На следующий день... после гибели Качинского

Александр Ручко
Катастрофа под Смоленском
     Польша оплакивает свою военную и политическую элиту, напомним, Ту-154 правительственного авиаотряда Польши потерпел крушение утром 10 апреля 2010 года при заходе на посадку, никто из пассажиров и экипажа не выжил. Самолет осуществлял посадку в условиях сильного тумана, зацепился за верхушки деревьев и упал в 300-400 метрах от взлетно-посадочной полосы аэродрома «Северный» под Смоленском.
     Помимо самого президента Польши, Леха Качинского и его супруги, на борту самолета находились его супруга Мария Качиньская, последний президент Польши в изгнании Рышард Качоровский, вице-спикер Сейма Кшиштоф Путра, вице-спикер Сената Кристина Боченек, вице-маршал сейма Ежи Шмайдзиньский, глава канцелярии президента Владислав Стасяк и другие.
     88 пассажиров разбившегося под Смоленском Ту-154 были членами официальной делегации Польши, остальные приглашенные гости и родственники похороненных в катынском лесу польских офицеров.
      В воскресенье тело президента Польши с воинскими почестями привезли в Варшаву, а уже в понедельник часть Европейской прессы попыталась возложить хоть и косвенную вину за происшествие на Россию. Громче всех «теорию заговора» потдержали бывшие антисоветчики, а ныне так называемые «советологи».

Русские все равно ответят…
     Профессор Ричард Пайпс, известный американский антисоветчик, а ныне почетный «советолог», родившийся в Польше, считает, что в любом случае польско-российские отношения после авиакатастрофы, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский, ухудшатся. Он признал, что хотя россияне и не виноваты в произошедшей трагедии, но это все равно должно ухудшить польско-российские отношения - считает Пайпс.
     «Если бы катастрофа произошла во Франции, это не оказало бы никакого влияния на взаимоотношения. Но потому, что это случилось в России в месте, в котором произошла Катыньская трагедия, то с точки зрения психологии этот факт будет восприниматься так, что поляки обязательно будут иметь претензии к россиянам», - утверждает Пайпс, и он, судя по всему, не ошибся. Даже факт того что бортом №1 Польского авиаотряда был самолет выпущенный в России уже вызывает у ряда журналистов желтой польской прессы сомнения  в «случайности» авиапроишествия, мол, дескать машина старая и уже ломалась, нужно было покупать американский самолет – он надежнее.

Технический фактор катастрофы
     Да действительно Ту-154М президента Польши, был построен 29 июня 1990 года и использовался 20 лет. Он последовательно использовался президентами Польши Войцехом Ярузельским, Лехом Валенсой и Александером Квасьневским. Однако машина была исправна и готова была прослужить еще лет 10.
     Капитальный ремонт самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского проводился в декабре 2009 года, сообщил генеральный директор завода «Авиакор» Алексей Гусев. По его словам, следующий ремонт планировалось провести через 6 лет. По данным на март, Ту-154 Качиньского совершил 50 посадок и находился в воздухе в общей сложности 124 часа.
     Правда, в последние годы с бортом номер 101 произошел ряд инцидентов. Наиболее серьезные были зафиксированы в 2008 году, когда в Улан-Баторе Ту-154М был вынужден задержаться на двое суток из-за поломки механизма рулевой тяги. Вскоре после этого в районе Сеула этот же Ту-154М, когда на его борту находился президент Польши Лех Качиньский, попал в зону крайне опасной турбуленции.
     Несмотря на отличное состояние самолета, все же польское правительство уже несколько лет рассматривает вопрос о покупке новых самолетов для правительственного авиаотряда, хотя как  говорят специалисты, даже если бы заходил в тех условиях другой самолет – а не Ту-154М, результат в условиях явной ошибки пилота был бы примерно тем же.

