О будущем

Вадим Бережной
Мы живем здесь и сейчас. Память основана на прошлом. Но верно также и то, что без надежды на будущее любое настоящее бессмысленно. Весьма примечательно, что такой могучий в философском плане ум, как М.А.Булгаков, с первых же страниц своего великого романа "Мастер и Маргарита" задел тему будущего словами незнакомца, нежданно-негаданно свалившегося невесть откуда на Патриаршие пруды:

"…Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
- Да сам человек и управляет, -  поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.
- Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И в самом деле, - тут неизвестный повернулся к Берлиозу, - вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими, и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас... кхе... кхе... саркома легкого... - тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие, - да, саркома, - жмурясь, как кот, повторил он звучное слово, - и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье - совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, - тут иностранец прищурился на Берлиоза, - пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, так как неизвестно почему вдруг возьмет - поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управлял так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? - и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком".

О Булгакове и его романе есть весьма подробный рассказ в чрезвычайной популярной нынче Википедии. Мы же продолжим говорить о теме, названой в заглавии. Оказывается, в мире есть такое организованное сообщество людей, как "МАИБ" - Международная академия исследований будущего, почетным президентом которой признан И.В.Бестужев-Лада (1927 года рождения), академик РАЕН и ряда других академий, историк, социолог и футуролог(*).

В России есть отделение МАИБ.

Когда начинаешь знакомиться с такой дисциплиной, как прогностика, выясняется, что на тему будущего написано великое множество публикаций, в интернете есть множество сайтов, существуют сотни точек зрения, которые можно разделить, в первом приближении, на две категории – оптимистические и пессимистические. Более подробно о состоянии прогностики можно познакомиться, например, в статье "Наука и искусство прогнозирования" (http://www.maib.ru/prognostication/) (**)

Моему поколению с детских лет внушали мысль о грядущем коммунизме – бесклассовом обществе, где нет никаких противоречий, где общественные богатства льются полным мощным потоком и осуществляется великий принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Авторитет компартии тогда был велик, и многие верили в это светлое будущее. Но сей прогноз окончился полным крахом, а коммунисты во главе с последним своим генсеком оказались бессовестными лжецами и лицемерами. О подлом их лицемерии говорит жизнь упомянутого генсека после краха СССР, которая продолжается вот уже 20 лет (срок не маленький по меркам одного, отдельно взятого человека), и продолжается не только безнаказанно, а совсем наоборот – в нарастающем процветании. Нетрудно, повидимому, узнать, сколько ему платят за каждую публичную лекцию по странам и весям, в которой он похваляется своим ловким предательством дела строительства нового человеческого общества. Но конец этой негодной жизни все равно, конечно, наступит.

Что говорят нынешние футурологи и прогнозисты? Теперь в этой сфере тысячелистный веер всевозможных мнений. Последнее заседание МАИБ состоялось 5 апреля – совсем недавно. О чем там говорилось, сообщается весьма скупо. Академия ведет целый ряд проектов, но названия некоторых их них немного удивили:
- Глобальная депопуляция: типология и структура.
- Третья и Четвертая мировые войны: ход и возможный исход.
- Наркогеноцид народов России.
- Следующие четыре поколения компьютера.
- Следующие четыре поколения Интернета.

Настораживает фраза (см. http://www.maib.ru/prognostication/): "Иногда под предвидением понимают сложное предвосхищение будущего, называемое предугадыванием (существует и простое предвосхищение — предчувствие, свойственное любому организму от растения или вируса до человека)".

Очень сомневаюсь, что любому организму – растению или вирусу – свойственно предугадывание. Да, у растения имеется свойство тянуться к свету, но является ли это предугадыванием? Свет для растения – источник энергии и жизни, вот он к нему и тянется.

Дочитаем же до конца статью по гиперссылке и задумаемся над ее концовкой:  "…прогнозисты нигде в мире так и не сумели найти общего языка с управленцами на начальных стадиях подготовки решений. Поэтому футурология вот уже почти полвека существует как абстракция, не имеющая прямого отношения к конкретным реалиям политики. Старшее поколение сделало, что смогло. Остается ждать, что сделает новое, молодое поколение".

Итог? Ждать и надеяться? Печально… Надо вперед, в завтра! которое наступило сегодня.

