Прошептанное в Шиноне

Софья Мартынкевич
Пересекая тесный внутренний двор замка Карла в Шиноне, Агнесса Сорель в очередной раз вынуждена была сделать вид, что не слышит шипение фрейлин за своей спиной.
Нежная, как ангел, она чуть слышно плыла вдоль каменных стен, и ее белоснежная левая грудь колыхалась в такт ходьбе. Новое платье с необычным декольте "a-la Agnesse" было ей к лицу еще больше, чем предыдущее, и Агнесса сияла осознанием собственной безграничной женственности. Утром она видела, как особенно блестят ее синие глаза, оттененные мягкими складками темно-синей ткани ее одежд.
Агнесса вновь и вновь повторяла все аргументы, которые ей предстояло озвучить Карлу, ее Карлу, ее повелителю. Он должен прислушаться к ее мнению, он сам все поймет. Агнесса ощущала на лице приятное касание легкой вуали, и чуть заметно улыбалась, торжествуя, отвечая легким кивком головы на униженные поклоны фрейлин, оскорбленных в лучших чувствах ее внешним видом. Официальной фаворитке Карла Валуа дозволено было все, все без исключения. И если чопорные фрейлины все еще хотят играть в праведниц, то пусть их.
Супруга короля, Мария Анжуйская, с недавних пор всячески подчеркивала свою лояльность к Агнессе. Вчера они вместе катались на лошадях, и весело шутили над запретами церкви на длинные шлейфы. Потуги королевы продемонстрировать свое превосходство взывали у
Сорель искреннее сочувствие. Было забавно наблюдать, как волочится неестественно длинный шлейф королевского платья, когда Мария Анжуйская топала по двору замка. «Что ж, должна же официальная супруга хоть в чем-то превосходить официальную фаворитку», - усмехалась про себя Агнесса Сорель, кланяясь королеве, идущей на встречу, делая вид, что не замечает, как у той кривится лицо от ненависти к пышущей здоровьем непрекрытой красоте Агнессы Сорель.
Но если женщина красива, так красива и так любима, как она, его Дама Красоты, любимая Карла Валуа, то грех лишь в прелюбодеянии, но не в самой прелести. Агнесса принадлежала дофину безраздельно – официально – и что греховного в том, чтоб быть красивой для него?
Подходя к узкой лестнице, ведущей в покои своего властелина, Агнесса кивком отвечала на все реверансы стражи и на покорные приветствия приближенных дофина.
Войдя в зал, она застала Карла в глубоком раздумье. Он стоял у окна хмурый, как осеннее небо, и молча смотрел на камни под окном.
-Сир, - нежным голосом произнесла Агнесса и присела в реверансе, потупив взор.
От ее голоса Карл терял голову. Она знала. Точно знала, как именно нужно с ним говорить. Ее голос – нежный, трепетный, он усыплял бдительность дофина мгновенно, обещая Рай. Она говорила от сердца, адресуя каждое слово прямиком его сердцу, его душе. Карл улыбался, глядя на нее, и жестом приглашал ее подойти ближе.
-Сир, я пришла говорить с Вами, - Агнесса дерзала отвлекать дофина в любое время. Это ей также было дозволено. Тем более, что она была умна – настолько, чтобы самостоятельно решить, когда и с чем уместно обратиться к дофину. 
-О, дорогая, дорогая, - Карл приветствовал ее бурно, как всегда. Он целовал ее руки, пальцы, его глаза горели. Обняв ее, он жадно вдыхал с ее плеч теплый аромат. – Ты снова  пахнешь облаками, мой ангел. И это платье. Ты не оставишь своей затеи, верно?
-Не оставлю, мой сир, - смущенно улыбнулась Агнесса.
-Придворные еще не простили тебе бриллианты, которые ты носишь, как мужчина. А ты уже новую штуку выдумала.
-Чем больше они будут придираться ко мне, сир, тем меньше станут грызться между собой. Пусть хоть в чем-то будут едины.
