Валентин

Константин Рыжов
     Из Сирии гностицизм (http://proza.ru/2010/07/03/227) проник в Египет, где нашел для своего развития очень благоприятные условия. Тут, в ученой среде египтян, иудеев и греков, он обрел свое окончательное оформление. Из Египта происходил  и Валентин - один из наиболее выдающихся представителей гностического вероучения эпохи его расцвета. Он родился, как можно предположить,  в Нижнем Египте в начале II века и имел иудейское происхождение. Образование он получил в Александрии и там же начал преподавать. Около 140 г. Валентин переехал в Рим, где приобрел большое влияние на тамошних христиан. По преданию, после смерти римского епископа Гигина,  он претендовал на его место, однако  ему был предпочтен Пий. Новый епископ, когда стала очевидна еретичность взглядов Валентина, отлучил его от церкви, поначалу временно, а потом - навсегда. Разочаровавшись в христианстве, Валентин около 157 г. удалился на остров Кипр, где произошел его окончательный разрыв с церковью. Умер он на Кипре около 161 г. Других сведений о его жизни нет. Хотя никаких сочинений Валентина до нашего времени не дошло, известно, что он много писал и имел многочисленных последователей. Даже враги признавали в нем гений, обширные познания и редкое красноречие. Подробное изложение системы Валентина мы находим у современных ему христианских писателей. Один из них – Св. Ипполит – сообщает, что вся теогония и космогония Валентина была сформулирована им после некоего видения и воспринималась его последователями валентинианами как божественное откровение. 

    Валентин учил, что во главе невидимого и неизреченного мира, на неведомых и непознаваемы высотах, предвечно существует совершенный эон – Вифос. (Имя это очень многозначно, его переводят как Первоначало, Первоотец, Глубина Нерожденная, Бездна). В союзе с ним находится женский эон Энния (Мысль, Благодать или Молчание), являющаяся его полной противоположностью во всем. Тесно соединяясь с ней, Вифос пребывает в состоянии глубочайшего самоуглубления и самоблаженства, но имеет в Себе как Свою мысль и радость абсолютную возможность или мощь всякого определенного бытия. Миротворчество начинается с того, что Вифос и Энния порождают вторую пару эонов: Нус (Ум) и Алифию (Истину). Те в свою очередь производят третью пару: Логос (Слово) и Зою (Жизнь), которые создают Антропоса (Человека) и Екклесию  (Церковь). Затем Логос и Зоя  производят еще пять, а Антропос и Екклесия – шесть новых пар низших эонов, так  что общее их число оказывается  в совокупности равным  30. (Среди них такие эоны, как Смешение, Единение, Вера, Надежда, Любовь и т.д.). Последним, тридцатым, эоном является София (Мудрость). Все вместе они образуют Плерому - абсолютную полноту бытия или совершенное царство неизреченных духов, существующее вне времени и вне пространства. В философском смысле Плерому надо понимать как внешнее выражение внутренней жизни Вифоса. Порожденные Им и  Эннией эоны есть как бы разделенные понятия Вифоса о Самом Себе (или, как писал ученик Валентина Марк, - отдельные буквы в имени Вифоса). В каждом эоне содержится как бы часть беспредельного Вифоса, которую Он развивает в каком-то ограниченном направлении. Вполне Вифос осознается во всех эонах, в их совокупности. Поэтому эоны стоят как бы на пути от беспредельного к конечному. Но в то же время каждый эон – это самостоятельное существо со своим самоосознанием и своей волей. В своем бытие Плерома не заполняет собой все. То, что остается вне ее, Валентин называл Кеномой - Пустотой или абсолютным небытием. Тесно замкнутый круг Плеромы охраняется безбрачным 31-м эоном – Оросом. (Его имя переводят как Предел, Очиститель, Воздержатель или Крест) Это порождение Вифоса и Эннии, посредствуя между бытием и небытием, стоит на страже как предел, разъединяющий все разнородное.

