Елена Камбурова

Леонид Терентьев
 
Из Энциклопедического словаря

КАМБУРОВА Елена Антоновна (р. 1941) - российская эстрадная певица, народная артистка Российской Федерации. Исполнительница песен, баллад, музыкальных новелл на стихи А. Блока, Б. Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Окуджавы и др. поэтов. Ее исполнение отличается глубоким проникновением в авторский текст, что нередко придает песне характер законченного музыкально-драматического произведения. С 1988 художественный руководитель Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой.






  Ее нельзя слушать кК любую другую певицу, о ней и писать надо  иначе. Потому что актриса Москонцерта лауреат премии Московского комсомола, лишь много позже ставшая народной артисткой России, Елена Камбурова – явление особого порядка, особого направления. При этом, похоже, ей нелегко упрямо придерживаться избранного в искусстве пути, почти не встречая единомышленников среди друзей по профессии.
  А может, и правда: что ни делается – к лучшему? Поступи Елена в Киевский театральный институт, который она решилась лишь благоговейно обойти тогда, в 1958-м, не «застрянь» на третьем туре экзаменов в театральное училище имени Щукина в Москве три года спустя, она стала бы пусть отличной, но актрисой, каких тысячи. Ныне же Камбурова – явление уникальное. Ведь ею создан (или воссоздан и развит, если вспомнить традиции зонгов Брехта или песен Вертинского) жанр, который называют литературной песней. Песней, где слово значит гораздо больше, чем музыка.
  Действительно непрост был ее путь на сцену. Два года благополучно промучившись в киевском институте легкой промышленности, едва не став инженером-обувщиком, она вдруг бросила учебу. Кормила попугаев в зоопарке, строила дома и клубы, изредка снималась в киномассовках и – мечтала.
  Спасибо Октябрьскому Дворцу культуры на Крещатике, где ее приняли в студию художественного слова, а затем одновременно – в театральную. Там она и избавилась от былой неуверенности при виде сотен людей, ожидающих чуда….
  Наверное, это не относится к теме, но однажды члены Евпаторийского клуба любителей поэзии познакомились с почти неведомым им доселе явлением – движением так называемой самодеятельной, или авторской, песни. Булат Окуджава, Юлий Ким, Александр Дольский, Юрий Кукин… Мы установили контакты с московским и несколькими другими клубами самодеятельной песни  по всей стране, разыскивали магнитофонные записи и грампластинки авторов, постигая красоту и содержательность песен не сезона – десятилетий. Среди прочего узнали, что из эстрадных исполнителей в КСП «своей» считают только Елену Камбурову.
  Нетрудно понять, каким открытием стало за несколько лет до этого для самой Камбуровой направление «городского фольклора», оторвавшее ее от заурядных песенок-пустышек.
   Где-то в конце шестидесятых из передачи радиостанции  «Юность» я впервые услышал это имя: Елена Камбурова. И ее голос. Не помню ничего, лишь ощущение нестандартности, пробудившее интерес. А потом ее голос «открыл» мне Новеллу Матвееву. И я понял, что существуют такие песни, которые не вторгаются в жизнь человека сразу, но, заинтересовав, остаются в душе навсегда.
  Песни Новеллы Матвеевой и в жизни Камбуровой сыграли поворотную роль. Когда девочка из украинского города  Хмельницкий занималась в училище циркового и эстрадного искусства, она еще не знала, что и как будет делать. Это потом она станет сравнивать все услышанное с глубокими по чувству и содержанию произведениями Авторов - и другого исполнять уже не могла.
  Потому так близка ей авторская песня, потому на ее концертах звучит написанное Окуджавой, Кимом, Сергеем Никитиным.
  Новой ступенью для Елены стал Микаэл Таривердиев, композитор с истинно своим языком в музыке. В мою собственную жизнь он вошел речитативами из кинофильма «Прощай!» на слова Григория Поженяна, которые давно стали моими «личными» - когда очень хорошо или очень плохо.   
  Речитативы и монологи Таривердиева – маленькие спектакли, их необходимо ставить - с вступлением, кульминацией, развязкой. И чаще всего исполняет их он сам – у других просто не получается. Но есть у меня и другая грампластинка – отчаянные, бьющие по нервам и мыслям военные, а точнее, антивоенные «Песни  американского солдата» из музыки к спектаклю «Прощай, орудие» по роману Э. Хемингуэя. И я вовсе не удивился, что песни Таривердиева, помимо композитора, здесь исполняет Елена Камбурова. А вот представить другой женский голос – не могу. Не прозвучит.
