Земля и воля

Валерий Дмитриев
Есть в Тверской области Конаковский район. Стране он больше известен мощной электростанцией – Конаковской ГРЭС, которая стоит на берегу Иваньковского водохранилища, образовавшегося на месте разлившейся Волги. Природа здесь удивительно красивая. Поэтому считается престижным иметь на волжском берегу земельный участок, построить загородный дом. И вот в водах вольной русской реки, повидавшей всякого на своем веку, отразилась новая явь.
Богатые ценители волжских красот, в основном москвичи, устремились на берега священной реки и развернули здесь грандиозное дачное строительство. Застройщики - персоны в основном высокопоставленные, материально обеспеченные. Поэтому возводятся не какие-нибудь летние домики, а настоящие замки-дворцы с частными набережными, каналами и причалами. Особняки обнесены высокими заборами, защищены персональной охраной и выдрессированными собаками.
Тяжелые земснаряды и экскаваторы перекроили ландшафт на вкус новых хозяев. Вырублены деревья, погублены пастбища. Вместо заводей, где гнездились утки и цапли, оборудованы лодочные стоянки. Так выглядит деревня Городище, которая уже более двухсот лет стоит в излучине Волги. Изменились до неузнаваемости и другие населенные пункты. Возьмем, к примеру, деревню Плоски Конаковского района. Попробуйте в этом месте подойти к берегу Волги - не получится: все загорожено как на берегу, так и на воде. Примеров, когда плодородные пахотные земли, прибрежные территории, издавна облюбованные людьми как места массового отдыха, скуплены толстосумами, отданы под застройку коттеджей, можно привести много. К сожалению, это типичное явление для Конаковского района.
Правовой нигилизм воцарился на древних волжских берегах. Стало нормой не соблюдение законности, а самовольные захваты земли в водоохранной зоне. В результате коренные волжане, да и другие граждане, приезжающие на волжский берег порыбачить или искупаться, лишены возможности даже подойти к воде. Впрочем, купаться небезопасно: водная гладь то и дело рассекается стремительными катерами и водными мотоциклами. Загорожены все противопожарные проезды. Появившиеся частные поместья отгородили сельское и городское население от водоемов, излюбленных мест отдыха. Такова картина в волжских деревнях Терехово и Шоша, да и в других населенных пунктах положение не многим лучше.
В органы власти поступает много жалоб от жителей района по поводу законности застройки берегов Иваньковского водохранилища. А ведь в Конституции РФ (статьи 27,42 и 58) указано, что каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу И окружающую среду. Как быть с соблюдением этих прав?
Особую опасность для водохранилища представляет нерегламентированная застройка водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы. За два последних года прокуратурой выявлено более 200 нарушений законов. Среди них самовольный захват земельных участков, строительство домов, бань, причалов, набережных, заборов до уреза воды. В нарушение Положения о водоохранных зонах только в 15-метровой прибрежно-защитной полосе выявлены самовольно построенные объекты - 4 дома, 16 бань, 7 гаражей и эллингов. Вот вам и экология! Это тот случай, когда частная собственность на землю сковывает природоохранные мероприятия.
Уместно подчеркнуть, что волжскую водичку пьют не только жители Тверской области. Один миллиард 200 миллионов кубометров вод ежегодно забирает Москва. Забирать-то забирает, но платить, выполнять водоохранные мероприятия не торопится.
Закономерен вопрос: почему не принимаются меры к нарушителям законов? Принимаются. По требованию прокуратуры отменены 7 незаконных правовых актов администрации Конаковского района о строительстве различных объектов. С берегов водохранилища перемещено 14 объектов, в том числе автостоянки, лодочная станция, бензозаправочный пост. Ликвидировано 37 несанкционированных свалок. Приняты меры по приостановлению размещения 30 коттеджей, несанкционированному строительству целого поселка Зеленый Бор на 300 домов.
Суд рассмотрел 5 исков, предъявленных Тверской природоохранной прокуратурой, и обязал застройщиков снести самовольно возведенные строения и освободить незаконно занятую землю. Увы, судебное решение добровольно не исполнено, поэтому исполнительные листы направлены в службу судебных приставов. Но кое-какие подвижки есть. Освобожден самовольно занятый под строительство пруда и водоотводного канала земельный участок в деревне Плоски. Данные сооружения ликвидированы, произведены рекультивация нарушенных земель, планировка и посадка деревьев.
