространились по всем странам и что «побежденные диктуют законы победителям». Тоже самое происходило и на территориях, подвластных персам.
В первом тысячелетии нашей эры еврейские миссионеры в странах рассеяния добились немалых успехов. Бывали случаи когда значительная часть населения той или иной страны склонялась к иудаизму. В первой половине первого века новой эры иудаизм стал государственной религией в царстве Адиабена — в Месопотамии, в верхнем течении реки Тигр. Было иудейское царство и в Южной Аравии - в Химьяре, на территории нынешнего Йемена.С последней четверти IV века до первой четверти VI века, то есть на протяжении ста двадцати — ста пятидесяти лет, Химьяром управляла мощная иудейская монархия. Царский дом и его подданные перешли в иудаизм. В Северной Африке  на территории современного  Марокко существовали на протяжении примерно 500 лет, с римских времен до примерно 12 в, царства берберов-иудеев принявших иудаизм. Известны следующие: Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа, Тахир.

Яркий пример прозелитизма  Хазария - первое государство просуществовавшее 500 лет на территории нынешней России  и  двести (триста) из них  исповедовавшая  иудаизм. Русский ученый-тюрколог В.Григорьев писал: "Необыкновенным явлением в средние века был народ хазарский, окруженный народами дикими и кочующими, он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную цветущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава Хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в нее отовсюду. Как светлый метеор ярко блистала она на мрачном  горизонте Европы...". Хотя хазары и не потомки древних израильтян, а тюркский народ принявший иудаизм, но на территории каганата: Северном Кавказе, в Крыму и на Таманском полуострове, с давних времен жили и этнические евреи. Интересно отметить, что несмотря на принятие хазарами иудаизма, полного смешения их с евреями не произошло, из-за того, что родство у евреев определялось по матери, а у хазар по отцу, что препятствовало смешению двух разных этносов.

В более поздний период, несмотря на то, что католическая церковь неоднократно угрожала смертной казнью обращенным в иудаизм, а мусульманские религиозные лидеры считали обращение в иудаизм тяжким грехом, случаи перехода в еврейство не прекратились. Так, в конце 16 в. некий богобоязненный христианин Германус принял иудаизм. В 1644 г. в Вальядолиде был сожжен испанский дворянин гебраист Лопе де Вера-и-Аларкон, сделавший себе обрезание в тюрьме инквизиции. В еврейском фольклоре сохранилась память о графе В. Потоцком «прозелите из Вильны», по преданию сожженном там в 1746 г. Другим известным прозелитом в 18 в. был английский политический деятель лорд Дж. Гордон. В 17 в. еврейские рабовладельцы в Америке обращали своих рабов в иудаизм. Потомки этих негров-рабов создали в США несколько собственных еврейских конгрегаций. В первой четверти 18 в. в Пенсильвании целая община немецких баптистов приняла иудаизм. Эта община существовала с 1720 по 1745 гг.

Отрицательное отношение к прозелитизму  началось с эпохи Второго храма, когда  Эзра и Нехемия, стремясь предохранить вернувшихся изгнанников от религиозного синкретизма — следствия переселения в Эрец-Исраэль значительных масс чуждого населения, настаивали на резком обособлении евреев от окружающих народов и вели непримиримую борьбу против браков смешанных. В более поздний период - в 16 веке это связано с распространением протестантизма в Польше, когда  его сторонников подозревали в сочувствии иудаизму, а евреев Литвы обвиняли в тайной переправке прозелитов в Турцию. Было произведено официальное разбирательство, сильно повредившее литовскому еврейству. Отрицательное отношение евреев к прозелитизму в этот период нельзя, однако, объяснить лишь внешним давлением и опасением тяжелых наказаний. Важным фактором было усиление еврейской обособленности- единственного доступного средства  сохранения идентичности  среди многократно превышающих его по численности  народов. Этот взгляд выразил в лапидарной форме Шломо Лурия: «Пусть семя Израиля продолжает жить и занимать свое собственное место среди народов во все дни нашего изгнания, и пусть чужие, те, кто не из нашего народа, не присоединяются к нам».

