В Берлине открылся дом для Нефертити

Койфман Валерий
Практически все мировые средства массовой информации в октябре 2009 года как о  важнейшем событии сообщили, что знаменитый бюст царицы Нефертити, главной супруги древнеегипетского фараона Эхнатона (XIV век до н. э.), вернулся в восстановленный после сильных разрушений Второй мировой войны Новый музей в Берлине.

Торжественное открытие музея состоялось 16 октября, а уже на следующий день множество любителей старины смогло прийти сюда, чтобы оценить работу реставраторов, а заодно и поприветствовать «самую красивую берлинку».
Известно, что Нефертити пережила своего мужа и дожила по древнеегипетским понятиям до глубокой старости - почти до 40 лет.
Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы, её лицо украшало храмы по всей стране.
Благодаря открытию восстановленного Нового музея впервые за послевоенное время снова стали доступны для посетителей все пять музеев Музейного острова, входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Музейный остров с его храмами является одним из пяти музейных центров столицы Германии и  входит в состав объединения Государственных музеев Берлина (17 музеев и 2 научно-исследовательских учреждения), находящихся в ведении Фонда прусского культурного наследия, финансируемого из федеральных средств.

В 1843 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV (брат первого императора объединенной Германии Вильгельма I) решил целиком отдать остров на Шпрее в центре Берлина для создания «Прусского Акрополя» с культурными и научными учреждениями.

Здесь в 1849 году и было открыто здание Нового музея, посвящённого Египту и другим странам Древнего мира.

Это была попытка представить Пруссию и Германский союз  наследниками великих культур, памятники которых были вновь явлены миру германскими археологами.

Архитектор Фридрих Аугуст Штюлер (Fiedrich August St;hler, 1800 - 1865), создал для памятников древности здание в стиле неоклассицизма  с пышными внутренними украшениями в древнеегипетском духе, с пилонами, иероглифами, папирусовидными колоннами и крылатыми солнечными дисками над дверьми.
Во дворе музея стоял греческий храм, а вид из вестибюля завершался копиями кариатид Эрехтейона, одного из главных храмов древних Афин.

Во время Второй мировой войны здание музея было в результате бомбардировок практически полностью уничтожено и простояло в руинах почти до самого падения Берлинской стены.
Несколько поколений мальчишек из окрестных кварталов играли здесь в «войну».

Лишь в 1986 году руководство ГДР, на чьей территории располагались руины музея, решило начать его реставрацию, но по настоящему к работам по восстановлению Нового музея приступили уже в объединенной Германии.

В 1997г. бюро знаменитого британского архитектора Дэвида Чипперфилда (David Сhipperfield), выиграв открытый тендер, получило от Фонда прусского культурного достояния заказ на разработку генерального плана оформления и санации Музейного острова в Берлине с задачей «перестроить и осовременить, не меняя духа времени».

Следуя, принятой еще в 1965 году Международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест («Венецианской хартии »), Дэвид Чипперфилд бережно зафиксировал состояние здания с учетом различной степени сохранности его исторических элементов. Руины старого здания были исследованы с применением всех современных технологий, для того чтобы максимально полно сохранить старые стены и осуществить реконструкцию только там, где это действительно было неизбежно.
Кое-где Чипперфилд «брал войну и время в соавторы». Например, он частично сохранил места, где из-за разрывов бомб обрушилась штукатурка, обнажив кирпичную кладку и несущие конструкции. На фасаде оставлены и следы от осколков гранат и снарядов.

Сама структура музея изменилась минимально, появилась лишь проходящая сквозь все этажи широкая лестница, а «глухую» крышу заменили стеклянным куполом. Новый музей занимает 4 этажа (8 тысяч квадратных метров выставочной площади).
Двенадцать лет и 233 миллиона евро ушло на его восстановление.

Географическое разнообразие, историческая глубина и выдающееся качество археологических коллекций позволяют познакомиться с развитием человечества на протяжении тысячелетий – от Ближнего Востока до берегов Атлантики, от Северной Африки до Скандинавии. В музее сегодня хранится множество различных экспонатов древней истории.

Наряду с важнейшей древнеегипетской коллекцией, в Новом музее представлены такие различные темы, как переселение народов и неандертальцы, боги и гробницы, каменный век и Древний Рим, славяне и немцы.

Наряду с экспонатами из Трои, раскопанных Шлиманом, и бюстом Нефертити, в залах музея выставлены и различные сенсационные археологические находки: останки мальчика из Ксантена; найденного в Рейне немого слуги, обслуживавшего римские пиршества; высокая золотая шапка с астрономическими таблицами, которую носили на юге Германии 3000 лет тому назад или колоссальная статуя римского бога Солнца – Гелиоса.

Легендарные археологические сокровища не изолированы друг от друга, а сливаются воедино, предлагая посетителям увлекательное путешествие к истокам истории человечества.
Все пути в этом здании ведут наверх, в купольный зал, где в полукруглой ротонде расположилась «самая красивая берлинка».
Далее зритель попадает в организованные прямоугольными светлыми бетонными балками залы и на большую площадку в Египетском дворе.
Здесь выставлены бюсты и скульптуры Древнего Египта в рамках холодного созвучия современности, состоящего из стали, стекла и бетона, что, однако, еще больше подчеркивает исторический характер экспонатов.
С открытием восстановленного Нового музея грандиозная реконструкция Музейного острова не прекращается.
Можно сказать, что Новому музею при этом отведена роль «камерного зала». Функция "большой сцены" закреплена за, пожалуй, самым знаменитым музеем острова –Пергамским, или Пергамон-музеем. Он - следующий в очереди на реконструкцию.
Восстановление и реконструкция Музейного острова в Берлине – самый дорогостоящий проект, когда-либо осуществлявшийся в Германии в области культуры: по нынешним оценкам, на него должно уйти до двух миллиардов евро.
Завершение всех строительных работ намечено на 2020 год.