Шутка продоожение

Людмила Каминская 3
Когда Сергей с Анваром пришли домой, Сергей сказал:
- Анвар , у меня к тебе просьба: побудь сегодня один. Я пригласил Соню в ресторан.
- Конечно, деда . Это понятно. Вам  надо поговорить, так?
- Да. Они скоро уезжают.
- Ты не волнуйся, деда. Я найду, чем заняться.
- Да, ты у меня вполне самостоятельный мужчина.
 Сергей стал выбирать рубашки и галстуки.
- Деда , у тебя есть красивый костюм серый и  одень  голубую рубашку, и ты будешь самым красивым и неотразимым.
 Сергей  ответил:
- Хотелось бы .
 В полдевятого он позвонил Соне.
- Я приеду через полчаса, на такси. Ты успеешь?
-  Постараюсь. А куда поедем?
- Подумаем при встрече.
 Соня молча сидела на  кровати, не двигалась.
- Бабушка, ты чего? Тебе пора одеваться : он же скоро приедет.
- Не знаю ,что одеть. Да и никуда мне не хочется ни ехать , ни идти. Устала, что ли?
- Не выдумывай , одевайся. Знаешь, бабушка,  у дяди Серёжи очень красивые глаза: чёрные- чёрные. И он очень видный мужчина.
- Да -а? Видный?- Соня рассмеялась.- Придётся идти: с  видными мужчинами не  идти нельзя. Да,  и глаза у него действительно красивые : в них вся страсть и мудрость Востока. Ладно.  Сейчас приму холодный душ. А ты пока поищи мне соответствующий наряд, хорошо?
- Поищу ,иди.
 Соня пошла в ванную, а девочка стала перебирать одежду.
 Когда Соня вышла, девочка протянула ей золотистое платье и  подала  украшения: серьги и кулон.
- Да ,ты у нас действительно дизайнер. Только я , пожалуй, одену брючный костюм, ночью ведь прохладно будет.
- Бабушка, ты что? Кто это  в рестораны в брюках ходит?
- Я и забыла, когда в ресторане последний раз была.
- А у дяди Игоря в Киеве?
- Да, и правда, недавно была. Что-то мне и душ не помог. Ленность  какая-то на меня напала. Включи музыку свою ,  повеселей.
 Девочка включила ритмичную музыку и  стала  помогать бабушке одеваться.
- Ты забыла волосы накрутить,- сказала она.
- Да , забыла. Неси свой фен : будем  прическу делать.
 Вскоре раздался гудок такси.
- Бабушка, он уже приехал.
- Да, иду. Всё, будь умницей : слушайся тетю Таню. Я не думаю, что буду долго: настроения совсем нет. Пока.
 Около такси стоял Сергей. Соня  протянула ему руку и села в машину.
- Куда поедем?
- Если хочешь, можно на Чайную горку. Там  и город виден , и кухня хорошая.
- Там сейчас людей меньше, чем в других ресторанах,- сказал водитель.
- Ты согласна?- спросил Сергей.
- А я давно с тобой согласна. Ты этого не заметил или не понял.
- Тогда поехали,- Сергей сел рядом с Соней и внимательно посмотрел на неё.
- Плохо себя чувствуешь или нестроения нет?- спросил он.
-Нормально себя чувствую. А настроение, надеюсь ,ты мне поднимешь.
- Постараюсь. Хотя ты - человек настроения.
- А ты не подвержен его влиянию?
- В меньшей степени, чем ты.
- Всё- то ты знаешь.» И мыcли, и дела он знает наперед.»
 Сергей рассмеялся:
- Ну вот, сразу видно, что мы из одного прошлого.
- Прошлое у нас разное. Хотя, конечно, много общего.
- Это уже звучит  обещающе.
- Да-а?- протянула Соня.- И  ты веришь обещаниям?
- Твоим - нет.
- О, как ты плохо обо мне думаешь!
- Я о тебе хорошо думаю. А обещания свои ты не исполняешь.
- Да ну? И что же я не выполнила?
- Хотя бы « американку»
 Соня рассмеялась:
- И ты помнишь об этом.?
- Я  и о многом другом  помню.
-  Хорошо, вспомним вместе.
 Подъехали к ресторану.
  Действительно: посетителей было немного. Выбрали место около  окна.
- Что тебе заказать?- спросил Сергей.
- Я люблю наши вина:  »  Бастардо»,» Черный доктор». Салат овощной и сок.
 Подошел официант, записал заказ. Сергей  посмотрел на Соню. И вспомнил, что  вот подобное  золотистое платье было на ней , когда они ходили на концерт симфонической музыки в  один из дней  его зимних  каникул.  В антракте они пошли в буфет: Соня захотела воды. Все обращали на неё внимание. А дирижер их городского симфонического оркестра Погосян, хотя и был  с блондинкой за одним столик, смотрел на Соню очень заинтересованно .Всё это раздражало Сергея. Он видел, что Соня  замечает все взгляды мужчин , но вела себя очень спокойно. Но Сергей  всё равно стал угрюмым и больше молчал.  Вот и сейчас на ней было золотистое платье,  светлые волосы  красиво уложены ,   жемчужные   серьги, бусы и красивый  перстень. Они подчеркивали её белую кожу и голубизну глаз.
