Николай Жуков, художник

Леонид Терентьев
 
       СОЧНАЯ  КАПЛЯ
    В  ЖЕЛТОМ  КРУЖКЕ
       О ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР Н.Н. ЖУКОВА (1908 – 1973)

  «Какая чистота, даже свежесть звучат с работ художника».
  «Очень тонко схвачены мимолетные настроения ребят».
  «Выставка оставляет в памяти светлые и яркие образы, ощущение радости»….
  Хотел отойти от штампа, не приводить записей из книги отзывов –  не удержался: они зримо выражают впечатления посетителей выставки «Дети и цветы».
  …Когда маленький Коля ложился спать, он долго вертел в руках полученную от мамы конфетку, любовался ею и засыпал счастливый. Утром его ожидала новая радость – целая конфета. Если же, не утерпев, съедал ее, то видел потом лишь пустую бумажку. Самое радостное, приятное надо оставлять на потом, и  счастье наше зависит от нас самих. Так много лет спустя сформулировал Николай Николаевич свое взрослое резюме – в рисунке «Неразвернутая конфета», где изобразил самого себя и любимое лакомство.
  Всю жизнь Н.Н.Жуков с особым удовольствием рисовал детей.

Из записок Н.Н. Жукова
  Увлекательное дело для художника - наблюдать характер маленького человека в его развитии, становления, видеть, как появляются у него черты сознательного восприятия жизни, совершенствуется склад его ума, наклонностей, привычек.


  Однажды гулял Николай Николаевич в лесу с внуком. Подбежал Егорка к самой молоденькой березке и сказал весело: «Деда, смотри, все деревья взрослые, а это маленькое, как я. Мы вырастим вместе, правда?» - «Стой, Егор, - улыбнувшись, произнес старший, - дай-ка я тебя нарисую». Так появилась графическая работа «Вырастим вместе».
  Заинтересовало меня изображение неподвижно сидящего среди играющих сверстников малыша и надпись: «Первая персональная выставка». Оказывается, рассказала Альбина Феликсовна Жукова, жена художника, вот так же удивился и сам Николай Николаевич мальчишке из детского сада, не желавшему играть с друзьями. Не мог оторвать взгляда от стенда со своими рисунками…
  Многие работы понятны без комментариев – обиженно надутые губки мальчугана в кепке («Опять каша!»), пятеро безмятежно спящих ребят («Нас много, нам нужен мир»), девочка вытирает чашки («Люблю порядок»), ребенок радостно разглядывает новую коробку («Карандашики»).


Из записок Н.Н. Жукова
  Восторг охватил меня, когда в четыре года я впервые открыл коробку с красками. Я нашел там круглое солнце и реку Вятку, зелень деревьев и цвет анютиных глазок, растущих под моим окном. Мне очень нравилось, как маленький диск краски растворялся и таял под мокрой кистью и потом возникал в еще более ярком виде на листе моей бумаги. Но мне все же казалось, что за окном солнце блестит ярче, я торопливо макал кисть в оранжевую краску. Когда сочная ее капля растекалась в желтом кружке, мне на мгновение казалось, что солнце стало моим. Вот это и была та первая радость искусства, которая не давала мне спать.


  Каждый детский рисунок у Жукова – маленький человек со своими особенностями внешности и характера, с присущей только ему и только в этот момент переживанием, мыслью. Детей, и не только их, он рисовал повсюду. Однажды перед спектаклем, - вспоминает Альбина Феликсовна, она даже спросила мужа недовольно: «Ты мог бы хоть в театре не рисовать?» На что услышала спокойное: «Но ведь неизвестно, когда я еще смогу прийти сюда».
  С любого собрания, совещания, с любой прогулки приносил по 20 – 30 набросков и зарисовок. Около десяти тысяч разнообразных работ – таково наследие  художника. Могло быть больше. «Пока жив, надо самому уничтожать весь накопленный мусор, - прочитал я слова Н.Н. Жукова в сборнике его литературных этюдов, размышлений и воспоминаний «Из записных книжек» («Советская Россия», 1976 г.). И далее: «Сегодня, 2 августа 1964 года, сжег на даче 3500 рисунков и акварелей. На душе сразу стало легко. В конце сентября думаю на этом месте посадить куст жасмина».
  Таким же требовательным к себе был Жуков в юности, когда учеником Саратовского художественного техникума принес выполненные во время зимних каникул более  ста рисунков, акварелей, зарисовок, и педсовет сразу перевел его на второй курс. И позже, подготовив для издательства 24 варианта одного изображения Карла Маркса, положив начало большого цикла портретных работ вождей мирового пролетариата.
  Рисунки из серии «Ленин и дети», я заметил, рассматривали на выставке особенно внимательно, придирчиво сравнивая со сложившимся представлением об облике и характере Владимира Ильича.
  Вот Ленин показывает сидящему у него на коленях мальчишке гипсовую фигурку коня. О чем они разговаривают? Нашей фантазии помогает надпись «Рассказ о буденовцах». Рядом рисунок «Ну, здравствуй!»: у малыша палец во рту, он еще не умеет подать руку, как это делает улыбающийся Ильич.

Из записок  Н.Н. Жукова
Сила искусства — в жизненной правде, меткости характеристики, в психологической точности описываемых людей и явлений

  Во многих странах мира хорошо знают творчество Н.Н. Жукова. Во время поездки в Чехословакию попросил познакомить себя с соратниками Юлиуса Фучика. За прекрасные иллюстрации к «Репортажу с петлей на шее» правительство страны наградило затем их создателя Золотой медалью имени З. Неедлы.
  За восстановление  знаменитой панорамы «Бородинская битва» Н. Жуков, многолетний руководитель студии военных художников им. М. Грекова, был поощрен командировкой в Италию.  Но вместо лучезарных пейзажей отправился делать зарисовки партизан времен второй мировой…
  Итальянская серия стала продолжением обширной для Жукова темы. Первые десять месяцев войны рядовой Николай Жуков защищал родную землю в рядах артиллеристов, затем -как военный художник Калининского фронта и его газеты «На разгром врага». Кстати, изображенная на плакате «Отстоим Москву!» связанная женщина - это она, Альбина. И медсестра над словами «Боец спасает Родину, а ты спаси бойца» - тоже она. Задания в то время давались срочные, к утру работу необходимо было доставить в издательство, поэтому позировать часто он просил домашних…
  Большой фронтовой цикл, удостоенный в 1943 году Сталинской (Государственной) премии, продолжают зарисовки с Нюрнбергского процесса. Фашистские преступники упрямо отворачивались или закрывали лицо руками при виде художника в военной форме, и приходилось делать наброски с последнего ряда, через полевой   бинокль… Затем те работы вошли в книгу Бориса Полевого «В конце концов».
  Лучшая совместная работа обоих – «Повесть о настоящем человеке.
  - Мы были первыми читателями этой замечательной книги, - вспоминает жена художника. - Сели кружком и передавали машинописные листы друг другу… Вечером муж позвонил Борису Николаевичу: «Приступаю к работе».
   За иллюстрации к этой повести Жуков удостоен второй Государственной премии. Дружба этих прекрасных людей не прерывалась всю жизнь.

Из записок Н.Н. Жукова
Я стремился сделать свое искусство общественно значимым, необходимым, нужным оружием в борьбе с врагом.




  Из Евпатории А.Ф. Жукова отправилась тогда во Владивосток в плавание на борту огромного, с десятиэтажный дом, теплохода «Художник Жуков». В кают-компании которого постоянно находятся работы Николая Николаевича, а также 255 подаренных экипажу книг с посвящениями известнейших литераторов – друзей художника…