Billys Band. Блошиный рынок нашей души

Александр Хлупин
«Если в сердце боль и сомнения,
Не найти в вине утешения!
Доктор скажет, что то, без сомнения –
Лишь весенние обострения!».

Песня BILLYS BAND
    
 9 апреля 2010 года в Москве, в клубе Б1 Мaximum состоялся концерт-презентация нового, долгожданного альбома питерского квартета BILLYS BAND – «Блошиный рынок».
       Почему долгожданный? Ну, потому что нового альбома любимой группы всегда ожидаешь с нетерпением, а также потому, что о начале подготовки нового материала, лидер группы Билли Новик заявил еще в 2008 году. И вот, 2 года спустя пластинка, наконец, увидела свет. Как и почти все предыдущие альбомы группы, она была выпущена ими самостоятельно, без привлечения рекорд-лейблов. Билли и Ко всегда предпочитали держаться независимо, что пошло им только на пользу. Благодаря тому, что фактически вся прибыль от продажи альбомов поступает непосредственно группе, они смогли основать в Питере свою собственную студию звукозаписи «Подвал-рекордз», на которой и был записан новый релиз. Билли Новик на записи пластинки выступил не только в роли солиста, основного автора песен и музыканта, но и звукорежиссера. 
      Новый альбом поднял планку творчества квартета на невообразимую высоту. Это самая глубокая с точки зрения накала страстей, наиболее цельная работа команды, несмотря на то, что песни ее составляющие очень разные в музыкальном отношении. Здесь гармонично уживаются и дополняют друг друга привычные для группы медленные блюзы «Туманная погода» и «Некуда» и гитарный рок песни «Мария», во время прослушивания которой возникают явственные ассоциации с рассказами Маркеса – вода прибывает, безысходность, святыни попраны и песни «Все и сразу». Не обошлось и без кавер-версий. На этот раз это композиция дружественной для Билли и Ко группы КАСТА – «В супермаркете». На мой взгляд, весьма удачный кавер, учитывая абсолютную полярность творчества этих двух коллективов. Наконец-то отдельного сольного номера для пения удостоился баянист Антон Матезиус, исполнивший самую умилительную песню на альбоме – «Две монетки». Отдельного упоминания заслуживает оформление диска, выполненное художником Лорой Зомби. Ее картины вполне отражают настроение альбома – одиночество и светлая грусть.
     Название альбома «Блошиный рынок», по словам автора, является просто символом. Символом нашей жизни, если вдуматься. Все мы бредем по этому огромному блошиному рынку в течение жизни, что-то покупаем, что-то нам дарят так, что-то мы сами продаем, дарим или обмениваем. И так до самого конца. Куча разных пустяковых вещей, которые сопровождают нас в течение всей жизни, мелочи, на которых оставляем следы мы и те, кто будет пользоваться ими после нас. Каждая вещь индивидуальна, и содержит в себе мельчайшие черты характера своих предыдущих хозяев. Такие милые сердцу, но в общем ненужные безделушки. А душа в их присутствии согревается, как белая кожа от солнечных лучей. 
     А вообще, если кого-то интересует, то Блошиный рынок существует в Питере, в районе станции метро «Удельная». Да и в других городах России их можно найти без особого труда.
     Песни о любви, безысходности и смерти, наполненные светлой печалью и грустью. Такой фантасмагорический театр жизненного абсурда, галерея искаженных портретов, в которых каждый из вас без труда узнает себя. Песни об одиночестве, в котором каждый из нас пребывает в этом мире. Мы пришли в этот мир в одиночку, в одиночку мы и покинем его. Но нет повода отчаиваться! «Надейся, дерзай, мечтай покуда живой!». 
      На этом альбоме, Билли Новик приблизился к творчеству своего гуру Тома Уэйтса, как никогда близко. И при этом, он раскрылся здесь в полной мере, как самостоятельный автор, самобытный и яркий.
