Писатель-невидимка. 04

Геннадий Кагановский
ПИСАТЕЛЬ-НЕВИДИМКА [продолжение]

Экскурс по его живому тернистому следу

(к 80-летию Г.П.Гунькина, 1930-2006)


4.

На протяжении энного количества лет я собирал и готовил к изданию большую книгу «Хроника казни Юрия Галанскова (в его письмах из зоны ЖХ-385, свидетельствах и документах)», с подробными комментариями, с развернутой вводной статьей. Когда работа была уже на завершающем этапе, сохранялись еще кой-какие пробелы. Тут я решился искать содействия у Ярослава Т., послал ему во Франкфурт – емэйлом – обстоятельное письмо (25 августа 2003). При этом где-то на задворках сознания маячила, как видится мне теперь задним умом, тень надежды: именно на данной тропке может зримо встретить меня «Откровение». Но в обращении к Т., само собой, ни словечка об этом:

“…Почти все (за исключением 5-6. – Г.К.) тексты писем Галанскова (их я собрал свыше 150) приводятся по рукописным оригиналам-подлинникам… Нельзя ли узнать в "Посеве", каким источником пользовалось издательство, составляя ту книгу? Быть может, в архиве сохранились автографы Галанскова?.. Мы могли бы тогда, на основании этих подлинников, включить в подготовленную мною книгу их полные тексты...”

Ответ  последовал незамедлительно, в тот же день.

“…Как хорошо, что будет книга о Юрии! Юрий был одним из наиболее уважаемых "закрытых" членов НТС. В "Посеве" нет и не могло быть о нем данных, кроме переданных из секретных архивов организации. Я сегодня же свяжусь с их хранителем и передам Ваше письмо. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.”

Спустя два дня, 27 августа, электронная почта доставила мне письмо от А.Р., набранное латиницей, но по-русски:

“…Ярослав Александрович передал мне Ваше письмо и просил связаться – что я с удовольствием делаю… Конечно, я просмотрю в архиве закрытого сектора материалы по Юрию Галанскову и готов Вам предоставить то, что доступно и может быть опубликовано. К сожалению, я не вправе передать Вам оригиналы. Но я предлагаю лично встретиться во время моей следующей поездки в Москву в сентябре. Что-то, вероятно, смогу привезти в форме фотокопий и/или сканированных файлов…”

Мой ответ, 28 августа:

“…Признателен Вам за готовность помочь делу пополнения московского архива Галанскова и большой книги, посвященной ему. Для меня очень ценны любые его тексты. Если нет возможности вернуть оригиналы (хотя бы частично), буду рад фотокопиям и сканированным файлам. Заранее Вам благодарен…”

Встреча с А.Р. состоялась у меня дома, прошла очень радушно. К сожалению, никаких текстов Юрия или о нем (ни в оригиналах, ни в копиях) А.Р. не привез, но пообещал продолжить поиск. Вот его следующее письмо, 2 октября:

“…Очень был я рад побывать у Вас в доме. Спасибо Вам за теплое гостеприимство…
Пришлите мне, пожалуйста, при случае, список необходимых Вам документов. Я сверю их с тем, что побывало у нас, и затем постараюсь получить копии оригиналов из Института Гувера…”

Прошу внимания, читатель! Простите мне излишнюю (пожалуй, и неуместную) высокопарность. Наше с Вами следопытство достигло, кажется, своей кульминации. Впереди, совсем неподалеку, поблескивает, колышется, рябит под полуденным солнцем, с позволения сказать – Рубикон. Если этот рубеж удастся успешно одолеть, то «Откровение Виктора Вельского», заветный российский “апокриф” (как бы замурованный многолетним слоем державного обета умолчания) окажется у нас в руках. И тогда… Ну а если…

Если вдруг ожидание обернется иллюзией, самообманом?! Если в проявленном виде сей воображаемый жемчуг ввергнет нас в разочарование…

В нижеследующем письме, 5 октября 2003, я впервые вышел к определенному адресату с конкретной заявкой на текст «Откровения»:

“Дорогой А.Р.! Спасибо за сердечное письмо и прекрасные фото...
Посылаю Вам перечень статей, заявлений и других материалов Галанскова, по которым желательно получить копии автографов (оригиналов):
1. Откровения Виктора Вельского.
2. Письмо в КГБ (1961) [6] .
3. Письмо о политическом положении (1966).
4. Заявление в Отдел по надзору за местами заключения Прокуратуры СССР (1969).
5. Письмо о пересмотре карательной политики (1969).
6. Стихотворения и поэмы.
Прошу также, если будет возможность, узнать – не найдется ли для архива Галанскова
несколько старых номеров журнала «Грани»: 52, 58, 75, 80-85.”

Здесь не лишне отметить: радостное мое предвкушение встречи с «Откровением» было несколько преждевременным. Пришлось набраться терпения – весточек от А.Р. довольно долго не было. Не могу сейчас назвать точную дату нашего следующего контакта: в моем почтовом архиве нет письма, предваряющего его прилет в Москву. По-видимому, А.Р. просто позвонил мне уже находясь здесь, и мы встретились – как и в прошлый раз, у меня дома. Он не привез никаких автографов-оригиналов Галанскова или их “гуверовских” копий, зато частично выполнил мои заявки на несколько номеров «Граней». Тут-то как раз меня ожидало то, отчего наша встреча стала, без преувеличения, вехой в моей жизни.

Заветную жемчужину таил в себе 75-й номер: перепечатка из «Феникса-66» текста «Откровений (sic! - Г.К.) Виктора Вельского» в трехчастном полном объеме, сопровождаемого комплиментарным Вступлением от редакции «Граней» и мощным напутствием Юрия Галанскова. Как только я открыл журнал и перелистал начальные сто с лишним страниц, пока еще не приступая к чтению, - в меня вошла, с невыразимым чувством облегчения, доверия, простейшая истина: Это – НАСТОЯЩЕЕ! И подумалось (как исстари ведется): хорошо всё то, что хорошо кончается. Лучше поздно, чем никогда…

Впрочем – свершился пока еще далеко не финал.

--------------------------------------------------

     [6] Это письмо, примечательное во всех отношениях, написано Юрием Галансковым 27 октября 1961 года в связи с арестом его друзей ; “группы лиц, осуществляющих активную антисоветскую деятельность”, которые “обсуждали возможность совершения террористического акта в отношении Главы Советского Правительства” (из преамбулы Обвинительного заключения). Письмо пронизано желанием предостеречь чекистов от скоропалительных, чересчур жестоких репрессивных мер. Этим своим весьма пространным обращением – четко аргументированным, вызывающе смелым, политически независимым – Галансков предпринял отчаянную попытку идеологически повлиять на КГБ, поддержать в его работе оттепельные ростки здравомыслия.


(Продолжение следует)