* * *
Тему, конечно, стоило бы продолжить, уж больно серьезна она, необъятна, многоаспектна и чрезвычайно важна. И вот сам себе задумался. Тут ведь, подумалось, можно сказать очень и очень многое. И мысли можно развивать, и вызвать на разговор умных собеседников, и поспорить (в смысле - подискутировать, высветить наличное положение вещей, окружающую нас действительность с разных сторон, вывести на сцену, на всеобщее обозрение разные грани действительности). Возьмем, к примеру, бывшее представление о грядущем коммунизме. Сейчас люди вообще плохо себе представляют существо такого вопроса, такого понятия как коммунизм. Спрашивается, почему он так обруган и оплеван? Вопрос тут состоит в содержании слов СОБСТВЕННОСТЬ, РАВЕНСТВО-НЕРАВЕНСТВО, АМБИЦИИ. Большая часть публики с ее трёпом о коммунизме вообще не представляет себе сию тему в ее историческом движении. Почему мы можем так утверждать? Потому что никто сейчас, как говорится, на своей шкуре не испытал на себе условия жизни тех людей, когда идеи коммунизма только-только возникали, когда о таком слове большинство и слыхом не слыхивали. Что такое 12-часовой рабочий день за токарным станком? или кочегарским трудом? Или за копанием ям с помощью одной только лопаты? строительством железной дороги, тасканием руками рельсовых шпал? или уборкой урожая серпом и ладонями дергать колосья? Что такое 150 миллионов безграмотных, не умеющих читать российских крестьян, живущих в избах без стекол и дымоходов. Почитайте Гиляровского о жизни московских бомжей, жителей приютов и ночлежек. Их были десятки тысяч. Разве кто-то из современных людей все это себе представляет?

С другой стороны надо вообразить себе праздную жизнь дворянства, балы, наряды, роскошь, дворцы, экипажи, имения, лесные угодья, крепостные крестьяне, и все это во владении, в личном владении, в СОБСТВЕННОСТИ ничтожного по численности правящего класса. Никто ж себе сейчас этого не представляет. Разве нынче читают Чехова, Достоевского и остальных десятка полтора-два писателей прошлого, чьих имен даже никто из неспециалистов даже и не знает? Разве были тогда трамваи, автомобили, самолеты, радио-телевизоры. О чем тогда писали газеты? Какова была психология тех людей, их быт, их образ мыслей? Кто из нынешних себе это представляет?

Но декабристы, "разбудившие Герцена", разночинцы и народовольцы, рождавшиеся тогда, в начале 19 века, уже размышляли о будущем, в том числе о социализме и коммунизме, просвещали народ будущим, прививали мечту о светлом будущем. Лозунги Французской революции были СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО. Что такое равенство? Что такое братство? Кто слышал о таком понятии как "братство людей"? Шахидки, взрывающие нас в метро? Рокфеллеры, Морганы, Ротшильды? Люди мечтали о равенстве и шли с этой мечтой, рискуя  угодить в тюрьму, или даже шли на смерть. Насколько должен быть угнетен человек, чтобы ценить равенство выше самой жизни! Но этот самый оплеванный нынче коммунизм обещал им именно равенство и свободу. И революции происходили потому, что постепенно люди пропитывались идеей о равенстве. 

Идеи в людских массах сами собой не возникали. Энтузиастам идей приходилось вдалбливать их в людские головы годами, десятилетиями. Нужно было организовать всю эту пропаганду и агитацию, создать отряды революционеров. Кто сейчас понимает весь это колоссальный и тяжкий ежедневный БЕСПЛАТНЫЙ труд? Эти люди творили будущее. И они его сотворили. Но спустя какое-то время души людей снова стала разъедать ржавчина неравенства, ржа эго. Эта ржавчина, сытость и дурь, зависть и бестолковость разъели мечту. Кто сейчас это понимает? Очень мало таковых, я думаю...

Будущее - это вопрос идеологии. Но у нынешнего общества русскоговорящих цельной идеологии нет. Есть гул толпы, как на толкучем базаре, где каждый кулик свое болото хвалит. Вот в чем проблема. А если нет идеологии, то нет и мечты, нет будущего, и нету счастья. Нет его и не будет, несмотря на мобильники и интернет, машины и дачи. Вот так!

