Гореть тебе в огне, еретик!

Митзуки Акана
В прошлом году на отечественные экраны вышел «Царь» Павла Лунгина, названный главным фильмом года. Попытка пробить историю в современные массы бесспорно похвальна. Однако нужно и учитывать, каким образом это сделано.

С тандемом «Мамонов-Лунгин» я была уже знакома по киноленте «Остров», которая, к слову, меня необычайно порадовала и зацепила. Поэтому, увидев трейлер к очередному творению Павла Семеновича, я поспешила забронировать места в кинотеатр. Но каково же было разочарование от увиденного! Ожидая интересного сюжета, проникновенной игры актеров, я натолкнулась на, мягко говоря, не очень удачную работу.

Уважаемый режиссер все гордился, что его фильм пожелали просмотреть аж в Государственной Думе. Только вот он забыл кое-что рассказать. Что известный общественный деятель Леонид Симонович-Никшич назвал «Царя» «страшной пародией на Россию» и «кощунственным безобразием». А кинематографист Николай Бурляев вообще просидел на кинопоказе всего полчаса! И что в итоге председатели Госдумы отправили Предиденту РФ письмо с просьбой снять Лунгина с проката.

Тем не менее, реклама сделала свое дело, и зрители повалили в кинотеатры.
За весь фильм лично меня более-менее впечатлило 3 момента: герой Янковского, блаженная девочка с иконой и финальная фраза Грозного: «Где мой народ?». Все. Больше ничего радующего глаз я там не увидела. И не услышала.

Жестоко разочаровал исполнитель заглавной роли, Петр Мамонов. Такой простой, близкий и настоящий в картине «Остров» здесь показал себя…таким же! Но если к образу чудаковатого старца это пришлось как нельзя кстати, то с Иваном Грозным никак не вязалось. Если что, я – верующая. Но постоянные молитвы в кадр утомляли и попахивали уже не изображением религиозности, а натуральным, простите, богохульством. И эта излишняя экспрессия в каждом движении, в каждом слове актера абсолютно неправдоподобна. Это не царь. Нет в нем должной гордости и величия. Одно кривляние. Царица, в исполнении Рамили Искандер, вызвала куда большее доверие. Я, разумеется, лично с царями не знакома, но почему-то чувствуется запах наигранности. Желали показать необычный, яркий образ, а получилось как всегда.

Еще одной особенностью «Царя» являются казни и пытки. Слава Богу, у него еще есть ограничение в возрасте до 13 лет. Временами историческая драма смахивала на «Техасскую резню бензопилой». Мой благоверный, который пошел со мной, но мирно уснул спустя 30 минут после начала фильма, то и дело вздрагивал и сетовал на душераздирающие крики убиваемых и пытаемых. Крови и кусков мяса зрителям хватило по горло. Но фишка, как говориться, прокатила. В момент казни племянника митрополита Филлипа откуда-то с заднего ряда прозвучало радостное: «Круто!».

Крутого, на самом деле, было достаточно мало. Ну, если не считать все, что связано с повешением, четвертованием, отрубанием головы и выкручиванием костей. Повеселили батальные сцены. Десять человек на клочке земли величиной с мою комнату, именуемым бранным полем, размахивали бутафорскими мечами и делали вид, что умирают. Видел бы это безобразие Сергей Федорович, наверное, бы схватился за сердце.

Что ж, каждый ждал от этого фильма своего, каждый увидел то, что хотел, и каждый сделал свои личные выводы. Я уверенна - есть те, кто согласится со мной и те, кто будет против. Однозначного мнения не бывает. И, тем не менее, неприятный осадок разочарования остался.

Однако, один положительный момент в этой истории все-таки есть. Пусть образ Ивана Грозного, созданный Петром Мамоновым, и не совсем точен, зато фильм привлек необычайное внимание к личности царя. Лунгин заставил современное общество направить взгляд на свою историю. А значит, главная задача выполнена.

Вот только уж как-то жидковато.