Но дурной пример заразителен. Глядя на самоуправство людей пришлых, местные жители под шумок также нарушают закон: отодвигают заборы, загораживают проходы. Случись пожар - пожарная машина не подъедет. К сожалению, в Конаковском районе тенденция захвата земель набирает силу.
Как это стало возможным? Очень просто - вплоть до 1997 года, пока не спохватились контролирующие органы, осуществлялся отвод на земельные участки в прибрежно-защитной полосе водохранилища. Под сенокошение. Но не конаковцам, а больше москвичам, бывало, и пермякам, и жителям других славных городов. В данном случае географические предпочтения особой роли не играли.
Наше земельное законодательство, конечно, противоречиво, но тем не менее во всех земельных законах провозглашено: "Земля является достоянием народа, проживающего на данной территории". Фактически же у сельского округа, районной администрации земли практически не осталось, а у области и подавно.
Земельный кодекс принят. Частная собственность на землю введена. Таким образом, обеспечено конституционное право граждан на владение, пользование и распоряжение землей. Конечно, хорошо, что с введением Земельного кодекса каждый кусочек земли обретет конкретного хозяина, который будет платить налоги в бюджеты разных уровней. Но Земельный кодекс не учитывает экологического и социального значения земли. Ведь в данном случае земля не только предмет купли-продажи, но и общее достояние всех граждан страны.
Вспомним, Конституция Российской Федерации гарантирует соблюдение прав и свобод человека. В статье 36 Конституции записано: "Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю", и Земельный кодекс реализует это право. Но в этой же 36-й статье Конституции сказано, что "владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц". То есть введение частной собственности на землю при отсутствии детально разработанных норм пользования и распоряжения равносильно потере конституционных прав для части населения. Это надо помнить и реализовать в праве земельных отношений.
Теперь всем ясно, что изъяны законодательства о земле нам дорого обходятся. К сожалению, и в принятом Земельном кодексе тоже нет конкретных правовых норм, которые регулировали бы указанные выше земельные отношения, создавали бы цивилизованную законодательную основу для права пользования и распоряжения землей.
Как гласит статья 97 Кодекса, "на землях природоохранного значения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами местного самоуправления". Как видим, формулировка содержит отсылочную норму, неконкретна, а потому создает возможность для нарушений законодательства. Его и раньше нарушали: хотя ныне действующие законы запрещают хозяйственное освоение природоохранных зон, берег Волги поделен. Другие лакомые куски земли тоже на прицеле и ждут своих хозяев.
Итак, Земельный кодекс принят. Неопределенность в правовом регулировании земельных отношений снята. Но сняты ли проблемы землепользования? Нет и еще раз нет! Надо идти дальше и конкретизировать законодательство: строго ограничивать право распоряжения землей с учетом ее социальной значимости, дифференцировать ставки земельного налога и арендной платы в зависимости от месторасположения и качества земель. Только четкое законодательное регулирование станет основой цивилизованных земельных отношений. В противном случае нас ждут потрясения, от которых не выиграет никто.
Уроки нашей истории свидетельствуют, что организация рынка земли в России - занятие далеко не безобидное. Произвол владельцев земельных участков по берегу Волги в Конаковском районе создает почву для разжигания вражды между различными слоями населения. И на это глаза закрывать нельзя. Прецедент есть, его надо учитывать. Совершенно очевидно, что при отсутствии должного контроля и практики разрешения земельных споров земли лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий в рамках Земельного кодекса будут свободно продаваться и покупаться. Не касаясь экономической стороны вопроса, можно констатировать, что своими непродуманными законодательными актами мы делаем очередной шаг в сторону обострения социальных отношений и ухудшения экологической обстановки. В то же время от всех нововведений в законодательной сфере люди ждут, чтобы был обеспечен государственный контроль за рациональным использованием земельных и водных ресурсов, достигнут общественный компромисс.

 2002