В Новгороде, начиная со второй половины 15 в., зародилось  еретическое движение склонных  к иудаизму религиозных групп, так называемых, "жидовствующих ". Состоявшийся в 1490 г. церковный собор их осудил, а  в 1504 г. Иван III санкционировал преследование. Некоторые из еретиков были сожжены на кострах, некоторые бежали в Литву, где формально приняли иудаизм. В 1738 г. был публично  сожжен,  вместе с Барухом бен Лейбом, склонившим его к обращению в иудаизм, русский морской офицер Александр Возницын.

В начале 18 в. в России вновь появляются иудействующие секты, а в начале 19 в. начинаются систематические официальные гонения против этих сект. В 1820 г. совет министров принял решение рекомендовать местным властям ограничиваться ссылкой проповедников на вечное поселение на Кавказ и предписал во всех официальных документах именовать сектантов «жидовствующие». В 1823 г. было решено призвать их в армию, а непригодных к военной службе сослать в Сибирь. В результате этих преследований многие сектанты формально возвратились в лоно православной церкви, продолжая, однако, тайно соблюдать обычаи своих сект. При Николае I  уличенные  в соблюдении еврейских обычаев забирались в армию или целыми деревнями ссылались в Сибирь. Многие сектанты были сосланы в Закавказье, где основали процветающие  деревни. Воцарение Александра II положило конец административным преследованиями "жидовствующих" и многие сектанты стали открыто исповедовать свою религию. Манифест  от 17 апреля 1905 г. о свободе совести граждан Российской империи, означал отмену всех дискриминационных законов против иудействующих сект.

В первой четверти 19 в. в России возникло движение геров -этнических русских  исповедующих ортодоксальный  иудаизм. Геры проживали разбросанно в различных областях (Астраханской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской), на Дону, на Кубани, на Северном Кавказе, а также в Закавказье и Сибири, куда они попали в качестве ссыльных. После манифеста о свободе совести геры, именовавшиеся «субботниками иудейского вероисповедания», получили право на легальное признание общин и устройство синагог (станция Зима в Иркутской области, Тифлис и другие места).
Часть из них - более трёхсот  семей русских крестьян приобщившихся к еврейству в конце 19 - начале 20 веков переселились на территорию Палестины. С тех пор такие фамилии, как  Иванов, Агеев, Орлов, Матвеев, Куракин, Дубровин, Филин, Адамов  встречаются  в Израиле достаточно часто. Геры в Израиле признаются евреями, как с точки зрения галахи, так и на основании законов государства.
 
Страна их приняла,а они строили её и с честью защищали. Внуки и правнуки Гапона Куракина, принявшего иудейское имя Авраам, пошли в Израиле по военной стезе. Ицхак Куракин, сын Гапона-Авраама, был одним из создателей сторожевых отрядов в Палестине. Сын Ицхака, Менахем, родившийся в 1922 году уже на Земле Обетованной, в пятнадцатилетнем возрасте вступил "Хагану" - организацию еврейской самообороны. Погиб в бою  в январе 1941 года. Полковник Йосеф Куракин, правнук Гапона, занимал одну из высших командных должностей в подразделении морских коммандос-подводников. 24 сентября 1997 года в возрасте 33-х лет он погиб при выполнении боевого задания. 4-го мая 2003 года, в день 55-й годовщины провозглашения Государства Израиль, почетное право зажечь юбилейный факел на горе Герцля в Иерусалиме было доверено Нево Куракину, тогда восьмилетнему сыну Йосефа. А совсем недавно произошло удивительное событие - в Израиле  воссоединились две ветви Куракиных - крестьянская и княжеская (Один из потомков  князей Куракиных  упоминается в романе Л. Толстого „Война и мир“).