- Твой тост, Серёжа.
-За те6я,- ответил Сергей.
- Ну, Серёжа, что это за тост? Люблю  многословные  кавказские тосты: так выпьем  за виноградную лозу, давшую нам это великолепное вино  цвета солнца! Выпьем за сверкающие горные вершины! За город , лежащий там , внизу, у наших ног! Выпьем за красивых женщин, любящих нас!
- Женщины достаточно одной, любимой, - тихо сказал Сергей.
- Да-а , одной?-  Соня  улыбнулась.- Тогда выпьем за любимых!
 Она протянула свой бокал и прикоснулась к бокалу Сергея. Попробовала салат и стала есть .Посмотрела на Сергея:
- Ты  оставил чувство юмора дома?
 Сергей задумчиво посмотрел на неё.
- Почему мы расстались, Соня?
-Наверное, произошло то, что должно было произойти.
- Должно? Ты помнишь, я как-то  спросил у тебя о твоих планах на будущее? И ты ответила …
 Соня рассмеялась.
- Я ответила: выйти замуж за лётчика!
- Потому ,что он много денег получает, - добавил Сергей.
- Господи, Серёжа, это же шутка!
-  Шутка ?- оторопело переспросил он.
- Ну да. Это же слова из частушки: девушки на заваленке спрашивают друг у друга, кто за кого замуж хочет  выйти. Одна говорит :»  За гармониста». Вторая: »  За тракториста»
 А третья отвечает: « Я за лётчика пойду . Лётчик  высоко летает, много денег получает, вот за это я его люблю.» А ты принял мой ответ  всерьёз? При  твоём  уме  и чувстве  юмора? Ты действительно решил ,что я выйду замуж за деньги?- Соня  посмотрела на него  и улыбнулась.
- Но ты же вышла замуж за Глеба! А он был …
- Ерунда. Они жили более чем скромно. Отец ведь ушёл от них.  И они жили на зарплату матери и его стипендию.  Но были когда-то довольно обеспеченными людьми.
-  После нашей ссоры я ждал тебя на вокзале, надеялся, что ты придёшь и  мы помиримся.
- Я и не могла придти: я в полвосьмого уже была на работе. На вокзале тебя видела Вера,
 она мимо на работу шла . Жила рядом с вокзалом. Она и сказала, что видела тебя на вокзале.
-Ты обещала приехать поступать в Днепр, а приехала в Одессу.
- Ты же там в то время был.
 Сергей   немного помолчал. Потом  спросил:
- Ты приехала из-за меня?
- Ну да. Ты же там практику проходил и у нас был бы месяц побыть вместе.
 А ты пришёл на свидание с другом,- Соня улыбнулась .- Я твоему другу не понравилась? Я  тогда  неважно  выглядела  : похудела, очень устала .Чтобы  репетитора нанять,  работала на двух работах. Так что твоего друга я понимаю.  Я очень много занималась: очень хотела поступить в университет.
 Сергей молчал. Он вдруг  понял, что тогда и  потом он в их расставании винил Соню , а оказалось, что это он был всему виной: это он ничего  не понял! Всё неправильно истолковал! .
 Он молчал. Потом  с усилием спросил:
- Соня, ты никогда не думала…
Соня покачала головой:
- Да ,  Серёжа: « Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Серёжа, это было очень давно и сейчас  мы не найдём истинных  причин. Я , например, очень мало что помню точно из того, что  было и что я чувствовала.  Какие-то очень отрывистые и нечёткие картинки: всё смыто временем. Единственное, что я точно могу сказать, так о моих желаниях . О других людях я могу только предполагать мотивацию их поступков. Только предполагать, понимаешь? Ведь иногда и сам человек не может точно объяснить своё поведение. Несть числа  нашим ошибкам ,но вот я помню, как ты закончил своё первое письмо ко мне: » Жму твои пять»,- Соня улыбнулась.- Очень неожиданная концовка,  совсем не романтичная.
 Сергей покачал головой.
-Да-а…Тебе так еще никто не писал?
-  Да, никто.
- Ты обиделась?
- Скорее удивилась. Мне писали ласковые и нежные письма.
- С признаниями в любви?
- И с признаниями в любви тоже.
 - Я тебе тоже признался в любви.
 Соня усмехнулась:
- А , ну да : « Ich liebe dich».
- Ты поняла?
- Notsing.
-Что ?
