Иосиф Хейфиц рассказывает

Леонид Терентьев
 

Из Энциклопедического словаря

ХЕЙФИЦ Иосиф Ефимович (1905-95) -
российский режиссер и сценарист, народный артист СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1975). Постановки фильмов: "Депутат Балтики" (1937), "Член правительства" (1940) - оба совместно с А. Г. Зархи, "Большая семья" (1954), "Дело Румянцева" (1956), "Дорогой мой человек" (1958), "Дама с собачкой" (1960), "Ася" (1978), "Шурочка" (1983) и др. Государственная премия СССР (1941, 1946).

 Во время съемок в Крыму в 1972 году фильма «Плохой хороший человек» по повести А.П. Чехова «Дуэль» мне удалось также встретиться с режиссером-постановщиком ленты народным артистом СССР Иосифом Ефимовичем Хейфицем и задать ему несколько вопросов…

 - Здравствйте, Иосиф Ефимович! Для начала скажите, пожалуйста, какие фильмы вы цените выше других.
- Заслуживающими внимания я считаю картины самые разнообразные. Не согласен с теми, кто, защищая свой метод подачи материала, исключает все другие. Очень  люблю творчество молодого ленинградского драматурга и режиссера Панфилова, который сказал уже два своих интересных «слова»: «В огне брода нет» и «Начало». Талантлив фильм Богина «Двое»; жаль, что затем  у него все выходило слабее. Нравится Мельников, поставивший картины «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Начальник Чукотки», «Здравствуй и прощай».
- Чем вы объясняете, что «кассовые» картины не всегда качественные?
 - Бывают фильмы кассовые и такие, которые вызывают интерес в народе. Эти понятия неравнозначны. Настоящий народный успех имеют ленты, которые отображают то, что волнует широкие массы общества, а не гарантируют легкий отдых. На мой взгляд, «Председатель» или «Освобожление» - произведения, чья «кассовость» наивысшего качества.
- как вы относитесь к так называемым сложным фильмам?
- Смотря что понимать под словом «сложный». Если это картина для «избранных», - она мне представляется напрасной. В силу своего массового характера кино не может быть предназначено только для особых ценителей. Любой фильм будет «несложным», если автор умеет говорить про сложные вещи так, чтобы это было понятно широким массам зрителей.
- Чем привлекла вас повесть Чехова «Дуэль»?
- Экранизировать ее я решил после завершения работы над фильмом «Салют, Мария», так как периодически обращаюсь к творчеству этого писателя, которое очень люблю за глубокое, неумирающее содержание. Кроме того, произведения Чехова в силу своей сложности служат отличной школой для актера и режиссера. В «Дуэли» ставится проблема человеческой личности.
- Как вы понимаете название будущей ленты? Откуда оно?
- «Плохой хороший человек» звучит несколько непривычно, потому что мы чаще разделяем людей только на хороших или плохих. Но у большинства из нас, как и у героев повести, сочетаются разные и часто протворечивые черты характера. А само название взято из высказывания немецкого писателя Томаса Манна - так он отзывался о Лаевском, главном герое повести.
  «Дуэль» весьма трудна для экранизации. В конце сороковых годов уже была подобная попытка, но она не имела большого успеха…
Необходим не просто перевод литературных обрзов в некие картинки, а совершенно новый подход. В центр сценария я поставил ночь перед дуэлью…