   Переходом от этого отвлеченного мира в чувственный послужило нарушение гармонии, беспорядок, что-то вроде первородного греха. Дело в том, что в Плероме непосредственное знание Первоначала было дано лишь Его прямому произведению – Нусу; прочие эоны участвовали в абсолютном видении Вифоса лишь опосредовано, через своих производителей. Между тем, в последнем женском эоне Плеромы – в Софии, в которой  оказались наиболее умалены бытие и ведение, не удовлетворяемое стремление низших эонов к постижению и понятию Первоотца-Вифоса достигло предельной силы и обратилось в темную жгучую страсть - недолжную и грешную, ибо никто не должен дерзать на постижение Непостижимого. По существующему порядку вещей Софии был предназначен брак с 29-м эоном Вожделенным.  Однако, расторгнув этот союз и тем отвергнув единственно возможный  для нее путь Боговедения, София необузданно устремилась непосредственно  к Первоотцу, в бездну непознанной сущности.

      Этот поступок едва не привел к гибели всего творения Вифоса. Но Плерома была спасена присущим ей началом устойчивости. На пути Софии восстал Орос. Не допустив ее в бездну самосущего, он спас как ее саму, так и всю взволнованную ее полетом Плерому. Остановленная им, София пришла в себя и возвратилась к первоначальному состоянию, хотя прежним назвать его уже нельзя.  Невозможность проникнуть в тайну бытия при страстном желании этого повергло Софию в состояние недоумения, печали, страха и изумления. Обуреваемая неудовлетворенной страстью, она зачала, а так как Вожделенный, супруг ее, был непричастен этому зачатию, то оно оказалось неестественным. Отсюда и плодом от него было нечто несовершенное по существу. Это порождение Софии – Ахамот, похоть Премудрости, как чуждое Плероме, было низвергнуто из нее в небытие Кеномы.

       Чтобы в среде Плеромы опять не возникло беспорядка, подобного тому, что был внесен туда Софией, Нус и Алифия родили шестнадцатую пару эонов – Христа и Святого Духа. Они были созданы специально для того, чтобы научить другие эоны уважать границы своей природы и не стремиться познать Непознаваемое. Христос открыл низшим эонам, что Вифос непостижим для них и что счастье бытия заключается не в дерзком попрании установленных законов, а в удовлетворении той мерою света, которая назначена для каждого. В то же время Святой Дух воздвиг между эонами блаженное равенство. Умиротворенная Христом Плерома пожелала преподнести дар Вифосу.   С этой целью каждый эон произвел из себя то, что было в нем наилучшего. Результатом их совокупных усилий стал «совершеннейший плод», «совершеннейшая краса и звезда» – 34-й эон Иисус, который явился в сонме окружающих его ангелов. Он – полнота всяческого, высшее и самое лучшее из того, что было создано. В Нем конкретно осуществился  вечный идеал Плеромы, в ее восстановленной упорядоченной гармонии.  Иисус имеет лишь один изъян - Он не может быть без Своего женского дополнения, а Его пара, предназначенная Ему от века невеста Ахамот, оказалась, как уже говорилось, за пределами Плеромы. Чтобы вернуть ее  обратно, Иисус должен дать ей то  совершенство, которое имеют другие эоны. Вследствие этого процесс творения, который должен был бы окончиться с появлением Иисуса, получает продолжение. Плерома, утвердившись сама в себе, должна теперь заполнить Кеному, чтобы сделать ее завершением себя.

