Неизвестному Автору посвящается

Мудman
Трудное это дело – творить добро. Об этом и поведу я сегодня речь.

Когда-то давно читал я один рассказ, то ли Клиффорда Саймака, то Рея Брэдбери – сейчас уже не помню, а может быть в сборник рассказов затесался другой Автор, который не был так знаменит, и написал всего ничего… Но этот рассказ не оставил меня равнодушным и врезался в память навсегда. Слушайте…

Жил на свете Чёрт.

Как и положено Чёрту, занимался он тем, что искушал людей и творил всякие нехорошие дела. Но однажды попался Чёрту Праведник, и сколько ни старался Чёрт соблазнить его, так у него ничего и не вышло. Удивился Чёрт и предстал перед Праведником в своём открытом обличии. И стали они говорить. И слова Праведника поразили Чёрта в самое сердце, которое и Чертей есть, оказывается. И заплакал Чёрт, и встал он на колени перед Праведником и сказал ему: Прости меня! … Устыдился, значит, своих грязных дел. Выходит, «перекрестил» его Праведник в свою веру.

И после этого Чёрт сказал, что он тоже хочет творить добро. И пошёл…

Но ведь был он Чёртом по своей натуре, и понятия его о Добре были смутными. И такого он за день натворил, что когда пришёл вечером к Праведнику и стал ему обо всём рассказывать, то тот только за голову схватился: Да, как же ты мог!... Оказалось, что всё он делал неправильно. И начал Праведник учить Чёрта, как надо. И стал говорить ему всякие разности и примеры приводить. Долго говорил, а Чёрт слушал внимательно. «Ну, понял, наконец?» – спросил Праведник Чёрта. «Понял», – уверял Чёрт, и на следующее утро снова принялся за работу. А когда пришёл вечером к Праведнику и стал ему рассказывать все свои «добрые дела», то Праведник аж за сердце взялся: Что же ты наделал! Разве я тебя этому учил? …

– Так ведь ты говорил, что нельзя никого обижать! – воскликнул Чёрт.
– Да как же можно было смотреть равнодушно, когда грабитель последние деньги у бедняка отнял? А? Нужно было взять палку и проучить его, как следует! …

– Извини, – сказал Чёрт, – видно снова я оплошал…  Никак у меня не получается творить добро. Вот если бы ты мне написал подробную инструкцию на все случаи жизни… Чтобы я всегда носил её с собой, учил наизусть и всегда подглядывал, сверяясь – правильно ли я поступаю?

– Да. – Сказал Праведник. – Без такой инструкции тебе не обойтись.

И засел за сочинение. Долго он писал. Прошёл месяц… Прошёл год… Прошли десять лет… Наконец, закончил Праведник свои труды. И вручил Чёрту стопку мелко исписанных листочков. А сам помер… Время пришло.

.     .     .     .     .     .     .     .

Похоронил Чёрт Праведника, погоревал, а потом стал разбирать те листочки, читать, что тот написал ему, учить… Но было ему это очень и очень не просто. В некоторых местах Праведник говорил, что насилие – это зло, и применять его не нужно, что это – грех. А в некоторых – наоборот. В некоторых местах он уверял, что нужно поделиться последним. А в некоторых, что и копейку дать человеку – непозволительно.

Читал Чёрт, читал… Но так ничего и не понял…

Забрался тогда Чёрт в самую тёмную пещеру вдали от всех, прижал к груди стопку листов, которая уже изрядно потрепалась, порвалась и порастерялась, и пострадала от дождя и ветра. Прижал её, как величайшую свою драгоценность, как память о великом Праведнике и замер. И так и стоит до сих пор, боясь пошелохнуться…

Ибо понял он – чтобы творить добро на Земле, не достаточно подробной инструкции. Нужно иметь нечто большее! … Видимо, то, что зовётся у людей – совестью.

Вот такой это был рассказ. Может быть, вы знаете – кто его Автор, и как он называется?

11:30:35 14.04.2010