Падежи

Вера Козарь
В  колхозе   свирепствовал  мор.
Сотни  коров  страдали  от  неизвестной   болезни.
Падёж  скота – событие  жуткое.
Многие  старики  плакали.
Люди  среднего  возраста громко и взволнованно  спорили, сидя  вечерами  на  завалинках.
Из колхозного стада мор перешёл на их подворья.
Молодёжь  известие  переносила  молча.
И  быстро  переключалась  на  собственные  заботы.
Лишь  изредка  кем-то  сказанное: «Слыхал? А  у  Петровых  тоже…».
«А  как  же, слыхал»  – слышалось   в   ответ…


Предмет  «История  грамматики   русского  языка»  на   филологическом   факультете  вела  молодая  преподавательница  с  выразительными  тёмными  глазами.
По  нескольку  раз  повторяя фразы, она  старалась,  чтобы  все  студенты  успели  записать  основные  положения  её  лекции.
– Для  старославянского  языка  не  было  свойственно  употреблять  после  звонкого  звука «д» йотированный  «ё».
Поэтому, когда  вам попадается  подобное  употребление, то  знайте – запись  была  сделана  гораздо  позднее, когда  древнерусский  язык  был уже  выведен  из  употребления.
Его  заменили старославянским.
Например «падеж» - это  не  по-русски.
По-русски  будет – «падёж».
Тоже  можно  сказать  о  падении  редуцированных…


Молодой  князь  диктовал  приказ  пожилому дьяку  и  изредка  поглядывал – правильно  ли  тот  пишет.
«Лета  осьмого  числа  иже  латины  …»
- Что  ты  пишешь?  Разве  тебе  не  известно, что  с  недавнего  времени  не велено  писать звук  «о»  древнерусской  буквой W.   Это  раньше  так  писали.  А  теперь  пишут  просто «о»…
Но  дьяк  не  стал  исправлять.
Немного  ниже  он  вывел  ту  же  фразу  с  другой  буквой и  вздохнул.
Вздохнул  не  от  усталости, а  от  горя.
Время  Бусово, которым  назовут и время  его  жизни, и  несколько  веков  жизни  его  предков, завершалось  у  него  на  глазах.
Время  Бусово, когда  «латины»  тайком  проникали  в  русские  селения  и   убивали десятками самых  седых  стариков, было непонятным  для  многих.
Дьяк же знал, зачем  они это делают – искореняют древнейшую  народную  память  о  древнерусской  грамоте.
Но кто будет разбираться  с  убийством  простых  людей?
Вот  если бы князя  убили, тогда  бы  подняли  переполох.
Но князей  никто из  «латинов» убивать  не станет.
Князья  давно  перешли на  сторону  «латинов».
И  отреклись  от  древнего  прошлого  своего  народа, как  от  некоего  позора.
Тайные убийцы так  же  тайком  исчезали.
Иногда  их  удавалось  поймать.
Но за  всеми  не  уследишь. 
И  людей  его  возраста  с  каждым  годом  становилось  всё  меньше  и  меньше.
Он  с  болью  рассматривал  свои  кривые  пальцы  с  въевшимися  следами  чернил.
 Дьяк  был  стар  и  сед.
Кому  он  передаст  древнюю  русскую  грамоту, если  «не  велено»  писать  так, как  писали  его  предки?…