-Нет единства между мужчинами, восхищенными твоей красотой, и дамами, ею оскорбленными.
-Но хоть в чем-то они солидарны. А солидарность, мой сир, это вполне здорово. Тем более, что скоро и другие дамы начнут носить бриллианты, вот увидите. Стоит только разрешить.
-И ты позволишь им это?
-Сперва они сами должны себе это позволить. Те, кому это по карману, - с напускной кротостью улыбнулась Сорель. - Бриллианты не помогут им стать равными ни титулованным особам, ни даже мне. Величие ведь не в камнях, мой Карл, Вы сами тому живое доказательство, - тепло отозвалась Агнесса, глядя ему в глаза горящим взором, в котором читалась любовь.
Растроганный Карл вновь принялся целовать ее руки.
-Сир, - Агнесса говорила нежно, однако властно, - Я к Вам по важному делу. Мы можем поговорить прямо сейчас?
-Конечно. Я слушаю тебя.
Агнесса выдержала драматическую паузу.
-Мой король, - с силой произнесла Агнесса и вновь потупила взор, - Вы уже король, несмотря на то, что церемония еще не проведена. Вы король, сир, - синие глаза Агнессы ласкали взор дофина. В ее голосе была уверенность и осознание собственной правоты, дофину это было лестно. – Но Ваше прекрасное царство разорено, сир… Чужаки топчут Вашу землю своими грязными сапогами, они бьют и убивают Ваш народ, - Агнесса едва заметно дрожала. – Бургунды предали родную землю, они ее не достойны, но правят ею. Вы е можете долее позволять им это. Ждать больше нельзя. Нужны решительные меры.
-Агнесса, Англия серьезный противник, особенно теперь, - Карл влюбленными глазами глядел на нее, держа пальцами ее фарфоровый точеный подбородок и не понимая, с чего она вдруг.
-Все так. Но они уязвимы, сир. Стоит лишь соединить подвластные Вам земли, освободив Орлеан. Ведь Вам известно это. Все верно, мой сир, противники сильны, но ведь не всесильны. Все, что требуется Вам, Вашему славному войску, людям, которые верны Вам как помазаннику Божию, это небольшая помощь. И она прибыла к нам, сир. Милостью Божьей, в Шинон едет дева, призванная спасти Францию.
-Жаннет Д’Арк? Милая, ты называешь сумасшедшую девчонку помощью?! Я велел отослать эту безумную обратно, как только получил ее первое письмо, но девчонка настолько глупа, что не понимает приказов.
-Не гневите Господа, мой сир, прошу вас, - кротко прервала его Агнесса, поклонившись. - Не нужно много ума, чтоб понимать приказы. Но нужно мужество, чтобы дерзать их оспаривать.
-Ты умна, мой ангел, умна, - Карл по-прежнему любовался ею, но с усмешкой, свойственной легкомысленной лени, - Отчего же ты так безрассудна?
-Сир, - твердо произнесла Агнесса и высвободила лицо из пальцев дофина. – Простите мне мою дерзость, прошу Вас. Но в моих словах лишь желание служить Вам и любовь. Безграничная любовь, о которой Вам известно, сир. Вам также известно, что четырнадцати лет от роду я получила пророчество, что стану матерью детей, носящих фамилию короля-победителя. Мне предрекли, что власть того монарха окажется несокрушимой, он будет непобедим в бою, любим и уважаем в народе. Когда Вы добились меня, я решила, что речь в том пророчестве шла о Вас, сир. Как видно, я ошиблась. Господь шлет Вам подмогу милостью своей, но Вы не сподобитесь ее принять. Вам не стать великим монархом, коль скоро Вы мешкаете с принятием решений и не используете каждую, даже ничтожную возможность помочь своим людям. Как же Вы станете великим, мой король, мой милый, мой любимый Карл? Как завоюете Вы славу, что Вам подобает? Как Вы получите то величие, которым будет обладать мой властелин до конца моей жизни? – Голос прекрасной Агнессы дрогнул, - Мое сердце будет разбито, сир, но я отправлюсь к королю Англии. Раз уж он непобедим. И да сбудется пророчество, - из лучезарных синих глаз мадам Сорель струились слезы.
