Зосима. Видения. Прощание с братией

Вера Руф
Всё это благочестие досаждало бесам и дьяволу, начали они сеять смуту всякими кознями, призраками и прельстительскими видениями. Но досадить ничем не смогли. Тогда они напустили на иноков злых и неразумных людей, которые притесняли братию и не давали рыбу ловить, думая оскорблениями и насилием  прогнать раба Божия Зосиму с иноками с этого святого места. И решил блаженный, по совету братии, идти в Великий Новгород и просить у архиепископа помощи и управы на  обижающих и притесняющих его монастырь. Взяв некоторых из учеников своих, он отправился  в Новгород.

Придя к архиепископу Феофилу, поклонился ему и передал просьбу свою от обители, терпящей беды от злых людей. Архиерей  помощь обещал, но посоветовал ещё обратиться к боярам, управляющим городом, за поддержкой. Преподобный Зосима обошел их дома, усердно прося защитить монастырь и не попустить злым людям разорить его. Все бояре обещали преподобному свою помощь. Дали они Зосиме грамоту на владение островом Соловецким и островом Анзером, лежащим в десяти верстах от Соловков, и островом Муксолмой, лежащим в трех верстах. И приложили к грамоте восемь оловянных печатей: первую от владыки, вторую от посадника, третью от тысяцкого, и пять печатей от пяти концов Новгорода. И одарили  они монастырь Соловецкий большим количеством церковной утвари, одеждой, хлебами, золотом, серебром и разным имуществом.
 
Одна только боярыня Марфа прогнала вначале преподобного Зосиму. Сказал тогда он с печалью бывшим с ним инокам, что приближаются дни, когда не ступят более жители во двор дома сего и затворятся двери его, и будет двор их пуст.
Потом, узнав про немалые вклады, сделанные в  его монастырь, боярыня раскаялась, что оскорбила преподобного. Захотела она принять у него благословение, и пригласила преподобного на обед. Зосима пришел к ней и все возрадовались приходу святого. А он сидел за столом с обычным смирением и кротостью, к еде прикоснулся лишь немного, ибо с детства любил безмолвие – не только за трапезою, но и везде.
Во время продолжающегося обеда взглянул Зосима на бояр, сидевших за столом. И весьма  удивился, так как увидал страшное зрелище. Затем опустил лицо свое, никому ничего не сказав. Когда поднял глаза снова, то увидал то же самое. И в третий раз был поражен он видением шестерых  наиболее важных бояр, сидевших с ним за столом без голов. Преподобный недоумевал, как они могли пировать без голов? Но тотчас понял, что означало это видение, опустил голову, прослезился и с этого времени уже более не вкушал за трапезой, пока все не встали.

Когда преподобный вышел из дома боярыни, то старец Герман  спросил его о причине скорби и слез во время обеда. Преподобный Зосима объяснил свое видение, заметив, что эти шесть бояр будут со временем обезглавлены, и просил никому не говорить об этом. Немного спустя, по возвращении преподобного в обитель, исполнилось и пророчество его о запустении дома боярыни Марфы, и видение во время обеда. Смирив Новгород силою оружия, великий князь Иоанн Васильевич (Грозный) повелел казнить тех шестерых бояр, которых преподобный Зосима видел обезглавленными, а Марфу с семейством отправить в ссылку.

Прощание с БРАТИЕЙ.

Достигнув маститой старости и предчувствуя приближение кончины, преподобный Зосима стал приготовляться к переходу в вечность. Сделал он себе гроб и поставил  его в сенях келии. И могилу себе выкопал своими руками. Каждую ночь выходил он из келии и до утреннего звона оплакивал свою душу.  Ранней весной, в апреле месяце, когда, казалось бы, всё воскресает, постигла его болезнь. Но, видимо, так уж было Богу угодно. Призвал блаженный игумен Зосима братию и сказал им:
 "Вот, дети и братия, время кончины моей приходит. Вас же оставляю Всемилостивому  Богу и Его Пречистой Матери. И пусть вам наставником и пастырем  после меня будет  инок Арсений. А я, хоть и  покидаю вас телом, но духом пребуду  с вами неотступно".
Дал преподобный Зосима  прощальные наставления, вверяя братию и монастырь брату Арсению. Опечалилась  все неизбежным расставанием, и стояли со многими плачами и рыданием, орошая слезами землю. Одарил их  блаженный  молитвами и запечатлел благословение. Когда же все разошлись по своим келиям, осенил себя Зосима крестным знамением, опустился на ложе – и передал честную душу в руки Божии.