     На раннем этапе своего творчества, в период альбомов «Парижские сезоны» (2003 год) и «Немного смерти, немного любви» (2004 год), команду Билли Новика частенько называли русским клоном Тома Уэйтса, а авторские композиции Билли и его друзей до сих пор воспринимаются многими, как переводы песен легендарного американского исполнителя. Сам Новик никогда и не отрицал колоссального влияния творчества Уэйтса на свое собственное. Они даже записали в 2005 году альбом кавер-версий песен Уэйтса – «Being Tom Waits» (Игры в Тома Уэйтса), в которой переводные русскоязычные прелюдии к песням, чередовались собственно с самими композициями, исполненными с удивительно четкой духовной близостью к оригиналу. Эта программа в итоге переросла в целую театральную постановку, которую команда до сих пор периодически демонстрирует на концертных и театральных площадках, наряду с еще двумя своими постановками – «Блюз в голове», которая включает в себя лучшие песни самого Билли и несколько каверов Уэйтса, а также «Чужие», которая включает в себя кавер-версии советских песен, песен из мультфильмов и просто версии хороших песен, таких, как «Песня о нечистой силе» Высоцкого, «Зимний сон» Алсу и «Поезд в огне» БГ.
    В 2005 году также увидел свет очередной альбом собственных песен Билли – «Оторвемся по-питерски», включающий наиболее любимые поклонниками и исполняемые на каждом концерте песни – «Где спит твое сердце», «Так я падал», «В голове блюз» и др. Примечателен тот факт, что Билли Новик на этом диске смог одинаково достоверно отразить духовные и личные чаяния мужской и особенно женской части России. Песни разделились пополам – часть исполняется от имени мужчины, часть от имени женщины.
    В 2006 году Билли и Ко вышли из строго клубного формата, отыграв серию концертов на больших концертных площадках, в том числе на сцене питерского Мюзик-Холла. Этот концерт был снят на видео и выпущен на DVD  годом позже.
    В 2007 году, квартет был активен как никогда, выпустив помимо упомянутого DVD, сразу два альбома – «Весенние обострения» и «Чужие». Первый включал в себя собственные песни Билли и его друзей, и явился очередным этапом творческого развития команды. Они окончательно обрели свой собственный, узнаваемый стиль – смесь блюз-рока, городского романса и джаза, вкупе с характерным хрипловатым вокалом Билли Новика и неповторимыми текстами «за жизнь». Песни «Счастье есть», «Простим друг друга», «Время, которое нужно убить» и записанная совместно с КАСТА песня «Голос брехуна» стали хитами. Второй альбом включал в себя кавер-версии различных, любимых группой песен.
     Концерт был открыт наиболее ударной песней нового альбома, которая явилась первой ласточкой с него  – «Отоспимся в гробах». Билли на это раз говорил мало, спичей почти не было. Но этот привычный и даже ожидаемый поклонниками элемент их шоу вполне компенсировался новыми песнями и их насыщенностью.
     Четко запомнился момент, когда баянист Антон Матезиус покинул сцену, саксофонист и клавишник Михаил Жидких сел за ударную установку, а Билли, отложив контрабас, взял в руки обычную бас-гитару. Алкоджазовый квартет превратился в лаконичное рок-трио. Гитарист Андрей Рыжик тряхнул копной своих кучерявых волос, ударил по струнам и команда с неподдельным рок-драйвом и мощью исполнила такие композиции, как «Так я падал»», «В голове блюз» и «Я не стеклянный», доказав факт того, что они могут сыграть что угодно и это будет сделано на должном качественном уровне.
     Не обошелся концерт и без любимых хитов – «Оторвемся по-питерски», под который половина зала с удовольствием подвигала затекшими конечностями, весенняя женская песня «Где спит твое сердце», была спета хором с равным удовольствием, как женской половиной аудитории, так и мужской, а исполненные на бис «Немного смерти, немного любви» и «Муз Замбела» хором пели все без исключения, отчего стены Б1 сотрясались в оргазмотической агонии. 
    Отрыв по-питерски прошел на должном уровне накала страстей, за что Билли и его ребятам респект и уважуха! Весенние обострения получили позитивный выплеск, что не может не радовать.