Ошибка пилота и давление со стороны высокопоставленных пассажиров

     По словам диспетчеров аэродрома «Северный» экипаж самолета Ту-154 польского президента Леха Качиньского несколько раз не выполнил указания руководителя полетов аэродрома «Смоленск». Об этом, в частности прессе уже заявлял заместитель начальника главного штаба ВВС России генерал-лейтенант Александр Алешин. По его словам, группа управления полетами на удалении 1,5 километра обнаружила, что Ту-154 увеличил вертикальную скорость и снизил высоту полета.
      «Руководитель полетов дал команду экипажу о переводе самолета в горизонтальный полет, и, когда экипаж не выполнил указаний, несколько раз отдал команду на уход на запасной аэродром. Тем не менее, экипаж продолжал снижаться», - добавил Алешин.
     Как говорят по этому поводу в неофициальной беседе летчики, которые пилотировали подобные машины, экипаж поставил себе целью явно приземлиться любой ценой, и не наблюдая посадочной полосы, опустились ниже глиссады (посадочной траектории) «щупая» таким образом, нижнюю кромку тумана. Почему пилот рискнул машиной и пассажирами, версий много, одна из наиболее вероятных называется давление на экипаж со стороны высокопоставленных пассажиров.
     «У польского президента был военный летчик, а среди пассажиров – все руководство армии. Не исключено, что кто-то из генералов мог отдать распоряжение пилоту садиться, во что бы то ни стало. Уж очень странно выглядят его троекратные попытки зайти на посадку, как будто ему кто-то отдавал приказы. Командир гражданского экипажа, по летным правилам, вполне мог их игнорировать», - заявил один из украинских специалистов по авиа-безопасности.
     В свою очередь, автор этих строк во время службы в ВВС Украины, имел доступ к результатам расследования некоторых авиапроишествий. Одно из них как две капли воды по своей сути и результатам похоже на авиапрошествие с ТУ-154М президента Польши.
     Тогда, в 90-х разбился  армейский МИ-8 на борту, которого летели высокопоставленные офицеры одной из армий во главе с его начальником штаба армии в ранге генерал-майора. Летели они в горы, куда то на отдаленную точку, пилот, опытный летчик доложил пассажирам, что по маршруту неблагоприятные условия туман у условиях горной местности и искать посадочную площадку в таких условиях опасно. Начальник штаба, тогда по сути, приказал пилоту искать посадочную полосу в этих условиях так как не хотел лететь на запасной аэродром, что подтверждала запись переговоров в кабине винтокрылой машины. При заходе на посадку, МИ-8 зацепился за деревья и упал в ущелье. Погиб весь генералитет, включая экипаж вертолета который не смог сказать нет настойчивым приказам вышестоящего начальника. Тогда основываясь на выводах следственной комиссии руководство Украинской армии запретило летчикам выполнять приказы вышестоящих по званию пассажиров, после чего подобных авиапроишествий в ВВС больше не наблюдалось.
     Кстати, вокруг персоны пилота Анджея Возняцки, который управлял тем самым ТУ-154М, уже ходят легенды. На форумах в Интернете активно обсуждают, что Вожняцки, выпускник калининградского авиационного училища, и что он уже один раз отказал президенту Леху Качинскому садиться «любой ценой» на аэродром в Тбилиси из соображений безопасности, за что тот пообещал его наказать, но тогда за командира борта №1 заступился Министр Обороны Польши. Кстати тогда всей польской делегации пришлось добираться до Тбилиси наземным транспортом. По мнению пользователей сети интернет – тот случай 2008 года, когда Качинский торопился «на помощь» к Саакашвили, могли напомнить пилоту те, чьи аргументы стали решающими в роковой цепи событий.
     Кстати, раз мы заговорили о Грузии, то стоит напомнить, что Грузинская частная телекомпания «Имеди» в тот недавний злополучном репортаже о яко бы  «российской агрессии» снятом для штучного поддержания антироссийской истерии в обществе,  сообщила тогда также о «кончине» президента Польши Леха Качиньского. Об этом факте в понедельник сообщило польское TVN24 со ссылкой на главу грузинской диаспоры в Польше Давида Гамцемлидзе, который заявил, что в том субботнем получасовом фильме который поверг тогда в панику всю Грузию, в котором сообщалось о «нападении России на Грузию» и «смерти президента страны Михаила Саакашвили», еще и говорится и о том, что в результате взрыва самолета погиб и Лех Качиньски. Согласно тогдашней версии телекомпании, взорвался самолет Президента Польши, в котором он, якобы, летел на помощь Грузии... Как говориться «без комментариев»…

