Женщина, оседлавшая стального коня

Алишер Таксанов
20 марта 2010 года в Ташкенте на 95 году жизни умерла Башорат Тулягановна Мирбабаева. Нынешнему поколению, которое названо Исламом Каримовым «гармонично развитым», это имя ничего не говорит. Более того, оно вычеркнуто из истории страны, потому что не вписывается в идеологию национальной независимости и не олицетворяет собой образ женщины (любящей президента, его книги и модель развития по пяти принципам), которую насаждают пропагандистские центры как единственно правильную. В лучшем случае о ней умалчивали, так как современная власть холодно отнеслась к таким личностям, а в худшем – становилась объектом нападок, мол, Башорат Тулягановну была составной частью советской агитации и пропаганды, ее эксплуатировали как фон коммунистических реформ и т.д. Но разве это так? Ведь на самом деле она не чувствовала себя таковой - она была просто женщиной, перед которой открылся новый мир и которая сумела реализовать свои таланты и способности, воплотить мечты и показать миру, что женщинам доступно многое, даже профессии, изначально определенные как мужские. И что миром править могут не только сильные руки, но и доброе сердце.

Сегодня по железным дорогам Швейцарии курсируют тысячи поездов, и некоторые из них ведут пилоты-женщины. Высокоскоростные локомотивы тянут составы с грузом или пассажирами, и никто не удивляется тому, что все это в руках женщины и все зависит от ее мастерства, навыков, профессионализма. Тоже самое касается и воздушных, и морских судов, где капитанами иногда являются представители прекрасной части человечества. Эмансипация затронула и экономику, и политику, и социальные сферы. Но семьдесят лет назад это было революционным шагом для Узбекистана. Я показывал фото Б.Мирбабаевой своим швейцарским соседям и друзьям, и они, восхищаясь ею, соглашались, что в те, сложные и бурные времена, это было не просто. Не так легко было ломать религиозные и социальные стереотипы и патриархальное сознание людей, а тем более женщин, которые, не скроем, все же были угнетаемыми слоями в среднеазиатской среде. Ведь тогда женщин воспринимали совсем иначе... Но уж точно, не как машинистов, летчиц, политиков, ученых, то есть самостоятельных личностей. Им отводилась только одна роль – матери и хранительницы домашнего очага, то есть лиц второго плана. Образованных среди них в досоциалистический период было очень и очень мало.

Вот что пишет кинорежиссер Абдулазиз Махмудов: «Авторам коллективизации, электрификации и индустриализации, казалось, все доступным и даже насильственная эмансипация средневековой женщины. Продолжением "Худжума" стало пропагандистское мифотворчество. Советская идеология по разнарядке сверху создавала идеализированные образы эмансипированных активисток и героинь: Мамлакат Нахангова, Джахан Абидова, Хадича Сулейманова, Башорат Мирбабаева, Турсуной Ахунова, Ядгар Насреддинова, Рано Абдуллаева. Догадывались ли они, что являлись частью советской пропаганды, таким образом канонизировавшей "освобожденную" женщину Востока. Однако как бы варварски не происходило раскрепощение узбекской женщины, со времен "Худжума" в сознании наших соотечественниц произошли революционные изменения» (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1078610460).
Уже лет двадцать все те, кто был активным участником далеких событий, негласно выдавливаются из памяти народа, как «пережитки социализма», «насильно насажденные идеи», «враги независимости», «куклы в руках коммунистов» и т.д. Но все ли следует воспринимать так уж однобоко и плоско? Да, это была эпоха социализма, когда ломались старые и консервативные, порой ущемляющие права людей традиции, замкнутый и однообразный образ жизни, и внедрялась (признаемся, и насильно) новая коммунистическая идеология, формы хозяйствования и управления, общественного обустройства. Вопрос не в том, что коммунизм, как показала практика, – это утопия и не эффективно функционирующая экономическая система, а также монополизм одной партии на политическое пространство страны, мировоззрение людей и философию жизни, и что в течение 70 лет мы прожили под репрессиями и оболваниванием – это уже всем ясно и не об этом моя статья.

Просто в тот момент были действительно позитивные изменения в обществе и государстве. Начать хотя бы с того, что на политической карте мира вообще появился Узбекистан, были сформированы свои законодательные и исполнительные органы власти. Вспомните, что появилась мощная индустрия и энергетика, сельское хозяйство получило машины и механизировался труд, в кишлаки пришло электричество и асфальтированные дороги, стали развиваться наука и просвещение, перестраивались и появлялись новые города. Люди овладевали новыми профессиями и технологиями, а это требовало и изменения общественного сознания, понимания роли каждой личности и коллектива для всей страны. И как бы не хаял Ислам Каримов прошлое, однако это был серьезный социальный прорыв. Эмансипация женщин – вот серьезный шаг на Востоке! Тысячи и тысячи женщин получили билет на образование, медицинское обслуживание, на участие в политике и управлении производством. Разве об этом можно умалчивать? Разве такие как Б.Мирбабаева были игрушками или «переходящими вымпелами»?

