Мурка в законе. Из истории блатного шансона

Фима Жиганец
Знаток блатного фольклора выпускает книгу об истории шансона

Лариса Ионова
Ростов-на-Дону
«Российская газета», 15-25 апреля 2010 г.

Ростовский писатель, знаток уголовного мира, автор эксцентричного перевода Пушкина на жаргон русской субкультуры — «Мой дядя, честный вор в законе» — Александр Сидоров выпускает книгу об истории самых знаменитых песен русского шансона под рабочим названием «Песнь о моей Мурке».

МУРКА ЗАТИХАРИЛАСЬ
Знаменитая «Мурка» — это настоящий эпос. Существует множество предположений о прототипе главной героини, о времени создания песни, о том, какие события она отражала. Первоначально героиня песни звалась Любкой, Любкой-голубкой. Позднее певец Вадим Козин (кстати, отмотавший срок в сталинском ГУЛАГе) вспоминал, что знаменитый припев «Мурка, ты мой Муреночек» сочинил для известнейшего в 20-е годы эстрадного исполнителя Василия Гущинского актер-эксцентрик Валентин Кавецкий.

В 1926 году в криминальном мире Ленинграда произошло очень значимое событие: уголовный розыск провел налет на самый известный притон питерских уголовников — трактир «Бристоль». Участники невиданной облавы прибыли к месту на нескольких десятках машин. В перестрелке были убиты пятеро бандитов, ранены двое мили-
ционеров. Десятки уголовных «авторитетов» оказались в руках милиции.

За несколько месяцев до этого ленинградским оперативникам удалось успешно внедрить в осиное гнездо матерых преступников свою сотрудницу — Марию Евдокимову. Девушка только недавно поступила на службу в угро, никто
из бандитов ее не знал. Мария выдавала себя за хипесницу — женщину, которая разводит мужчин на деньги при помощи сообщника в роли «внезапно появившегося» мужа. Евдокимова убедила хозяина трактира в том, что ей нужно на некоторое время «затихариться», и тот взял девушку на мелкую подсобную работу. В то время женщины-оперативники были большой редкостью, поэтому обычно подозревавший всех владелец «Бристоля» не проявил бдительности. Евдокимова вскоре примелькалась, на нее перестали обращать внимание. Уже через месяц агентесса
собрала важные сведения об уголовниках, а также об их «наседке» в органах милиции. После этого, в ноябре, поздней ночью, и была организована упомянутая выше облава. Даже фамилии реальной агентессы угро и песенной Мурки созвучны: Климова-Евдокимова.

Впрочем, по другой, московской, версии, героиня превратилась в Мурку потому, что «мурками» называли сотрудников Московского уголовного розыска — МУРа. Существовала даже поговорка — «Урки и мурки играют в жмурки».

ИЗГОИ ВОРОВСКОГО МИРА
Но откуда «мурки» могли появиться в Одессе? Пришлось исследовать массу исторических фактов, анекдотов и вариантов песни. Много разночтений и по поводу того, когда родилась песня, скорее всего — до 1926 года. Ведь после 1926-го, с введением уголовной статьи, бандиты и хулиганы стали считаться изгоями благородного воровского мира, о них никто не пел песен, и в блатном мире не признавали Мурку «своей». Таких тонкостей очень много, надо знать и УК, и традиции тех лет.

При изучении «Мурки» исследователь наткнулся на любопытную историю. Одна из версий песни родилась после знаменитого похода Челюскина, когда академик Отто Шмидт на судне ледокольного типа «Челюскин» попытался
пройти Северный морской путь за одну навигацию. Судно раздавило льдами, первопроходцы высадились на льдину, а героические летчики их спасали.

Советская пропаганда подавала это как великий подвиг, а народ отнесся к событию намного проще. Уркаганы написали по этому поводу издевательскую песню на мотив «Мурки»: «Здравствуй, Ляпидевский, здравствуй, Леваневский, здравствуй, лагерь Шмидта, и прощай. Все зашухарили, кораблик потопили — и за это орден получай».

Поскольку капитаном «Челюскина» был капитан Воронин, в песне появилась строчка «Капитан Воронин судно проворонил». Раскручивая пленку истории дальше, Сидоров находит упоминания о поэте Павле Васильеве, расстрелянном в 1937-м, любителе по-есенински похулиганить. Валериан Куйбышев, глава комиссии по спасению челюскинцев, пригласил его в Кремль, а тот, вместо того чтобы прочесть патриотическую лирику, выдал «Челюскинскую Мурку». Кстати, не исключено, что именно он и был ее автором… За что и поплатился жизнью.

СТОЮ Я РАЗ НА СТРЕМЕ
Или вспомним песню «Марсель». «Стою я раз на стреме, держуся за карман, и вдруг ко мне подходит незнакомый мне граждан…». «Он предлагал мне деньги и жемчуга стакан, чтобы я ему разведал советского завода план».
Оказывается, у песни есть автор, Ахилл Левинтон — известный филолог-германист. После войны во время очередной кампании посадили и его. С 1945-го по 1951-й Левинтон был в лагерях, затем написал эту песню — издевательскую стилизацию под двадцатые годы. И она стала народной.

Был и еще один шлягер – «С одесского кичмана сорвались два уркана» в исполнении Утесова. Известно, что он был написан в 1928 году поэтом Борисом Тимофеевым для спектакля «Республика на колесах». Леонид Утесов играл бандита Дудку, на затерянной украинской станции он создает свою «республику» и исполняет «Кичман». Однако и название, и мелодия существовали еще до революции. Тимофеев лишь переделал и стилизовал песенку времен
первой мировой войны.

Александр Сидоров исследовал, как были написаны песни «Мурка», «Марсель», «С одесского кичмана» и другие блатные хиты.

КСТАТИ
Александр Сидоров признается, что не единственный разгребал тоны словесной руды, работал в этой теме, называя имена Владимира Бахтина, Сергея Неклюдова и многих других исследователей. Нередко многое ускользало от внимания предшественников. Так, неизвестные строки «Цыпленка жареного» всплывают в воспоминаниях Чуковского. А затем вдруг благодаря свидетельствам шведского писателя, жившего до революции в питерских окрестностях, открывается, кого на самом деле называли «цыплятами» — ими
были чухонские торговцы, носившие на голове клетки с живыми цыплятами. Торговали они без патентов — и это отражено в песне, — цыпленку, гулявшему по Невскому, велели паспорт показать. «А паспорта нету — гони монету»…

Власть, конечно, боролась против воровской романтики. Но и она порою делала исключения. Так, пластинки Утесова с «Кичманом», «Гопом», «Лимончиками» были выпушены в начале 30-х годов специально для сети Торгсина — магазинов торговли с иностранцами. Где их можно было приобрести за валюту, драгоценности, золото. Чтобы изъять у населения золото, искусственно создавали дефицит, а в торгсине было все: лососина, шоколад…