Роковая цепь событий и решений Президента Польши…
     Что бы понять что произошло, нужно проанализировать события предшествующие авиакатастрофе и не связанные с тем роковым полетом напрямую -  ибо уже тот факт, что авиакатастрофа одного правительственного самолета стоила жизни, всей политической и военной элиты Польской республики включая даже лидера аппозиции, говорит о многом! И в первую очередь объясняет то, почему все первые лица страны оказались в нарушении всех существующих правил безопасности в одном самолете и почему этот самолет с таким упорством, граничившим с смертельным риском, пытался произвести посадку именно на том самом аэродроме.
      Во первых дальнейшая цепь роковых событий приведших к гибели польской элиты стала результатом предвыборной риторики Леха Качинского, срок президентства которого подходил к концу. Как и в свое время, Президент Украины Ющенко, из трагедии Украины в 1933 году,  Качинский хотел сделать из трагедии в Катыни некую рекламную акцию своей политической силы на будущих выборах. Замете, несмотря на то что делегация была официальной, визит Президента Польши Качинского в Смоленск имел неофициальный характер ибо все официальные мероприятия по отданию дани памяти погибшим польским офицерам были проведены ранее при участии премьеров Путина и Туска, что, кстати,  вызвало неоднозначную реакцию в польской прессе, основной темой которой было «Россия не желает извиняться»!
     Понятно, что для Качинского, это было удобным поводом по-пиариться перед будущими выборами. Вот почему нарушив все писанные нормы безопасности в один ТУ-154 набилось практически все руководство Республики Польша включая политических деятелей, лидера оппозиции, всего высшего генералитета и руководства госбезопасности. В довесок они еще с собой потащили нескольких выживших в Катыни офицеров по 90 лет отроду... и родственников похороненных там поляков. Ирония судьбы - ветераны спаслись тогда от пули, но не выжили от глупости современной политической элиты Польши, на перегонки бежавшей поплакать перед камерой на могилах погибших офицеров польской Армии.
     Да, это неоднозначная страница истории Второй Мировой Войны -  которая еще ждет своей исторической оценки, но делать из смерти элиты «второй Речи Посполитой» политический «фитиш» на благо «политической элиты Третьей Речи Посполитой».... было делом недостойным и лицемерным.
     Считаю именно тот факт, что делегация опаздывала на вышеозначенное мероприятие на 30 минут, решение окружения Качинского сесть на том аэродроме любой ценой было логичным, но неверным и роковым.
     Если удариться в эзотерику - то как по мне это (образно, и сие мое личное мнение) все что произошло есть наказание за лицемерие! Образно - месть мертвых за лицемерие на их костях! Никто не гнал в шею польскую элиту «по часам» поплакать на могилах своих соотечественников. Они так торопились на созданное ими же «шоу скорби», что пренебрегли реальной опасностью для собственной жизни!
     Что изменилось бы, если бы вся делегация в 100 человек села бы в автобус в Минском аэропорту и приехала в Катынь по асфальту? Ну кроме того что приготовленная заранее политическая акция приуроченная к годовщине гибели польских офицеров при участии Президента и всего генералитета была бы сорвана – ничего. Железная уверенность в том, что с самолетом Президента ничего не случится скорее сродни с уверенностью богатого бизнесмена в магических особенностях его «Мерседеса» и подушек безопасности на скорости 150 км/ч при ударе об дерево!
     Во всех развитых демократических странах охрана Президента является непререкаемым авторитетом для оного - он даже протестовать не может против требований своей собственной службы безопасности... тут же все до наоборот! Результат – уже не первый в истории случай гибели всего руководства отдельно взятой страны в авиакатастрофе который, скорее всего уже вошел в учебники служб безопасности.

Резонансные авиапроишествия прошлого
     Кстати Лех Качинский не первый высокопоставленный пассажир погибший а авиакатастрофе, как до этого писалось в некоторых средствах массовой информации.

     В сентябре 1961 года жертвой авиакатастрофы стал генеральный секретарь ООН, швед Даг Хаммаршельд. Его самолет направлялся с миротворческой миссией в Конго. Вместе с ним погибли несколько высокопоставленных представителей ООН и центрального правительства Конго.

      В 1969 году президент Боливии Рене Барьентос Ортуньо погиб, как утверждают его сторонники в подстроенной авиакатастрофе.

     В 1971 году над территорией Монголии в авиакатастрофе погиб наиболее вероятный преемник Мао Цзэдуна.

     В июле 1981 года при загадочных обстоятельствах погиб в авиакатастрофе руководитель Панамы генерал Омар Торрихос.

     В мае 1983 года президент Эквадора Хайме Рольдос Агилера погиб в авиакатастрофе при невыясненных обстоятельствах.

     В октябре 1986 года потерпел катастрофу самолет Ту-134, на котором в Мапуту с международной конференции возвращался президент Мозамбика Самора Машел. Вместе с ним погибли несколько министров из состава правительства. Обстоятельства катастрофы до сих пор не выяснены.

     В августе 1988 года с группой сопровождающих лиц президент Пакистана генерал Зия-уль-Хак Мохаммад разбился на военном самолете "Геркулес С-130".

     В апреле 1994 года в районе Великих Африканских Озер повстанцы сбили самолет, на борту которого находились президент Бурунди Киприен Натриамира и президент Руанды Жувеналь Хабьяримана. В убийстве подозревались члены повстанческих группировок тутси.

     В феврале 2001 года недалеко от столицы Чада Джамены разбился самолет правительства Чада, погибли генсекретарь администрации президента и министр.

     В апреле 2001 года в авиакатастрофе погибло военное руководство Судана.

     В феврале 2004 года в авиакатастрофе погиб президент Македонии Борис Трайковский.

     10 апреля 2010 года при заходе на посадку разбился "Борт №1" Республики Польша - погибла вся политическая и военная элита страны включаяя Президента Леха Качинского и его супруги.

П.С.
     После авиакатастрофы под Смоленском, в которой погиб президент Польши, Болгария приостановила эксплуатацию самолета Ту-154 президента Георгия Пирванова, по крайней мере, до выяснения официальных причин трагедии.