Постоялец

Анна Боднарук
                А.В. Боднарук               

     - Что загрустил, внучек?
     - Думаю.
     - О чем же задумался, воробушек ты мой маленький? – приглаживая непослушные вихри мальчика, ласково спросила бабушка.
     - Я не маленький, только родился поздно, - передернув худенькими плечиками, ответил внук.
     - Как это «поздно»? Каждый человек в своё время рождается. С чего ты взял?
     - Не-ет, надо было раньше родиться.
     - Когда «раньше»?
     - Ну, тогда, когда волшебники жили, всякие чудеса творили. Добрые великаны разные подвиги совершали. А теперь уже никого не осталось. Скучно.
     - Насчёт великанов, врать не буду, не знаю такого места на Земле, где б они остались. А насчёт волшебников, ты их в обиду не вгоняй. И сейчас они есть. Куда ж им деться? Только одеваются в модные одежды, ну, такие, чтоб не выделяться в толпе.
     - А зачем они прячутся?
     - Да, чтоб такие, как ты, просьбами всякими не донимали. На дурняк нынче много охотников развелось.
     - А хорошо бы с волшебником встретиться. Добрые волшебники три желания выполняют.
     - И что бы ты попросил у волшебника?
     - Я ещё не придумал, - признался мальчик.
     - А что, если он не признается, что он и есть добрый волшебник. Просто сам, тихомолком будет творить чудеса. Ты и знать не будешь, откуда чего берётся. Что тогда?
     - Не-е, я бы сразу догадался.
     - Я знаю, что ты у меня догадлив, в смысле спрятанных конфет, - бабушка с лукавинкой улыбнулась и погрозила ему пальцем.
     - Бабушка, я только по одной брал, а они почему-то быстро кончились.
     - Ну, ежели кончились, то и вспоминать не о чём. А, вот, Витьку не сладко пришлось.
     - Какому Витьку?
     - Тому, в квартире которого волшебник комнату снимал. Ну, постояльцем у него был.
     - Разве у волшебника нет своего дома?
     - У них, как у людей: у кого есть, а у кого и нет. Может и незачем ему на одном месте топтаться. Они люди вольные. Мебелью и пыльными коврами их к месту не привяжешь. Все необходимое с собой носят.
     - Бабушка, расскажи про Витька.
     - Что о нём рассказывать, Ты, вот, сам, подойди к зеркалу, ткни в него пальцем. Там и увидишь своего Витька.
     - Не-е, в зеркале можно увидеть только своё отражение.
     - Лицо, конечно, твоё, а повадки точь в точь Витькины. Как во дворе носиться, так ног не жалко, майка на спине мокрая. А за хлебцем сбегать или ещё, какую работу сделать, так нет. И устал, и уроков много задают, и ещё сто причин найдётся, лишь бы не делать. Будто мама весь день отдыхала на работе и ей ничего не стоит ещё и дома поработать.
     Внук пристыжено опустил голову и разочарованно сказал:
     - Я думал сказку расскажешь, а ты только ругать меня умеешь.
     - Я и рассказываю тебе сказку. Поверни уши в мою сторону и слушай. Так, вот, не знаю, в какой класс Витёк ходил, только у мамы он был единственный сын, так сказать – надежда и опора. А сынку - волюшка. Мама с одной работы да на другую спешит, чтоб хоть какую копейку в дом принести, обуть-одеть дитё родное. Витька же на бледненькие троечки в школе учился, и дома мамины поручения через раз выполнял.  Сколько б это продолжалось – не знаю, только на завод, где мама работала, откуда-то наладчиков прислали. Новое оборудование устанавливать.
Бригадир наладчиков, пожилой такой человек, стал спрашивать работниц: «У кого бы угол снять?» Ему и посоветовали с Витькиной мамой поговорить. Пораскинула мыслями Наталья: «Деньги за постой почитай те же, что и за вторую работу получу, но, зато, больше времени дома буду находиться, сына чаще видеть». Подумала ток-то и согласилась