* * *
Есть у меня книжка небезызвестного психиатра Моуди "Жизнь после жизни". Мне очень трудно поверить, что можно увидеть будущее в хрустальном шаре, как это описывает данный автор, а также множество других. Но то, что пишет по данной теме Виталий Правдивцев, выглядит весьма правдоподобно (http://www.aferizm.ru/chydesa/kristal_shar.htm). Однако, как резонно заметил однажды Гай Юлий Цезарь: "Зачем мне знать будущее, если я не могу его изменить?", очень выпукло данное соображение проиллюстрировал А.С.Пушкин в "Песне о вещем Олеге".

* * *
За что мы ценим государственных деятелей? Не за красивую болтовню, не за импозантную внешность. Важнейшее качество государственного мужа - способность ПРЕДВИДЕТЬ будущее. Способности предвидения и должны быть посвящены несколько абзацев размышлений о будущем.

Одно из важнейших качеств человеческого ума, человека как личности явялется предвидение последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать нежелательные последствия принимаемых решений. Развитие способности предвидеть возможно только на почве тщательного и всестороннего изучения окружающей действительности. А всесторонне понимание и оценка настоящего возможно лишь при развитом интеллекте.

* * *
Когда-то любил неожиданность поэта Маяковского. Да и сейчас люблю. Помню его строки: "Единица - ноль. Единица - вздор. Голос единицы тоньше писка. Кто его услышит? Разве жена... И то, если не на базаре, а близко".

Вспомним детство. С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре. С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. А затем - в первый раз в первый класс. Вот тут-то все и начинается. Человек - существо общественное. Человека разумного создает человеческое общество. Ум можно воспитать только умом. Разум - разумом. Мудрость - мудростью. Ни один маугли не стал человеком (человечеству известна примерно сотня примеров воспитания детей животными). В первом классе человек начинает по настоящему жадно всматриваться в других. Конечно, среди множества прочих ощущений. Лучшие люди Земли понимают значение школы. В лучших обществах Земли детей отдают в школы с лучшим учителями. Если Общественный Разум найдет в себе силы продолжать развивать Людство, может быть, единственное во Вселенной, то в Школу будут направлены его лучшие люди. Такая тенденция возможна, такое будущее улучшит человечество.

* * *
Чтобы правильно представлять себе будущее, нужно очень хорошо знать прошлое, т.е. дружить с историей и историками. Но историки, к сожалению, частенько продаются спекулянтам от политики. История - слишком политизированная наука, и прогнозистам нужно твердо стоять на почве исторических фактов и современности, чтобы не сбиться в тумане предвидения. Историкам очень часто не хватает честности.

Прошлое - стотысячлетний туман. Но зачем далеко ходить? Вспомним хотя бы Николу Теслу. Недавно записал себе небольшой фильмчик Виталия Правдивцева "Властелин мира - Никола Тесла". Никола Тесла легко переходил из обычного, человеческого, в так называемое "измененное состояние сознания". Вот слова, приписываемые В. Правдивцевым Николе Тесле: ..."вдруг я увидел вспышку, похожую на маленькое Солнце. В то же мгновение истина открылась мне. Это было состояние абсолютного счастья. Мысли шли нескончаемым потоком, и я едва успевал фиксировать их". "Подобные состояния", - говорит Правдивцев в своем фильме, -"время от времени испытывают многие творцы. Происходит это, как правило, спонтанно, неожиданно, как и у Теслы в первый раз. Но Тесла со временем научился входить в такое состояние всегда, когда этого хотел. Он утверждал, что может в любой момент начисто отключать свой мозг от внешнего мира, и в этом состоянии к нему приходит внутреннее видение. Таким же образом Тесла доводил свои конструкции до совершенства. "Мне не нужны модели, рисунки и эксперименты. Когда у меня рождается идея, я воображением начинаю строить прибор, меняю конструкцию, совершенствую. И мне совершенно безразлично, находится ли прибор у меня в мыслях или в мастерской - результаты будут одинаковы. За двадцать лет у меня не было ни одного исключения".

Он не пользовался математическими операциями, как это принято сегодня, говорит Бранко Ковачевич, декан электротехнического факультета Белградского Университета (Сербия), ему не нужны были уравнения, он понимал суть вещей. Суть вещей, принципы всегда были для Теслы важней деталей. Именно их он в первую очередь прозревал, когда ненаправленно погружался в измененное состояние сознания ...