Однако тогда женщины Средней Азии получили свои права, которые ныне воспринимаются нами как «естественные», а ведь сколько препон пришлось им преодолеть, сколько жизней и судеб загублено ради того, чтобы женщины воспринимались и находились наравне с мужчинами. И Башорат Мирбабаева была олицетворением тех разительных перемен. Она родилась 5 декабря 1916 года в городе Верном (Алма-Аты), и не известно, как сложилась бы ее судьба, если не те события, которые имели место после Октября 1917 года. При всей трагичности того времени, были и масштабные изменения, которые предопределили современный облик Узбекистана...

Хотя... Сколько представительниц прекрасной части человечества среди водителей локомотивов ныне в ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» или пилотов НАК «Узбекистон хаво йуллари» - не думаю, что много. Есть ли яркие личности в узбекском обществе или к ним можно отнести Светлану Артыкову, прокуроршу и сенаторшу, Светлану Инамову, бывшую вице-премьера и певичку каримовского режима, Гульнару Каримову, нелегального рейдера национальной экономики и легального посла в Испании? Насколько самоотверженны они в своих делах? И можно ли ставить их в один ряд с Башорат Мирбабаевой, Турсуной Ахуновой, Джахан Обидовой, которые своей жизнью и примером действительно изменили образ узбекской женщины - свободолюбивой, самостоятельной, решительной, отважной и патриотической женщины.

1920-40-е года дали большие возможности для представительниц прекрасной части человечества, несмотря на ангажированность и идеологизированность. Судите сами по примеру Б.Мирбабаевой: она – первая узбечка-парашютистка, покорившая небо; в 1937 году стала первой женщиной-машинистом, и ее умелые руки водили огромные железнодорожные составы по дорогам огромной страны. С ней встречались на равных крупные руководители отраслей, правительств, военачальники, ученые, активисты. Чего стоят такие имена, как маршал К.Рокоссовский, председатель СНК Усман Юсупов, председатель ЦИК Юлдаш Ахунбабаев. Она получила звание Почетного железнодорожника СССР, Заслуженного работника физической культуры и спорта Узбекской ССР, стала депутатом Верховного Совета СССР и Узбекской ССР. Подчеркнем, все это было ею заслужено тяжелым трудом и результаты признаны обществом. Это не было даром от власти, которая в теперешних условиях считает себя единственно правильной в оценках истории, событий и личностей.

Эта власть хочет вернуть нас в средневековье, насаждая старые традиции и образ мышления. Она сжигает книги, цензурирует статьи, казнит недовольных. Для нее, диктаторской власти, такие образы, как Башорат Тулягановна, это протест нынешней политике, это вызов произволу и авторитаризму. Ведь такие женщины делают историю. А не подлые персончики, которые идут по трупам к вершинам власти, нарушая законы и нравственность, чтобы потом грабить страну и убивать людей, прикрываясь демагогией и псевдодемократическими ширмами.
В Ташкентском железнодорожном музее сохранилась небольшая экспозиция, посвященная Башорат Мирбабевой, и это немного, что осталось от той жизни. Но когда-то о ней писали журналы, в том числе популярный «Огонек», газеты, рассказывалось по радио и телевидению. Многое удалено из архивов, библиотек, даже сайтов. Жаль, что это все в прошлом... И все же, наступят года, когда свободные от идеологические штампов историки, политики, социологи дадут объективные оценки всем событиям, имевших место в Узбекистане, и в числе героев восстановят имена наших славных женщин.
Я уверен, что Башорат Мирбабаева вернется на свой пьедестал, как личность, изменившая время.

Из статей:
««Огонек» был самым популярным еженедельником Страны Советов. Потому что в нем можно было увидеть Настоящих Героев. Токаря-скоростника ГАЗа Дениса Вершинина и слесаря завода «Экономайзер» Ивана Петровича Карташева (лауреат Сталинской премии!), лучшего сигнальщика Черноморского флота Бориса Онистратенко и Башарат Мирбабаеву, первую женщину – машиниста тепловоза (депо Ташкент). Глядя на них, люди думали, что «жизнь стала легче, жизнь стала веселей» (где-то там, в мире Настоящих Героев)». (Выставка "Герои пятой пятилетки. Фотографии из архива журнала "Огонек". http://antrakt.ng.ru/accent/2008-03-28/22_icons.html).
«Вот эта экспозиция посвящена Башорат Мирбабаевой, первой узбекской женщине-парашютистке. В 50-е годы она быстро освоила тепловоз и успешно работала много лет. Сейчас ей 90 лет и она на заслуженном отдыхе». (Стальное чудо пустыни». http://www.zerkalo21.uz/obshestvo/stalnoe_chudo_pustini.mgr).