     Исторгнутая из Плеромы бесформенное детище Софии – Ахамот - томится в Кеноме, где она пребывает во тьме кромешной и небытии. Она безобразна и безвидна, она, по сути дела, не существует. Преобразование Ахамот начинается с того, что Христос вкладывает в нее в качестве бессознательной идеи некоторый внутренний образ Плеромы, чтобы изгнанница могла чувствовать скорбь разлуки, а вместе с тем имела бы и светлое предощущение вечной жизни. Вследствие этого Ахамот приходит в сознание своего собственного несовершенства и испытывает ряд страстей: печаль, страх, отчаяние, неведение. Затем к ней является Иисус и отделяет от нее гнетущие ее страсти. Под влиянием этого второго воздействия рождаются неодушевленная (материальная) и одушевленная (психическая) субстанции. Первая образуется из страстей Ахамот, вторая – от ее обращения к более совершенному состоянию после удаления страстей. Из страхов Ахамот возникают демоны и их царь Космократ (Сатана) – носитель злого начала в мире. Одновременно из ее лучшей, одушевленной  части (то есть той, которая устремлена к Плероме) является другое божество – Демиург. Бессознательно внушаемый и направляемый Ахамот, он облекает в форму душевное (психическое) и материальное бытие и таким образом создает видимый мир. Но это не все. Облагороженная Иисусом и освободившаяся от чувственности Ахамот становится способной к зачатию. Один взгляд на ангелов, окружавших Спасителя, уже оплодотворяет ее, и она зачинает третью, высшую,  субстанцию - духовную.

      В результате всех этих актов творения, по заполнении   Кеномы, образуются  три области: Плерома, где пребывают эоны, Огдоада, где находится Ахамот, и Гебдомада – место материального и психического мира. Им соответствуют три державных начала: Вифос, Ахамот и Демиург. Каждый последующий из этих мироустроителей значительно уступает в совершенстве предыдущему. О несовершенстве Ахамот и ее бесконечной удаленности от Вифоса уже говорилось выше. Демиург оказывается еще более отдаленным от Него, так как не имеет того знания о Плероме, которым  хотя бы отчасти обладает Ахамот. Поэтому и мир, созданный им и лишенный этого знания, вечно стремится сам не зная куда. Находясь в неведение относительно всего того, что выше него, Демиург лишь себя считает единственным творцом и владыкой вселенной. Это он возвестил через пророков: «Я Бог, и нет другого бога кроме Меня».

     Венцом миротворения, по Валентину, становится создание человека, которого Демиург творит из душевной (психической) субстанции при незримом участии Ахамот по образу эона Антропоса.  Это самое совершенное создание Демиурга, в известном смысле, даже превышающее его возможности, так как Ахамот без его ведома насаждает в человеке искру духовной природы. Валентин писал, что Демиург и его ангелы чрезвычайно изумились, заметив в своем произведении нечто высшее, чем они сами. Демиург вследствие этого сделался завистливым к человеку - подчинил его строгому и стеснительному запрету, а когда человек нарушил его, отведав от запретного плода, низверг из рая на землю и облек его душевное тело в «кожаную одежду», то есть плотскую темницу, подвергнув человека узам материи (так объяснял Валентин известный стих Библии: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их»). Все это, однако, случилось по помышлению Вифоса, по намерению которого духовный элемент, войдя в мир вещественный, должен был сделаться средством его разрушения.

    Первый человек Адам имел тройственную природу: материальную, психическую и духовную. Но эти начала не осуществляются в равной степени всем его потомством. В одних реализуется по преимуществу только  материальное начало – это люди плотские (гилики), всецело отдающиеся чувственности и роковым образом предопределенные ко злу и гибели. В других осуществляется среднее психическое начало – это люди душевные (психики), способные ко злу и к добру по собственному выбору (под ними Валентин прежде всего подразумевал любимцев Демиурга иудеев). В случае предпочтения психиками добра, они спасаются верой и делами, но никогда не смогут достичь высшего совершенства и блаженства, предназначенных для людей третьего разряда, по существу духовных (пневматиков). Пневматики, эти «чада премудрости», не нуждаются ни в вере (ибо обладают совершенным знанием), ни в делах, ибо они спасаются ни своими действиями, а тем  духовным семенем, которое вложено в них от природы. Их высших стремлений Демиург не может понять, однако относится к ним с уважением и часто избирает из их среды своих пророков. Весь мировой процесс, по Валентину, состоит в том, чтобы  это малое духовное семя раскрылось, развилось и воспиталось через познание  душевных и чувственных вещей. Целью пришествия на землю Спасителя было  собрать всех имеющих в себе «семя жены» (то есть Ахамот) и из бессознательных пневматиков превратить их в сознательных гностиков, открыв им истину о Небесном Отце, о Плероме и об их собственном происхождении. Он явился также и к «душевным людям», чтобы пробудить их к истинной вере и праведным делам.