Пересказывать фильм В.Правдивцева не имеет смысла - каждый интернетчик может с ним познакомиться самостоятельно. То, что здесь о нем сказано, имеет цель обратить внимание на ощущение Теслы о присутствии в Галактике некоего информационного центра, где сконцентрированы фантастические знания о будущем, тысячи технологий, которые невиданным образом могут изменить жизнь на нашей планете. Насколько можно верить таким ощущениям? вот вопрос вопросов. Что это такое - измененное состояние сознания? Кто сейчас владеет такой же способностью?

Знакомство с публикациями членов Академии прогнозирования не дает нам ответов на эти вопросы. Мы по-прежнему как бы остаемся в пещере, на стене которой проецируются тени событий, происходящих вне этой пещеры.

* * *
Кое-что, для уяснения будущего, вспомнил из прошлого. Начну с цитаты:

"Уважаемые товарищи потомки,
Роясь в сегодняшнем окаменевшем говне,
Наших дней разбирая потемки,
Вы, возможно, спросите и обо мне".

Этими строчками начинается последняя поэма В.В.Маяковского "Во весь голос". Я тоже иной раз спрашиваю самого Владимира Владимировича (мысленно, конечно), насколько искренним и правдивым был он в своей поэзии и в своей правдивости. Он говорил о себе: "Я - поэт. Тем и интересен". А поэт русской словесности он, безусловно, интересный. Конечно, для тех, кто понимает и чувствует поэзию. Музыка стихотворной речи и ее смысл доступны, к сожалению, далеко не всем. Маяковский сам умел совершенно великолепно читать свои стихи и собирал на свои выступления огромные аудитории. Прочти, товарищ, о нем пару слов в современном интернете, это интересно. Он покончил с собой, и прямо в спальне из только-только остывшего тела сотрудники ОГПУ забрали и унесли мозг поэта. Спрашивается, зачем? Оказывается, в то время в СССР был Институт мозга, и мозг Маяковского доставили туда для исследования или причин, или истоков гениальности. То-есть, общественность того времени считала поэта гениальным. Любопытно, что предки Маяковского по матери имели родство с Пушкиным и Гоголем - двумя титанами русской словесности.

Не знаю, как сейчас в России ценится и оценивается Маяковский, но он был певцом Октябрьской революции и грядущего коммунистического общества. И был, я уверен, искренним заблуждавшимся, как теперь считают нынешние "товарищи потомки". Маяковский однажды так сказал: "Отечество славлю которое есть, но трижды - которое будет". Я не думаю, что он славил бы нынешние наши распавшиеся осколки его, Маяковского, Отечества. Он в своей фантазии, родившей облако в штанах (можешь себе представить облако в штанах????!), никогда бы не сумел бы представить себе подлых предателей дела Октябрьской революции, типа таких, как, например, Горбачев, Ельцин, Кравчук и Шушкевич, поставивших точку на позорной истории так называемой "перестройки".

Коммунизм, в том виде, как его представляли в первые полтора-два десятилетия советской власти, конечно же, есть утопия. Примерно такая же, как и утопия так называемых "социалистов-утопистов" - Томаса Мора, Сен-Симона, Фурье, Оуэна и многих других, неизвестных ныне. Даже Ленин сообразил, что для возрождения России после разрухи периода "военного коммунизма" надо ввести НЭП - новую экономическую политику. И неизвестно, как пошла бы "альтернативная история", если бы НЭП процветал и далее. Но история сослагательного наклонения не имеет. Если бы да кабы да выросли во рту грибы, дак это был бы не рот, а целый огород.

А может быть, надо было бы сказать не "даже", а восторгнуться гениальностью Ленина, который словами Маяковского "землю всю охватывая разом, видел то, что временем закрыто". И гениальность самого Маяковского, который, воспевая Отечество, которое есть, смог увидеть, несмотря на мерзость "классовой борьбы" и "диктатуры пролетариата", ростки грядущего великого будущего, где человек человеку не волк, а друг, товарищ и брат.

Вот они, братья во демократии, устроили вчера драку в украинской Верховной Раде, швыряли яйцами в спикера, который почти что президент страны (если застрелят действующего). Что ж это за будущее, спрашиваю я вас? Кто такая Тимошенко - украинская Жанна д'Арк или... какая б... слово подыскать бы помягче...