  Камбурова на эстраде с 1966 года. Вначале выступала с отдельными номерами, затем – полными программами. Много гастролирует, нередко ее можно услышать по радио, телевидению. Не только мое мнение – она давно заслужила звание любимой певицы мыслящих людей.
  Камбурова своеобразно подходит к выбору песни. Отчасти потому, что начинала как мастер художественного слова. Она и поныне понимает пение как продолженное чтение, где в первую очередь важны идея, смысл. Большинство песен ее репертуара
написаны на слова крупнейших мастеров Поэзии – Владимира Маяковского, Пабло Неруды, Марины Цветаевой, наших крупных современников Давида Самойлова и Юрия Левитанского. С большой зрительно-конкретной образностью впечатляюще звучит у нее песня политкаторжан русского революционера Ивана Гольц-Миллера «Слушай», исполняемая вообще без музыкального сопровождении.
  Умеет Камбурова подобрать не только нестандартные, незапетые произведения, но и неординарных аккомпаниаторов. Каждый из них – личность, человек ищущий, думающий, сочиняющий. Лариса Критская, пианистка – автор некоторых исполняемых певицей песен-баллад. Пианист Леонид Чижик не просто профессионал - экспериментатор, творец, стремящийся найти такие формы, которые подчеркнули бы смысл и содержание песен.
  Не ведаю, кто ныне обновил этот творческий коллектив. Лучше других мы знаем Виктора Луферова, крупного автора, создавшего затем свой театр песни, когда-то гитариста Камбуровой.
 … Евпаторийский клуб любителей поэзии среди прочих решил однажды провести заседание «Менестрели ХХ века». Готовились мы уже значительно «подкованными» после многих встреч со знатоками искусства современных бардов. Но, казалось, при разговоре о гитарной песне не прозвучит ни один гитарный аккорд… «Манна небесная» явилась в виде афиши: 23 ноября 1980 года, в тот самый день, (нужно же такое совпадение – ведь наша программа была составлена за год до этого!) в Евпаторийском городском театре им. А.С. Пушкина выступает Елена Камбурова. Среди ее аккомпаниаторов – Виктор Луферов. Не будем рассказывать подробности, факт тот, что в нашем серьезном разговоре о современной умной песне главную роль сыграл один из ведущих бардов страны.  Отвечая на вопросы, он сказал, что не согласился бы выступать в концертах с любыми знаменитостями, что ему близко только своеобразие именно Елены Камбуровой.
  То было утром. Вечером того же дня все мы, конечно же, были в партере городского театра на выступлении самой Елены Антоновны.
   Поразила тщательность композиционного построения концерта. Кульминацией стала баллада «Смерть Ивана Грозного» Сергея Никитина на стихи Давида Самойлова. Это потрясающий масштабностью мини-спектакль, где голос певицы передает то чувства бояр, с радостью и одновременно страхом ожидающих последнего вздоха когда-то грозного царя, то самого умирающего монарха, с горечью осознающего вдруг свое страшное одиночество, то веселого молодого звонаря, готового возвестить миру сверхважную весть.
  Чтобы постепенно снизить накал страстей, бурю эмоций, после «Ивана» идет грустная «Старая солдатская песня» Булата Окуджавы: «… для чего мы пишем кровью на песке – наши письма не нужны природе». Потом – его же остроумные куплеты Лисы Алисы и Кота Базилио из спектакля «Приключения Буратино». Одна мысль получает свое развитие, вытекая из другой. С тем, чтобы прийти к объяснению сущности творчества самой исполнительницы, ее понимания задач искусства: «Я клоун, я затейник, я выбегаю на манеж не ради денег…» (Юлий Ким).
  После окончания концерта актриса пригласила чденов клуба за кулисы, и мы долго еще разговаривали, слушали, спрашивали.
  И сейчас, через немалое число пролетевших лет, мы нередко вспоминаем тот день. И слова ведущего, предварявшие выступление, о том, что песни, баллады, стихи прозвучат не как повод для развлечения, а как повод для размышления…
  Напрашивается сравнение с творческой судьбой другой нашей популярной (я бы сказал – скандально-примитивно-популярной) исполнительницей. Так вот, на мой взгляд, Алла Пугачева - неудавшаяся   Елена Камбурова. Она добилась
поклонения и преклонения - но   
не уважения.