- Что ты говоришь? Что ты говоришь? – в гневе крикнул Карл. Агнесса была безутешна, прикрыв глаза рукой, она стала еще более прекрасна, так беспомощна и хрупка. Карл пытался добиться ответа, но его дама красоты молчала.
- Моя дорогая, - и Карл ловил ее руки. Отвернувшись от него, она безучастно терпела его поцелуи, его объятия, но не отвечала более ни лаской, ни словом. – Агнесса! – И Карл заплакал.
Тогда вновь заговорила добрая Агнесса.
-Вы должны принять ее, сир. Я умоляю вас, - зашептала она. – Умоляю, - дрожала она, - Вы ничего не теряете. Жанна, девственница из Домреми. Ее деревня рядом с Дубовой рощей. Помните ли Вы о пророчестве, что именно оттуда должна явиться дева, которая сотворит чудо?.. Но положим, я не права, - продолжала Агнесса. - Если Жанна не посланница Божия, она ничем не сможет навредить Вам. Помилуйте, сир, вы сильны, вы мужчина, а она дочка крестьянина, ей от роду восемнадцать лет. Раз уж она не боится идти на верную смерть, осмеливаясь нарушить Вашу волю, ради единственного шанса послужить Вам. Ее вера в Вас и в свою идею поможет воодушевить Ваше войско. Их боевой дух сейчас сломлен, им нужен амулет, нужно обещание, что Господь не забыл их, что Он помогает Франции, Вашей земле по праву! И поверив ей, Вы станете любимы в народе, Вы станете ближе к ним, и даже если Вы совершите ошибку, народ Вам простит и не перестанет любить того, кто поверил их человеку, одному из них. О, поверьте мне, сир. Прошу!

Жанна Д’Арк прибыла в Шинон затемно. Вид ее был жалок. Она не походила ни на грозную воительницу, ни на полнокровную милость Божию. Она была слаба и немощна, больше ничего. Ей отвели небольшую комнату и сказали, что решение об аудиенции будет принято завтра утром, не раньше.
Едва она осталась одна, Жанна упала на колени перед распятием и принялась молиться, чтобы Господь не оставил ее, чтобы дофин поверил ей, чтобы она сумела исполнить назначенное ей Господом, чтобы сумела спасти Францию. В дверь постучали.
В комнату вошла прекрасная женщина. Платье ее выглядело разорванным, левая грудь была обнажена, но дама была так уверена и спокойна, так учтивы были при ней слуги, вошедшие с ней и принесшие Жанне воду, чтобы умыться, что Жанна пришла в смущение, не в силах понять, что за женщина пришла к ней.
-Оставьте нас, - приказала Агнесса Сорель. Слуги удалились.
-Кто вы? – спросила ее Жаннет.
-Я та, кто тебе поможет. Но сперва позволь мне помочь тебе умыться.
-Мне не нужно помогать.
-Изволь. Я приближенная дофина, в моей власти помочь тебе встретиться с ним или добавить аргументов в пользу того, чтобы он отослал тебя обратно в Домреми, - Агнесса выждала паузу и продолжила, - Ты Жанна Д’Арк, дева, приехавшая в Шинон, чтобы сотворить чудеса и помочь дофину освободить Францию?
-Я Жанна Девственница. Раньше ко мне обращались «Жанетта Д’Арк», и я здесь, чтобы изгнать англичан и помочь дофину взойти на престол.
-Как ты собираешься это делать?
-Я расскажу дофину, как только увижу его. И чем скорее это произойдет, тем лучше для Франции.
