Зосима. Начало Обители

Вера Руф
Когда же наступила весна, приплыл старец Герман, а с ним мирской человек пожелавший разделить с преподобными уединение, по имени Марк, по роду занятий рыболов. Привез он с собой много снастей и сетей для рыбной ловли, а так же достаточное количество пищи. В скором времени приплыли на остров еще люди, с которыми был и инок, имевший священнический сан. И принял Марк монашеское пострижение, получив имя Макарий, и стал первым учеником Преподобных. Примеру его последовали многие прибрежные жители, которые, приплывая на остров, рубили деревья и строили себе келии подле келий преподобных Зосимы и Германа, питаясь трудами рук своих.
 
Чуть позже воздвигли и небольшую церковь в честь Преображения Господня. А на том самом месте, где старец увидел сияние невыразимого света и храм, высившийся над землей, пристроили к ней трапезную. Таким образом, основалась Соловецкая обитель, доныне сохраняемая Божьей милостию.

Устроив монастырь, преподобный Зосима послал одного инока в Великий  Новгород  к архиепископу за получением благословения на освящение храма и с просьбой о назначении игумена. Архиепископ удивился, что в таком отдалении от людей будет стоять церковь. Не сразу, но поразмыслив немного, сказал: " Невозможно это для людей, но все возможно для Бога. Если Бог захочет, то все свершится. Да будет имя Господне благословенно отныне и до века!" И повелел дать все необходимое из церковной утвари для освящения церкви,  и требуемое для совершения богослужений. А так же определил игумена Соловецкой обители.
 
Получив архипастырское благословение и игумена, «преподобный Зосима, блаженный Герман и все братия возрадовались радостию великою. И подвизались они постом и молитвами». А также трудами бесконечными: возделывали землю, рубили деревья для устроения монастыря, а иногда кололи множество дров и, приготовив морской рассол, варили соль. Они отдавали ее купцам, приплывавшим к острову, а взамен получали различные орудия для монастырских нужд. Во множестве они ловили рыбу и на море, и на озерах. А озер было на острове – семьдесят, а то и более. Благоугодное это было место для монастыря!
 
Всей же братии вместе с игуменом было в обители 22 инока. И каждый с таким усердием нес свое послушание, словно это была одна душа, в разных телах находящаяся. Игумен Павел, присланный архиепископом, не смог вынести тягот пустынножительства и, прожив там несколько лет, ушел восвояси. После него игуменом был Феодосий, но и он  спустя некоторое время так же оставил  пустынь. И решила тогда братия, что  игумен должен быть поставлен из числа иноков, постоянно живущих в обители. Посоветовалась братия с Германом и  пришли к убеждению, что только преподобный Зосима должен своим истинным целомудрием и добродетелью быть руководителем братии на пути к спасению. Но Зосима из-за своей кротости и смирения никак не хотел принимать рукоположение. Братия же сильно настаивала, и даже послала некоторых иноков в Новгород Великий к архиепископу за благословением.