Погорельцы-2

Михаил Заскалько
ПОГОРЕЛЬЦЫ-2
Останки сгоревшего архива

Сохранилось несколько отдельных тетрадных листков. Скорее всего, писал в 7-8 классе(1970-71гг). Под впечатлением читаной-перечитанной фантастики родился собственный проект- повесть "НЕОБЫКНОВЕННЫЕ КАНИКУЛЫ". В процессе обдумывания, история разрослась и выливалась в роман, который назвал "НАСЛЕДСТВО ЕВГЕНИЯ КРУШИНА". Попутно складывался сюжет "роман в романе"- о предыстории -"ДЖУС".Прежде чем засесть за написание, я делал эскизы(порой на уроках прямо в школьной тетради).Скорее всего эти листки и вырваны из школьных тетрадей.
Позднее, уже после армии,  в Ленинграде я вернулся к проекту и начал писать сразу оба романа. Было исписано четыре общих тетради. К сожалению, сохранились только эти наброски…
СЮЖЕТ: Однажды дождливым вечером восьмиклассника Женю Крушина похищают неизвестные люди. Вскоре выясняется, что он на другой планете, где его дед, который якобы пропал без вести во время войны, Великий Князь Новой России. Дед был болен, власть передать было некому и тогда вспомнили о Жене с Земли…
 
НАСЛЕДСТВО ЕВГЕНИЯ КРУШИНА


(отдельный листок):
               
…Нудная и утомительная процедура принятия тянулась почти час. Полная высокая женщина-сама строгость - неторопливо изучала сопроводительное письмо Князя.
Женя тем временем рассматривал кабинет госпожи Эссы. Чудесная отделка, ковры яркие, аквариумы, цветы, кондиционеры. Окна выходят в сад, пахнет спелыми яблоками.
Госпожа Эсса комично зачмокала  и Женя почувствовал на себе её пристальный взгляд. У неё крупное не женское лицо, на верхней губе рыжие усики. Массивные серьги в ушах придавали её лицу шутовской вид. Женя не сдержался, хмыкнул. Госпожа Эсса сдвинула густые брови, обронила глухо:
-Хорошо.
«В смысле?»-хотел спросить Женя, но что-то такое было в лице госпожи, что он не решился. Госпожа Эсса махнула рукой Власу, мол, свободен, можешь уходить.
Влас откланялся и вышел. По вызову госпожи явилась миловидная немолодая женщина в строгом чёрном платье с длинными рукавами и глухим воротником.
«Чёрного платка не хватает и чисто монашка»,-отметил Женя. -Интересненько.»
-Ступайте за мной, -сказала»монашка».

Широкая асфальтированная улица, по обе стороны утопающие в зелени небольшие коттеджи, сверкающие стёклами и цветным шифером. Улица упиралась в пляж; оттуда долетали звонкие голоса, визг, смех. Женя, внутренне, ободрился.
Женщина свернула направо, по песчаной дорожке направилась к роскошному розово-синему коттеджу, поднялась по резной из красного дерева лестнице на застеклённую веранду. Женя следом.

Женщина осмотрелась по сторонам и развела руками:
-Всё это ваше, мой господин. Меня зовут Лена, я представлена к вам в услужение.
-Понятно, -кивнул Женя, -старая песня. Куда привезли меня, можно узнать?
-Пансион госпожи Эссы »Белая Звезда».
-И что же мне разрешается делать?
-Всё, мой господин.
-Всё?
-Да, мой господин.
-Прекрасно. Значит, я могу идти на пляж?
-Да, мой господин. Пожелаете откушать?
-Потом.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
(отдельный листок):

…Вечерело.
-Заночуем здесь. Нам необходимо хорошо выспаться. Доверимся Братке.
Женя поделил оставшееся мясо и хлеб на три части.
-Я не хочу, -сказала Исса, увидев, что это последнее.
-Надо. Будет  день, будет пища. Вот увидишь, завтра у нас будет, что кушать. Давай, налегай.
Исса поверила. Они быстро расправились с скудным ужином. Женя постелил одеяла, подбросил сучьев в костёр.
-Ну, Братка, доверяем тебе наш сон.
Пёс уркнул, как бы соглашаясь, лизнул в нос мальчика. Осмелела и Исса, присела рядом с ним, потрепала за ухом.

Разбудил их грохот и лай собаки. Братка истошно лаял на север, откуда лил дрожащий свет и оглушительно грохотало. Будто бросали с высоты огромные жестяные бочки. Яркий свет то гас, то вспыхивал, как если бы сотня сварщиков работала слаженно, чётко, как одно целое. »Гроза,» -догадался Женя и окликнул Братка:
-Хватит, молодец. Бдительный пёсик. Это далеко и нам не грозит.
-Женя, смотри! - Исса указала на небо, позади их: там висели два голубых шара с пятнами, напоминавшие перевёрнутые пирамидальные тополя.
Две луны?!