Потомками этнических русских являются и генералы Йекутиэль (Кути) Адам и его сын Уди Адам. Кути Адам дослужился до должности заместителя начальника Генерального штаба Армии Обороны Израиля. Рекомендованный на должность директора "МОСАДа" ("Службы внешней разведки"), он погиб за несколько дней до вступления в новую должность в стычке с террористами. Его сын до недавнего времени занимал пост командующего Северным военным округом. Однако наивысшей ступени среди этнических русских достиг генерал Рафаэль Эйтан, настоящая фамилия которого Орлов. Родители  его приехали в Палестину из России в 1904 году.  Его мать, урожденная Орлова, была из семьи русских  иудействующих.  Семейная легенда гласит, что один из предков матери был телохранителем русского царя Николая I. Отец его был приговорен турецкими властями к смертной казни, но бежал из Палестины. Назад он вернулся с войсками английского генерала Аленби в разгар Первой мировой войны. Военная карьера Эйтана началась в 16 лет и закончилась через 38 лет, в 1983 году в высшем воинском звании Израиля – генерал-лейтенант – на высшем воинском посту – начальника Генерального штаба ЦАХАЛа. При невыясненных обстоятельствах Эйтан утонул в Средиземном море 24 ноября 2004 года.
 
Потомственный морской офицер и дворянин Глеб-Арье Баевский, выпускник Морского корпуса и Морской Академии, прибывший в Палестину в 1920 году, считается одним из создателей флота будущего еврейского государства. В начале Второй Мировой войны он вместе со многими своми воспитанниками пошел добровольцем на британский флот и погиб смертью героя в борьбе с нацистами. Прославился в Израиле и род Дубровиных, один из потомков которых Йоав, создал в центре страны несколько процветающих сельскохозяйственных угодий. В Музее еврейских первопоселенцев в Галилее бережно сохраняется первая усадьба семьи Дубровиных, построенная ими еще в 1903 году. В тель-авивском Музее диаспоры каждый желающий может узнать о генеалогии еврейских родов, основанных этническими русскими. Оказывается, нынешние Эфрони ведут свой род от Нечаевых, Шмуэли от Протопоповых, Дрори от Матвеевых. И этот список может быть очень длинным. Многие семьи геров переселившиеся в землю обетованную еще в 19 в. осели главным образом в Галилее  и на протяжении двух-трех поколений полностью растворились в окружающем еврейском населении.

Нельзя не вспомнить добрым словом  Александра Зайда, родившегося в поселке Зима в Восточной Сибири. Его отец был ашкеназским евреем, уроженцем Литвы, сосланным в Сибирь за революционную деятельность, а мать – местной субботницей. В 1889 году, после убийства матери, он переезжает в Вильну, а затем  в Палестину, где становится  одним из основателей первой группы еврейской самообороны в Эрец-Исраэль «Бар-Гиора», в 1909 году ставшей ядром организации «Га-Шомер» («Страж»), обеспечивающей охрану для всех еврейских сельскохозяйственных поселений страны. Александр Зайд был одним из основателей кибуца Кфар-Гилади, а затем – пионером еврейского поселенчества в Изреельской долине. До конца жизни он остался стражем и пал от рук арабских убийц 11 июля 1938 года.


*Еврейское слово "гейр"- производное от лагур - пребывать, странствовать, приютиться, обитать где-либо, означает пришельца, поселенца. В греческом переводе это "прозелит" - чужеземец обращенный в иную веру.

Литература:

Эфраим-Элимелех УРБАХ,Смысл и история гиюра,
http://chassidus.org.ru/library/giur/1.htm
Прозелиты ЭЕЭ, Прозелиты,http:
//www.eleven.co.il/article/13324
Захар Гельман , Сколько Ивановых живет в Израиле? http://vovizrt2008.narod.ru/Ivanovy.html