Володя

Александр Герасимофф
 Александр ГЕРАСИМОВ

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ВЛАДИМИРА УЛЬЯНОВА (ЛЕНИНА)
(или «Володя»)
Драма в трех выстрелах, рекомендованная для постановки в провинциальных и любительских театрах

   Декорация — двор завода Михельсона. На заднике изображены багровое небо и землистые заводские корпуса. Возле автомобиля Rolls-Royce «Silver Ghost» стоит ЛЕНИН и беседует с высыпавшими из цеха РАБОЧИМИ*. По бокам сцены стоят Надежда КРУПСКАЯ и Инесса АРМАНД. Арманд нервно курит, Крупская вяжет крючком носок. В глубине сцены за розовым кустом прячется переодетый эсеркой Каплан Рамон МЕРКАДЕР.

Ленин (с хитрым прищуром картавит): Ну, каково, товарищи? Будем бастовать?
1-й рабочий (бодро): Ясен пень, Владимир Ильич! Не сумлевайтесь! Так забастуем, что буржуя понос прохватит! (заразительно смеется)
Ленин: Ну вот и славно, батенька! Который теперь час? (достает из жилетного кармана брегет, подносит к уху) Что-то в животе, словно черти горох молотят. Перекусить пора.

   Меркадер с кустом в руках незаметно передвигается все ближе и ближе к Ильичу.

Ленин (мечтательно): Хорошо-то как! Воздух свежий! (1-му рабочему) Вы чувствуете, батенька, розами пахнет?
1-й рабочий (смущенно): Мы, Владимир Ильич, университетов не кончали. Нам везде только контрреволюцией пахнет.
Ленин (одобрительно треплет рабочего по плечу): Это хорошо! Так держать! Бдительность еще никому не повредила.

   Меркадер отбрасывает в сторону куст, выхватывает из-под юбок маленький браунинг, прицеливается, три раза стреляет в Ильича отравленными пулями.

Ленин (падая): Мама!

   Арманд и Крупская оставляют свои занятия и бросаются к Ленину.

Крупская (тоненько): Володенька!
Арманд (басом): Володя!

  Арманд и 1-й рабочий успевают поддержать падающего вождя. Крупская подхватывает упавшее с плеч Ильича демисезонное пальто и вышивает нитками мулине крестики в тех местах, где отравленные пули попали в Ленина. Воспользовавшись замешательством, переодетый эсеркой Каплан Рамон Меркадер бросает оружье и убегает.

1-й рабочий (взволнованно): Врача!


Занавес.

*Рекомендация для господ декораторов — для удобства и удешевления постановки автомобиль и основную часть рабочих следует выпилить  из трехслойной фанеры и раскрасить гуашевыми красками «Салют». Только один живой актер изображает беседующего с Ильичом рабочего.