     День, другой и третий живёт в их квартире Иван Захарович. Вечером трубку посасывает и газету почитывает. Ни во что не вмешивается, просто живёт и живёт себе человек. А вот у Витьки всё пошло по-иному. Со школы придёт, портфель в прихожей у порога бросит, на кухню забежит, кусок хлеба с полки достанет и уже на бегу его жуёт. Мама с работы идёт, увидит сына во дворе, домой зовёт. А идти-то неохота. И так, и сяк отговаривается. Домой придёт, мама об уроках спрашивает и по дому просит сына кое-что сделать. Сердится Витька: «Все планы поломал этот постоялец!» Вслух не говорит, а только так про себя думает. А Иван Захарович этак, украдкой, поглядывает на мальчишку и усмехается в усы.
     На четвёртый день, так случилось, что мама вместе с постояльцем домой с работы возвращалась. Увидела Витьку и окликнула:
     - Сынок, пошли домой!
     Только рот открыл парнишка, чтоб сказать свои «не хочу», «не буду», «потом», как язык стал говорить совсем другие слова.
     - Иду-иду, мамочка! Я уже сам хотел домой идти. Тебя дожидался.
     А ноги, как заведённые, вперёд матери домой несут. В прихожую вошли, он маме пальто снять помог и бегом  на кухню – чайник ставить. Попили чайку. Иван Захарович тоже с ними столовается. Витька сидит за столом и на окно поглядывает и лихорадочно ищет причину, чтобы на улицу улизнуть. И только он поднялся, открыл рот, чтоб сказать привычное «Я пошёл, меня ребята ждут», как язык опять начал говорить совсем не то, что он хотел сказать.
     - Я пошёл в магазин. Мама, что нужно купить?
     - Ой, надо, сынок, хлеб и батон купить, молока и гречневой крупы. Молодец ты у меня,  заботливый какой. Вот тебе денежки, смотри, не потеряй.
     - Не-ет, я быстро вернусь. Мне ещё сегодня стихотворение учить и упражнение большое задали.
     Идет Витька в магазин и сам себя ругает: «Ну, зачем про стихотворение сболтнул? Теперь мама не отстанет, пока не выучу. А упражнение, а задачка? Завтра бы у кого-то списал, а теперь самому придётся делать. Что это со мной творится?..
     Весь вечер Витёк уроки учил. Утром умылся, надел свежую рубаху и в школу пошёл. Первый раз в этом году пятёрку получил и ещё четвёрку по математике. Даже соседка по парте, Лена Мухина, вместо того, чтоб, как обычно скорчить рожу перед уходом, задержалась на минутку, разломила конфетку и угостила его. И пацаны, Коля с Вовой, хлопали его по плечу, приговаривая:
     - А ты, оказывается, башковитый парень!
     Домой шагалось легко, даже песенка какая-то вертелась на языке. Ещё издалека поздоровался со старушками, сидящими на скамеечке у подъезда. А они, глядя ему вслед, перешёптывались:
     - Натальин парнишка. Вчера, видела, в магазин бегал. Чистенький такой, аккуратненький. Наверно и учится хорошо.
     В этот вечер он уже охотнее взялся за уроки. Даже вызвался картошки начистить, хотя раньше и нож в руки не брал. А постоялец сидит, попыхивает люлькой и поглядывает на него поверх очков.
     Целый месяц прожил у них  Иван Захарович, а как командировка закончилась, подарил Витьку авторучку с четырьмя разноцветными стержнями. К тому времени парнишка уже привык по дому всё делать и учиться стал хорошо. Даже учительница на классном  часе его в пример поставила. А уж мама - не нарадуется сыном. Если, случайно, Ленца закрадётся за пазуху, сразу вспоминается хитроватый взгляд постояльца поверх очков. В такую минуту злость и обида подступает к горлу: «Я и без волшебства сумею всё сделать! Пусть теперь Иван Захарович других учит…»
     Никому Витёк не рассказывал, что их постоялец был самым настоящим волшебником. Если б и сказал, всё равно не поверил бы никто. Теперь сам, по доброй воле, мыл посуду, поливал цветы на подоконнике и с увлечением читал книги. «Просто приятно, когда о тебе люди хорошее говорят», - сам себе иногда признавался он. А мама как гордилась своим повзрослевшим сыном и называла его теперь не Витька, а Виктор, то есть – победитель.

                8 февраля 2005 года.