Вчера по телеку видел Тигипко, давал интервью из Нью-Йорка. Тоже хотел быть президентом Украины. Как, скажем, и тот же Яценюк, который тоже брызжет слюной. Тигипко оббивает пороги Международного Валютного Фонда, чтобы выклянчить кредит Украине на 20 миллиардов долларов. Я - тупица-физик, я не понимаю, зачем? Я не понимаю, почему продолжают вешать долги на моих потомков? Мало тех долгов, которые уже наделали Кучма, Кравчук, Тимошенко и другие "дерьмократы", концы которых теперь никакие следователи СБУ не найдут, а они добавляют новые?

Есть ли такие экономисты, чтобы объяснить все это мне, простому бесхитростному человеку? Зачем и почему нужно и дальше залезать в долги? Почему в новый бюджет закладывается инфляция в 13 процентов в год? Что ж это за капитализм такой, в котором нужно все время жить в долг? Может ли вы, "уважаемые товарищи потомки" объяснить это наивному поэту Маяковскому, которого современники, укравшие его голову, совсем как голову Берлиоза у Булгакова, считавшие гениальным?

Как, спрашивается, уложить все это в бесхитростной и наивной голове? Или нас, как уэллсовских морлоков, все эти фигли-мигли не интересуют? Если это так, то можете не сомневаться, не уважаемые мною товарищи потомки, что В.В.Маяковский, буде он все это предвидел, то презирал бы всех вас... нас ... меня ... тебя... я ... ты... он... она... вместе - целая страна... Чао, потомок, чванься в своем невежестве.

* * *
Все-таки я по-прежнему склонен думать, что история развивается по Марксу. И главный двигатель жизни - технический прогресс. Не люди делают историю, а вещи и предметы, которые  люди же и создают. Т.е. люди делают свою историю опосредованно, через предметы, которые они изобретают и совершенствуют. Но каждый из создателей в абсолютном большинстве своем не осознает, что он влияет на историю. Только после, когда созданное пошло гулять по свету и перестало его слушаться, до него может дойти истинный смысл содеянного, его суть.

Вот, к примеру, развитие робототехники... .......................... ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, сегодня мое время истекло.

* * *
Сделаем ответвление в другую сторону. Что нужно сделать в будущем? Во-первых, открыть тайну появления живой материи из неживой. Уж больно сложны эти молекулы-хромосомы, трудно понять, как в природе произошло такое сложное самопроизвольное конгломерирование.

Нужно понять, как возникла речь и сознание. Попугай умеет подражать всевозможным звукам, в том числе и речи человека, мозг у него десять граммов, и этих десяти граммов достаточно, чтоб попугайничать на любом из 6000 земных языков. Но чтобы осмысленно говорить и творить, мозг как минимум должен быть под килограмм (как у Анатоля Франса)

Возможно ли узнать, что было до Большого Взрыва? Да и был ли сам этот Взрыв?

И наконец, надо понять как устроен электрон (протон, нейтрон) А ведь он "так же неисчерпаем, как и атом". Нужно понять, что такое нейтрино и есть ли оно на самом деле, не говоря уже о бозоне Хиггса

Для всего этого нужно в хорошем порядке поддерживать на должном уровне жизнь обычных людей. Ведь тех гениев, что дают нам новую жизнь, новое знание, новое понимается, рождается по пару человек в столетие. А настоящих исследователей имеется в каждом веке лишь 5-6 процентов от общей массы населения. Но чем больше масса, тем весомей процент. Так что о будущем надо заботиться.

Примечания:

(*) Данное утверждение было истинным на момент написания данной статьи. Но 7 декабря 2015 года пришло сообщение о смерти И.В. Бестужева-Лады.

(**) Читая указанную статью, мы открываем для себя удивительные факты. Например. "Чтобы прокормить десяток семей ремесленников и одну семью служащих, в доиндустриальном обществе требовался тяжкий труд... девяти десятков живших впроголодь крестьянских семей. В индустриальном обществе механизация сельского хозяйства позволяет десятку-другому фермерских семей досыта накормить и себя, и остальные восемь-девять десятков нефермерских семей".

(***) Американский журналист Олвин Тоффлер написал книгу "Футурошок".