Лариса  Ивановна  отметила  золотой  юбилей.
Розы, подаренные  учениками, ещё сохраняли  аромат.
 Духи  пахли  райским  садом.
Уроки  в   младших  классах  окончились.
Она  рассеянно   прошлась  взглядом  по  стенам  класса.
Машинально  повторила  про  себя  написанные  крупным  зелёным  шрифтом  слова  уже  довольно  затрёпанной  таблицы: «Именительный – кто? что? Родительный – кого? чего? откуда? где?».
И  вдруг, словно  впервые  что–то  увидев,  подошла   к  таблице, и  отчаяние  блеснуло  в  её  глазах.
Как  так? 
Когда  могло  случиться, чтобы  она  не  заметила  появления  этих  странных  дополнительных   вопросов?
Действительно, откуда  они  взялись?
Как  можно  проспрягать  слова  при  помощи  них  и  не  запутаться?
Конечно, дополнительная   таблица  предлогов  и, заученный  на  курсах  повышения  квалификации  методический  материал,  многое  объясняет.
Но  не  всё.
Именительный – что? – баня. Родительный  - чего? – бани, откуда – из  бани?, где ? – около  бани.
 Дательный  – чему? – бане, где? –  в  бане,  винительный: что? – баню, куда? – в  баню?, предложный – где? – в бане?
Зачем  тогда  нужны  пять  падежей, если  в  четырёх  из  них  употребляются  одни  и  те  же  вопросы  и  предлоги?
Ладно, взрослый  ещё  что-нибудь  поймёт.
 А  дети?
Чистые  ранимые  души.
Что  случится  с  ними?
Она  собралась, оделась  и   хотела  зайти  в  библиотеку, чтобы  взять  старый  учебник   русского  языка   семидесятых  годов.
Но  вдруг  вспомнила – по  приказу  министерства  образования  из  всех  библиотек  области  изъяли  всю  учебную  литературу  выпуском  до  2000  года…

Две  студентки  познакомились  в  сквере  возле  института.
И  присели  на  скамейку, чтобы  поболтать.
Одна  из  них  была  родом  из  Болгарии.
Другая – из России.
Когда  разговор  зашёл  о  падежах, болгарка  сказала:
- А у нас давно  отказались от  падежей.
- А как же  вы  связываете  слова  в  предложении?
- При  помощи  предлогов…

Живые  слова  в  мутной  мешанине  всевозможных  понятий  и  символов  искали  друг  друга  как  два  корабля  в  тумане.
Живых  слов  осталось  совсем  немного.
Но  им  было  не  страшно.
«Не  бойтесь, малое  стадо» - твердили  они  заученную  цитату  шёпотом   и  про себя.
Пройти  сквозь  железную  сетку  правил  и  табу  теперь  можно  было только  поодиночке  или  вдвоём.
Если  их  будет  трое  или  больше, программа  сразу  высветит:  так  употреблять  нельзя, как  это  было  в  прошлый  раз, когда  замели  слово «слыхал».
Оно  пыталось  проскочить  между  двумя   классическими  откормышами, взяв  с  собой  в  сотоварищи  двоих  архаиков. 
Если  группироваться  с  обломками  слов, то  проскочить  можно  быстрее  и  безопаснее.
Но  ни  в  коем  случае  нельзя  приближаться  к  символам  и  терминам.
Они-то как  раз  и  созданы  для  того,  чтобы  вылавливать  живые  слова,  отправлять  их  в  область  просторечья  и  архаизмов  и  заменять  механическими  терминами  мёртвого  универсального  языка.
Человек  мегаполиса живёт  и  не  видит, что  живая  составляющая  его  души    претерпевает  такие  изменения  ежедневно  и  ежечасно.
Но  рано  или  поздно  ему  придётся  сделать  выбор – стать  винтиком  некой  системы  и  заменить  свою  жизнь  на  механическое  существование,  или  уйти  из  жизни  мегаполиса.
Ешё  никто  из  смертных  не  одерживал  победы   над  современным  монстром, которого  принято  называть «мир техно», плодящимся  и  размножающимся  по  Земле  со  скоростью  размножения  тараканов  и  плесени.
Но  тот  же  мир  техно  никак  не  может  жить  без  живых  слов, которые  тоже  рождаются  ежедневно  и  ежечасно  из  уст  младенцев.
Живые  слова – единственный  источник  жизни  на  земле.
И  поэтому  мир  техно  оставил  ещё  один  выход  живому  человеку – оставаться  на  уровне  младенца  от  рождения  и  до  самой  смерти.
Тогда  тебя  точно  никто  не  тронет.
Потому  что  падать  уже  итак  некуда.

Вера  Козарь                19.10.07  г. -  14.04.10 г.