Бакинский дебют

Евгений Садков
 И вновь разные звенья, соединяясь, образуют замысловатую цепочку. Украшение-не украшение. Так, фенечка. Безделушка, понятная только тебе. Связывающая неожиданно с большИми событиями. Людьми, чьи фотографии ты видел в старом бабушкином альбоме. Вдруг всё это соединяется вместе. Но не гордиевым узлом. Красивым узором. Увы, ушедшим в историю. С разорванными звеньями семейного родства. Лишь контур. Уходящая натура.

 Шаг назад.
 На первой советской марке надпись "РОССIЯ". Переходное время. Временное правительство, оставившее и такой след в истории страны. И кто знает, как пошло бы дело при ином раскладе, но нет места здесь слагательному наклонению. И колесо, наматывая кровавые ошметки, катит дальше.

 Надпечатка.
 Она появилась на невышедшей при Временном правительстве марке в конце зимы 1922 года. Когда уже миллионы погибли. А другие, сходя с ума, ели их. Потомки их, выживших, остались. Могло быть иначе? Но почему на этой марке надпечатка сделана так поздно? "Р.С.Ф.С.Р. Голодающим." Документ, подтверждающий-голодомор в это время не только в Украине. Признание правительством Ленина своего бессилия. На маленьком кусочке бумаги. Но только половина от продажи марки шла на реальную помощь. Если доходила. Или нет. Не волнует такая мелочь потомков выживших. Тех, кто ел. И сейчас.

 Помгол.
 А специальный декрет ВЦИК появился уже в июле 1921 года. Организовалась Центральная Комиссия помощи голодающим (ЦК Помгол). Возглавляемый, между прочим, М.И Калининым. Впоследствии знаменитым всесоюзным старостой. Заскрипели церковные врата. Непонимающе взирали святые на буденновки с пятиконечными звёздами. Но цель оправдывала средства. Помгол. Сейчас?

 Бено.
 А в Баку жил уже давно еврейский график-сатирик Б,Р, Телингатер. Друзья звали его Бено. Сотрудничал ещё до революции с журналами "Джигит" и Зянбур". Вполне вероятно,что встречал на бакинских улицах симпатичную темноволосую девушку-украинку. Чью семью в четырнадцатом году выслали с пограничных районов.  Но в годах уже был Бено. Да и Нина полюбила красавца-армянина.  Для меня осталось загадкой, почему их сын Володя носил явно не армянскую фамилию-Багиров. Есть предположения, но не относятся они, к сожалению, к теме.

 Неделя помощи.
Бенедикт Рафаилович ( Бено) и стал автором двух почтово-благотворительных марок Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Филателистическая общественность Азербайджана обратилась с таким предложением. И оно было поддержано местной почтовой службой.

 Марка.
 Реальный документ тех трагических событий. Сероватый прямоугольничек без клеевого слоя и зубчиков. С датой и ключевыми словами-"голодающих губерний Поволжья". И женщина с тремя детьми. Да, по тем временам нормальная по численности семья. Серп с молотом в полумесяце. Ещё неисключенный элемент символики молодой республики.

 Значение.
 Очевидно, по сравнению с другими движениями в этом направлении, незначительно. И несравнима с заслугой Фритьофа Нансена. Бившего в набат Лиги нации в сентябре 1921 года и озвучившего там страшную цифру погибших от голода в России. Или религиозно-благотворительных международных обществ. Но было же. Маленькая толика в общей помощи голодающим. Дошедшей до них?

 Бакинский дебют.
 Эта марка, как метка, веха в пути многочисленного ранее семейства выселенцев. И Нина, красавица-украинка,осевшая в Батуми. Полюбившая жгучего брюнета-армянина. Расстрелянного в тридцатые. И странная для его армянского потомства фамилия-Багировы. Но, думаю, имя, перешедшее в отчество, осталось. И досталось гроссмейстеру Владимиру Константиновичу Багирову. В его бакинском, а потом и международном дебюте.  И даже первое место среди шахматных сеньоров в 1998 году в Гринкирхине.

 Бабушкин альбом.
 Рядом со странной маркой фото молодого стройного брюнета. Неизвестного следующему поколению человека. Но так похожего на моего отца. Они раз встретились. Уже в Риге. В переходные восьмидесятые. Но еще со старыми паспортами. Но Багиров не узнал двоюродного брата. Да и откуда.  Разметало семя по великим просторам. Проросло своими корнями. Но странно, что чемпион завершил свою дорогу в финском Юряскюле. Или такая тяга, потомков гонимых историей.

 Фенечка.
 Так и сплелось незамысловатое украшение для внутреннего потребления. Украшенное сверху сереньким прямоугольничком с многодетной семьей на рисунке графика-сатирика Бено.