-Я помогу тебе встретиться с ним, Жанна. Но ты должна доверять мне так же, как он верит мне. Что за голоса слышались тебе?
-О том никому я не могу сказать. Лишь дофину.
-Как ты знаешь, что они были от Господа, а не от…
-Можно ли спутать Божественную благодать с чем-то иным? – горячо отвечала ей Жанна.
Страсть ее слов, простота обращения, бесстрашие и даже неотесанность - Жанна Д’Арк убедила Агнессу, что она действительно та, за кого себя выдает. Что она крестьянка из Домреми и что как минимум не смогла бы навредить Карлу Валуа, даже если бы очень хотела.
Интуиция, лучший друг Агнессы, вознесший ее на вершины общества – интуиция настойчиво убеждала ее в правдивости каждого слова, произнесенного девушкой.
-Поклянись мне, что ты пришла ради дофина и спасения страны, - голосом от сердца к сердцу попросила Сорель. Она просила как женщина, а не как та, которой служили как принцессе. - Поклянись мне!
-Я посланница от Бога. Я здесь, чтобы отдать свою жизнь и изгнать англичан. Ради Франции и ради дофина, - так же горячо ответила ей Жанна.
-Бог помощь, - спокойно произнесла Агнесса. -  Завтра утром я буду просить, чтобы он увиделся с тобой как можно скорей, - добавила она и удалилась.
В это время в присутствии приближенных короля, прославленных в бою герцогов, шел очередной ожесточенный спор о том, не опасна ли встреча с Жанеттой Д’Арк.
-Это безумие, сир. Вы станете верить каждой полоумной крестьянке, которая проникнет в Шинон, чтобы обмануть вас? А что если ее подослали бургунды? Вы исключаете эту возможность?
-Вы должны поберечь себя, сир. Пусть она встретится с кем-то из нас и расскажет все. А если это заговор? И она здесь, чтобы убить вас? Мы бы с радостью приняли смерть за вас, лишь бы вам ничто не угрожало.
Карл колебался. Придворные сыпали доводами и спорили до хрипоты.
-Прекратить! – в конце концов крикнул дофин. – Я больше не могу слушать все это. Я созову вас завтра, тогда решим.

Пол ночи Агнесса шептала в покоях дофина.
-Карл, дайте ей шанс. Она ведь писала Вам, что сумеет узнать своего короля. Если в сердце Вашем есть сомнения насчет ее истинных намерений, позвольте ей выполнить первое обещание. Переоденьте одного из ваших герцогов в Ваше платье и усадите на трон. Если она та, за кого себя выдает, она все поймет. Потом предложите ей отыскать Вас в толпе, и участь ее будет решена. Верьте моему сердцу, сир.
-Ты умна, моя Агнесса, умна, - задумчиво произнес Карл, гладя ее по голове, - Умна…

Встреча дофина и Жанны произошла поздним вечером в присутствии всего двора.
Девушку ввели в парадный зал, где полыхали факелы, оттеняя богатые одежды титулованных особ, замерших в ожидании появления Жаннет.
Жанна оробела. Никогда еще на нее не смотрели столько вельмож сразу. Сотни людей всматривались в ее черты, переговаривались, кивали. Сколько их было? Лица мелькали, Жанну вели через толпу.
Наконец, она увидела смущенного человека, неловко сидящего на троне.
-Его величество дофин Карл Валуа! – отрекомендовал человека провожатый Жанны, указав на разодетую фигурку в кресле.
-Это не дофин, - дрожащим голосом произнесла Жанна. Люди вокруг вдохнули и замерли, - …Это не дофин, - сказала она громче, опустив голову и закрыв глаза.
По залу пробежал говор сотен голосов. Человек в кресле оглядел зал и встал с кресла.
-Верно, моя дорогая, - обратился к ней статный муж в богатых одеждах. – Я рад, что ты заметила подмену и…
-Вы не дофин, - замотала головой девушка.
  Вновь послышалось шевеление и тихий говор.