-Ничего я не поняла : я изучала английский. Мне потом Вера после многочисленных гаданий перевела. Я ведь только слово «дих»  запомнила.  По нему мы и восстановили  возможный тайный смыл твоих слов. Зато я помню, как, видимо, после моих настойчивых вопросов, если пользоваться сленгом моей внучки, я тебя « достала»  в одном из писем , что ты написал:» Я боюсь слова» люблю». Если человек тебе нравится и ты к нему стремишься , значит, я тебя люблю».
 Соня так весело рассмеялась, что Сергей невольно улыбнулся.
-- И чего ты так боялся этого упоительного слова?  Боялся ,  что после этого  признания  тебя в ЗАГС потянут?  По-моему,  ты вскоре действительно женился.
 -Тебе Лола сказала? Я женился после окончания института. А до этого  я видел тебя с Глебом.
- Аа-а, ну да, мы же  с тобой тогда уже расстались. После твого с другом визита ко мне в общежитие , в Одессе , мы больше не переписувались.
 Сергей хотел что-то сказать, но Соня его опередила.
- Серёжа, закажи, пожалуйста , песню » В парке Чаир». Я очень люблю это танго. И песня  напоминает мне о Ялте.
 Сергей подошёл к оркестру и попросил исполнить эту мелодию. Заиграл оркестр. Соня посмотрела на Сергея. Тот всё ещеё был под впечатлением  того, что услышал. 
 Помовчав, Соня  сказала::
-Ты снова ничего не понял, Серёжа.
 Сергей  спросил:
- Я должен был пригласить тебя на танец?.
  Соня спокойно посмотрела на него, пожала плечами, сказала:
- Серёжа, сейчас по меньшей мере нерозумно вспоминать то, что давно ушло и толковать сейчас о наших поступках нелепо: мы не может достоверно сказать, что было , а что оставила нам наша память. Она избирательна. И ты помнишь то, что тебе казалось было на самом деле, а случившееся имело совсем другую причину. Другую окраску. По прошествии стольких лет  не стоит быть судьёй своих  и  чужих поступков. Потому что восприятие уже другое :  с высоты прожитих лет всё воспринимается через иную призму.
--Ты стала еще мудрее.
- « От многой мудрости много скорби». Всё. Продолжим вечер ,- сказала Соня.
  Сергей тихо сказал:
-Прости.  Всё так просто: я  не  понял, ты  не пыталась ничего объяснить,  а жизнь проста. Это мы усложняем её.
- Ну да: « А жизни суть  она проста: её уста, его уста».
 Соня улыбнулась. Сергей внимательно  посмотрел на неё. Соня усмехнулась, покачав головой.
-Нет, Серёжа, и жизнь не проста и мы усложняем её потому, что чаще всего  не различаем её полутонов и воспринимаем её упрощенно. Вот есть чёрное и белое- антиподы. А между ними- сотни оттенков . Мы исходим из своих сиеминутных переживаний, опущений,  и мало задумываемся о  чувствах других. Или мы не всегда чётко формулируем свои мысли.
- Прости. Я  не прав.
 Соня , подняв бокал, сказала:
- Самокритичность – черта истинного мужчины.  Так выпьем же за настоящих мужчин!
- Ты снова шутишь?
У неё смеялись глаза и Сергей не мог отвести взгляда от  этих смеющихся глаз:
 столько лукавства и ещё какого-то  тайного смысла было в них. Он молчал.
 -Чего ты сердишься, Серёжа? Помнишь напутствие Мюнхаузена?» Почаще улыбайтесь, господа!» Ладно, будем считать, что вечер прошел в доверительной беседе.
 Соня посмотрела на остановку и сказала:
- Там много остановилось машин, Серёжа. Наверняка есть свободные. Поехали домой. 
 Она села на переднее сиденье и Сергей снова понял, что  вечер не удался : он всё делал не так. Он не мог  принять прошлое, ему трудно было  признать  свои ошибки , все его домыслы и упреки в адрес Сони оказались  беспочвенными. Он кругом был неправ. И сейчас его не покидало ощущение вины.
Когда подъехали к дому, Соня сказала водителю:
- Не уезжайте, пожалуйста, подождите.
Они вышли и Соня сказала:
- Спасибо за вечер.  Спокойной ночи.
- Мы завтра увидимся?
- Навряд ли . Мы будем очень заняты : с утра идём в церковь, на литургию. Потом едем на кладбище. Потом  на прощальный обед с родственниками. Мы ещё и вещи не собрали. А уезжать будем рано утром.
-Так мы завтра не увидимся?
- Не знаю. Очень много дел. Серёжа, а ты говоришь женщинам комплименты?
Сергей  помолчал, спросил:
-Анвар просил узнать, когда можно будет пойти с Вами на пляж.  Ты не хочешь попрощаться  с морем?
- На пляж? Да, хотелось бы. Но я  не знаю,  когда мы освободимся. Пусть Анвар  позвонит после семи.
 Соня подошла к Сергею. Поцеловала его.
- Теперь я вернула тебе американку?  Спокойной ночи!
 И  Соня ушла.
Продолжение дальше