Активное повторение

Баальник
(Учимся читать)
Вряд ли кто из глубоко интересующихся проблемой обучаемости ребенка не вспомнит слова Константина Дмитриевича Ушинского о том, что «можно исправить иногда в ребенке замечательную неспособность к учению, приучив его к активному повторению урока». Казалось бы, что в этом педагогическом действии и нет ничего сложного, так как великий педагог, продолжая свою мысль, говорит нам: «Если он сам еще не открыл его пользы своим маленьким опытом» (см. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения в 2 т. — т.1/Теоретические проблемы педагогики/, М.: Педагогика, 1974, стр.325). Что такое активное повторение?

В одном из наиболее известных учительских пособий, в книге для учителя «Как научить детей учиться» ее автор, Кирилл Васильевич Бардин, обращается к теме об использовании в обучении активного повторения дважды. И, что удивительно, оба раза, давая свое определение активному повторению, он отходит от того определения, которое давал оному К.Д.Ушинский. Давайте сравним:

По Бардину:
1. «Если ребенок, повторяя материал, просто открывает учебник и заново прочитывает все по книжке — это пассивное повторение. Гораздо более высокий результат дает активное повторение, когда человек пытается сам, никуда не заглядывая, вспомнить материал».
2. «Выше уже шла речь об активном и пассивном усвоении. Точно так же повторение бывает активным, когда учащийся, напрягая свою память, старается вспомнить содержание нужного материала».

По Ушинскому:
«Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений».
Ученик прочитал, к примеру, текст. После этого он может прочитать его еще и еще раз — это будет пассивное повторение; он может, прочитав текст, закрыть книгу и, напрягая память, вспомнить его. То есть:
А. Пересказать, как пересказывает иногда текстовку с непонятной ему иностранной речью. Будет ли это действие активным повторением? Да, будет! Но никакого проку от такого «активного» повторения, кроме разве что тренировки словесной памяти, ученик не поимеет.
Б. Представить (тоже вспомнить!) информацию по тексту — это и будет по К.Д.Ушинскому именно активным повторением. Но этого мы никогда не поймем, если не будем помнить, как по Ушинскому мыслит взрослый человек и мыслит ребенок.

К.Д.Ушинский отмечал, что «в процессе мышления мы также не делаем ничего такого, как только комбинируем представления, выдаваемые сознанию памятью». «Мы видим представления в определенных формах и красках...» Однако, если одно представление сменяется в нашем сознании другим представлением, и мы не видим общей комбинации этих представлений — это еще не процесс мышления. «В процессе мышления несколько представлений одновременно остаются в поле нашего сознания, что и дает нам возможность делать сравнения, составлять понятия, выводы, суждения и т.д.», т.е. логически мыслить.

Так по Ушинскому мыслит взрослый человек. А как мыслит ребенок?
В учебнике «История педагогики» мысль К.Д.Ушинского о мышлении дитя отмечается в кавычках, но без сноски, вот так: «Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе». (Более подробно по этому вопросу: см.Ушинский К.Д., Педагогические сочинения в 6 т.-Т.4. -М.: Педагогика, 1988-90 гг., стр.41).
Теперь мы видим, что по Ушинскому и взрослый человек, и ребенок мыслят абсолютно одинаково — представлениями. «Мы видим представления в определенных формах и красках». И ребенок мыслит формами, образами, красками... Но ребенок по Ушинскому в отличие от взрослого еще не может мыслить именно одновременно несколькими представлениями, ему этому нужно учиться.

Человек учится, воспроизводит (не сравнивает, не комбинирует, не составляет понятий... а просто воспроизводит) представления — этот процесс психической деятельности предшествует мышлению. К.Д.Ушинский назвал его активным повторением. Значение активного повторения в обучении огромно. «Можно исправить в ребенке замечательную неспособность к учению, приучив его к активному повторению Урока...»