-Гэофэль и Виотэль, - испуганно сообщила Исса. - Дочери-близнецы Гурка. Раньше люди жили как животные и у них не было пар. Дочери Гурка хотели, чтобы люди жили парами, имели свой дом…Мужчина и женщина, и их дети. Отец запретил им подходить к людям…Но они ослушались и научили людей жить парами…Тогда Гурка превратил их в Голубые Шары…Когда они выходят  ночью, значит людям уже можно собирать урожай…
-Сказки. Не верю в сказки и всякие там мифы, -сказал Женя, а про себя, неожиданно, подумал: ведь и  существование иных цивилизаций он тоже считал сказкой, выдумкой писателей-фантастов…

Грохот усиливался. Исса что-то забормотала, затем заплакала. На все расспросы отвечала:
-Будет плохо. Сёстры опять помогают людям…Гурка сердится…
-Глупенькая, ничего не будет. Гроза обычное явление природы. Погремит, погремит и перестанет.
Спокойствие и вера в лучшее, передались девочке, и она успокоилась, а вскоре, как и Женя, уснула.

Гроза нагрянула перед утром. Свинцовые тучи неуклюже, с поразительной скоростью, плыли над поляной. Ветер в бешенстве трепал деревья. Они, бедные, бросались из стороны в сторону, но крепкие корни держали их стволы, не отпускали. Ветки крутились, ломались и с шумом летели вниз.
Братка до хрипоты облаивал каждый всплеск белой молнии, каждый удар грома. Скрипели и выли ветры в вершинах дерев. Ничего не видно. Исса упала на колени, что-то резко выкрикивает, часто слышится»Гурка».Женя любил грозу и часто с восхищением наблюдал за стихией. Вот и сейчас, вскочив на поваленное дерево, он с восторгом любовался, совершенно не думая об опасности. Вспомнились стихи Горького и детская песенка:
-Буря! Пусть сильнее грянет буря! Дождик, дождик поливай, будет хлеба каравай!...
И дождь полил. Это был ужасный тропический ливень…

(отдельный листок):

…шими головешками.
С рассветом приступили к приготовлению пищи. Нарезали мясо кусочками, нанизали на очищенный прут. В рюкзаках, где добросовестно поработали муравьи, нашлась вилка. Женя втыкал вилку в пропахшие дымом кусочки мяса, макал в соль и передавал Иссе. Следующий кусок себе. Краюха хлеба так же переходила из рук в руки.  Запивали водой из баклажки, сделанной из тыквы. Девочка стеснялась, когда Женя подносил к её губам мясо, опускала глаза, долго и медленно пережёвывала.
-Живее работай зубами. Каков едок, таков и ходок. А нам ещё шагать и шагать. Глянь: эти крылатые хищники едят тебя быстрее, чем ты малюсенький кусочек…Да, Исса, я всё хотел спросить: кто это туро?

В племени Туро, рыжеволосых, живут так: мужчины отдельно, в общей хижине, женщины отдельно, но каждая в своей хижине. Женщины общие. Если на двери висит лук или копьё-женщина занята.Больше трёх дней нельзя задерживаться у женщины в хижине. Такие члены племени, как Руата, Агр и Рунк, восстали против старых законов -они ведут к вымиранию племени. Восставших изгоняют из племени. Их стало очень мало.
Исса говорила с паузами, подыскивая слова, новые темы разговоров, заставляли вспоминать всё, чему учили в пансионе госпожи Баженовой.

Муравьи уничтожили больше половины мяса и хлеба. Оставшегося хватит на два обеда, ужин и завтрак. Оружия не взяли. Вокруг всё чужое, агрессивное. Что можно употреблять в пищу? Женя мучительно ломал голову над создавшейся ситуацией, совсем не слушая Иссу. Девочка этого не замечала. Оно и к лучшему. В груди незнакомо ноет, хочется домой. Щиплет в носу-предвестье слёз. Но, но, держись! Что подумает о тебе Исса? Ты теперь должен быть сродни пружине. А ещё лучше, подобен камню. Жизнь этой девочки в твоих руках. Помни это, Женя, комсомолец из далёкой Киргизии. А на Земле лето, у школьников каникулы, товарищи поедут на Иссык-Куль. Эх, каникулы, так каникулы!..

-Как чувствуешь себя, Исса?
-Хорошо. Я могу идти, -живо отозвалась девочка.
-Ну и видок у тебя. Мазь нашу съели муравьи, значит, нас ещё москиты жрать будут.
-Жрать будут, -улыбнулась Исса.

Собрали рюкзаки. Женя напоследок просмотрел по  карте путь до квадрата»Б».Идти надо левее от замка, вскоре тропа выйдет на широкую просеку, где будут встречаться ручьи. Конечно, это придавало сил, но ни на секунду не покидали мысли: что будем есть? Женя давно уже приметил, что на некоторых деревьях висят грозди плодов, похожие на чёрную сливу. А вон те, на спелые финики. Похожи, но это не значит, что съедобные. Встречались всевозможные грибы. Исса, к сожалению, не знала, какие из них можно есть. Тем более, в постоянном мягко-зеленоватом полумраке все эти плоды и грибы смотрелись неаппетитно. Когда случайно пробивался луч солнца, можно было увидеть на серых стволах причудливую сеть прищепок дикого винограда. Может его попробовать? а вон ещё красные ягоды, чуть выше пурпурные кучки, вроде крупной клубники.

Вот и просека. Можно дать роздых топору. А это что? Вдали промелькнул какой-то зверь, через минуту раздался душераздирающий визг. Так может кричать только поросёнок. Нет, надо было взять автоматик…
Справа, из глуши донёсся звериный вопль. Руки крепче сжали топорище. Исса теснилась к Жене.
-Спокойно, Исса. Не пугайся. Ты человек, а человек-царь природы. Ну, князь значит. Поэтому звери боятся человека.
Исса смеётся:
-Это я-то князь?
-Княгиня!