     О природе Иисуса Христа Валентин учил, что в нем вовсе не было материального начала (ибо материя не воспринимает спасения), и тело Его было особенное, кажущееся, имевшее только видимость материи. Этот психический Мессия был созданием  Демиурга, который предназначал его для просвещения иудеев и облек невещественным телом, способным совершать человеческие действия, но свободным от человеческих чувств. К этим элементам уже без ведома Демиурга была присоединена духовная душа из высшего мира. Евангельский Иисус Христос действительно  был рожден от Девы Марии, но ничего не заимствовал от ее материального существа, а только прошел через нее «как вода через трубу». Во время его крещения на Спасителя сошел эон запредельного Иисуса с целью исполнить то возвышенное назначение, которого не понимал Демиург: открыть людям вечное ведение и проявить для них тайны Плеромы. Высшее происхождение Иисуса, по мнению Валентина, подтверждается явным противоречием между Ветхим и Новым Заветами. Ибо Иисус пришел не подтвердить, а во многом поправить те законы, которые были даны Демиургом. Так, например, Он совершенно отверг ветхозаветные заповеди возмездия и многие обрядовые заповеди, мелочного исполнения которых требовал Демиург, но которые не существенны для Первоотца-Вифоса. Впрочем, далеко не все проповеди Иисуса вошли в канонические Евангелия. Самая важная часть Откровения была проповедана им тайно и только для избранных (пневматиков). По сообщении этой совершенной мудрости, миссия горнего Иисуса была выполнена, и Он вознесся обратно в Плерому, унося с собой духовную составляющую Спасителя. Это случилось в тот момент, когда Тот предстал перед Пилатом. На кресте после этого оказалось только психическое, бесстрастное тело, сотворенное Демиургом. Никакого искупительного значения Его Распятие не имело.

      Далее Валентин учил, что когда все гностики познают себя и разовьют свое духовное семя, наступит конец мира: Ахамот, преобразившись наконец в небесного эона, получит место в Плероме и сделается супругой Иисуса-Спасителя; вместе с ней войдут туда духи пневматиков (гностиков) – они  сочетаются браком с ангелами и образуют сонм вокруг Спасителя; Демиург и душевные праведники (психики) утвердятся навеки в своем царстве Небытия, или в «среднем месте», а материальный мир, с плотскими людьми и с князем мира сего – Сатаной – сгорит и обратится в ничто. Таким образом, Кенома, заполненная сначала несовершенно, а именно творениями Ахамот без знания о Плероме, в дальнейшем, просвещенная этим знанием от Иисуса, примкнет к самой Плероме и даже явится ее ликующим завершением. Тут-то и осуществится заветное желание Первоотца-Вифоса: быть познанным со стороны творимого им инобытия (то есть Кеномы, которая оказывается представлена в Плероме душами  пневматиков).

     Такова в кратких словах была религиозно-философская система Валентина. Глубокомысленная, блестящая всею роскошью поэтической фантазии, она нашла многих последователей и произвела большое впечатление на современников. Известно, что секта валентиниан в течение многих лет оставалась самой влиятельной и распространенной из всех гностических сект. Она существовала вплоть до VI в. и имела в некоторых городах свои особенные храмы. Главными священными книгами валентиниан считались Евангелия (в числе которых, кроме четырех канонических, почитались и некоторые другие – прежде всего «Евангелие Истины», написанное, видимо, самим Валентином). «Деяния апостолов» и «Апокалипсис»  ими не рассматривались. Что касается книг Ветхого Завета, то к ним валентиниане (как и все гностики) относились очень критично и отвергали в них все то, что не находило подтверждение в Новом Завете.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Рим и его соседи в эпоху империи   http://www.proza.ru/2011/10/13/1239