-В письме, которое вы отправили дофину из Сент-Катрин-де-Фьербуа вы сообщали, что сами узнаете Карла среди прочих присутствующих. Все придворные здесь, в этом зале. Здесь же и Карл, ваш дофин. Ищите, - сказал надменный господин, стоявший чуть поодаль.
Дрожа, Жанна обернулась и медленно пошла через толпу к выходу из зала. Послышались насмешливые реплики о ее трусости. Люди расступались перед ней, пропуская ее вперед и вперед.
Вдруг Жанна упала на колени, обняв ноги человека, стоявшего у двери в зал, прижавшись к стене. Когда люди перед ним расступились, все увидели, что это и был дофин Карл Валуа.
Стражи схватили девушку, заставили ее подняться с колен и скрутили, чтобы она не приближалась к Карлу. Но Жанна заговорила уверенно и бесстрашно, глядя прямо Карлу в глаза:
-Благородный дофин, меня зовут Жанна-Дева. Меня прислал Господь, чтобы помочь королевству воссоединиться, и чтобы вы были коронованы в Реймсе.
 Ее слова произвели на всех присутствующих сильнейшее впечатление. Изумленный двор замер в ожидании ответа Карла.
-Отпустите ее, - произнес изумленный дофин.
-Чтобы ни говорили, сир, мне было сказано, что вы сын короля и истинный наследник престола. Я здесь, чтобы служить вам, - сказав это, освобожденная Жанна поклонилась.
Дофин молча отвел ее в сторону, чтобы поговорить наедине.
-Я слушаю вас, дитя, - произнес Карл.
Жанна поцеловала его руку и начала.
-Вы должны быть уверены, сир. Мне было знамение, что вы законнорожденный сын короля, законный наследник престола, которому суждено победить в этой войне. Среди ваших соратников есть разные люди – одни честны, другие лицемерны, но все они склонятся перед вами однажды, даже те, кто сомневается в вашем происхождении. И вы не должны иметь сомнений. Мне сообщили об этом голоса, посланные от Господа.
Карл был изумлен. Могла ли крестьянка из Домреми знать, что не только придворные, но и он сам сомневался насчет законности своих притязаний на трон.
-Продолжай, - сдерживая радость, сказал он.
-Мне было 13 лет, когда я впервые услышала голоса.
-Кто говорил с тобой?
-Архангел Михаил и святая Екатерина Александрийская. Они открыли мне, что Господь поможет мне снять осаду с Орлеана, возвести дофина на трон и изгнать захватчиков из королевства. Год назад я отправилась к капитану Роберу де Бодрикуру и объявила о своей миссии. Он смеялся надо мной. Однако через год мне удалось убедить его. Голоса открыли мне исход битвы под стенами Орлеана, и я рассказала ему о том. Тогда он дал мне людей, чтобы я могла направиться к вам.
-Почему ты носишь мужскую одежду? – спросил, оглядев ее, Карл.
-Я здесь, чтобы воевать за ваши земли. Меня охраняют рыцари Жан де Мец и Бертран де Пуланжи. Они верные друзья хорошие воины, они не допустили бы лишних разговоров среди солдат. Но куда большее зависит от меня самой, благородный дофин.
-Как же вам удалось прорваться сюда через бургундскую территорию?
-Господь хранил меня все 11 дней пути, сир. Чтобы я смогла служить вам. Люди, приехавшие со мной, также готовы сложить голову за вас, но нас слишком мало, чтобы победить. Если вы дадите мне войско…
-А ты сумеешь им управлять?
-Я обучена верховой езде и умею обращаться с оружием, мой господин. Вы можете проверить меня, если вам будет угодно. Голоса открыли мне, что меня ждут испытания, которые позволят вам увериться в моих словах. Я сделаю все, что вы прикажете.
Карл задумался на минуту. Жанна покорно ждала.
-Да будет так, - наконец ответил дофин.