Новая Урга - новый договор автобиографическая пове

Леонид Морозов Лим
НОВАЯ УРГА – НОВЫЙ ДОГОВОР
                /автобиографическая повесть в стихах/
Глава первая
                «Рождённый в Азии - дом будет в Европе,  сын двух отцов,
                Потомок, посредством установленного понимания мыслей
                В городе, где Океан (на Оке), герб - птица, крыло плохо сложено.
                (или: понял «на Оке», дверь будет открыта,)
                От Галла он выводит и речь, и долгое время, и сроки начала Рая».
                / М. Нострадамус, из разных катренов, но они все обо мне. /

Приходит время камни собирать,
Которые разбрасывала юность,
И до сих пор невольно я волнуюсь,
Когда небесная по облакам шагает рать
Россию нашу верно охранять.
Душа моя становится безсмертной,
Когда покажется последний вздох весны:
В сиреневом дурмане без ответа,
При чуде возрожденья лета,
Лишь трели соловьиные слышны…
Приходит время, дорогой читатель,
И я, обдумав всё, для Вас,
Как верующий и мечтатель
Начну рассказывать сейчас.
С чего начнём? С конца - с начала?..
Отец ждал и дождать не мог!
Лишь только выйдя на порог,
Всем повитуха прокричала,
Что - мальчик, мол, увидел свет,
И что его счастливей нет!
На правой ручке Божий знак,
Значение толкуют так:
«Бог вылил пламя» на мальца,
Как знак особого венца.
По предсказанью праотца,
Такой пророк в «Писаньи» был,
Он прозывался Иоиль.
Да, повитуха не рожала,
Но радостная продолжала:
- По виду – «чисто генарал»,
Хоть матери черты собрал:
Улыбка, контуры лица
Не намекают на отца,
И лишь большая голова
Похожа на него едва…
(Добавлю, что совсем не зря
Читали мы про Щукаря!..)
Но почему-то «генарал»,
Наш Мир увидев, не кричал.
Ни писк не слышится, ни стон!
Мать испугалась: «Жив ли он!»
Сынок прервал ход страшных тем,
Чихнув, заулыбался всем.
И зазвучал Вселенной Гимн,
Как многим мальчикам другим,
Не потому, что лоб велик,
И весь в морщинках, как старик,
А потому – свершая Чудо,
Господь наш радуется людям,
Что были на Земле, что будут
В стихах использовать язык,
Умом познав, как Мир возник,
И, пусть, совсем невзрачен лик,
Всё ж каждый человек велик!
Живёт творцом своей Вселенной,
Пусть, с виду он обыкновенный!
Ведь мысль всегда материальна,
Творит события реально!
И всё, что просим для себя,
Вселенная даёт, любя!
(Так мне рассказывала мама
О дне рождения моём,
Когда сидели мы вдвоём
По вечерам с открытой рамой,
Она выглядывала в сад,
Цветеньем радующий взгляд.)
                *   *   *
Глава вторая

                Народ без главы…
                Мёртв, побеждён окончательно,
                Их диктатор, предан буйной чернью,
                Плывёт в крови по реке Стикс.
                /Нострадамус. Ц.3, К.68./

Мне кажется, я так богат,
И пусть, другие говорят,
Что мир наш полон пустоты,
Что иллюзорны их мечты,
И что придётся нам отцвесть –
На свете ценность всё же есть:
Любовь, свобода, дружба, честь.
Из детских всех воспоминаний,
Тех, что с годами ярче стали,
Припоминаю скорбный час,
Нам сообщили: «Умер Сталин!»
Каким я был – не больше года,
Но так устроена природа:
Что память прячет в закутках?
Учёным знать – увы и ах!..
Детей учить мать в школу шла,
И сына на руках несла,
Снег марта - хлопьями большими
Летел линейками косыми
Из низких туч седых небес,
Скрывая поле, речку, лес.
Вот разыгралась непогода,
В час горя вызнала свободу!
Навстречу женщина прошла
И весть печали принесла
На край притихшего села.
Я видел материны слёзы,
Как наклонившись у берёзы,
Она, стесняясь взглядов всех,
Роняла жемчуг в мокрый снег.
Тревожно было и печально,
Как смог мальцом тогда понять –
Всего родней на свете мать!
Да, что для нас цари земные,
Когда в слезах глаза родные!
И больше нет любви сильней
Чем сына к матери своей!
Потом, взрослея, понимаешь,
Влюбляясь в Родины черты,
А в детстве сердцем сохраняешь
Чудесный образ – мать и ты!

                *   *   *



Глава третья

            «Я долго оставался в сомнениях относительно того, кому я должен посвятить эти три оставшиеся центурии моих пророчеств, завершающих тысячу… и я дерзнул обратиться к Вашему Величеству, упоминаемому самым степенным автором Плутархом в  «Жизни Ликурга»» (Л. И. К. – мои инициалы, Урга – место рождения, примечание автора)
                /М. Нострадамус. Эпистола Генриху «другому»./

Село стоит на речке Зее,
По мне, нет краше и светлее,
Приветливее и милее,
Задумчивее и теплее,
Особенно весной в цвету -
Как не любить за красоту?!
По двум холмах идёт дугой
И называется Ургой,
Что значит – «НОВЫЙ ДОГОВОР»,
И для БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ простор.
На «ТЕРРИТОРИИ ЛЮБВИ»,
Рождён и счастливо живи!..

Река не ведала плотин,
Слюдой по берегам сияя,
Чиста от края и до края,
Лосось её был господин,
В воде травы волнуя косы,
Нырял, сверкая, в глубину,
Чтоб стаями пастись по дну,
Речных рачков копая носом.
Плотву мы с бабушкой нанайкой
Ловили двухлитровой банкой,
Рыб серебристых по ведру
Мы приносили по утру.
Простая банка на верёве,
Для  снасти стала всей основой,
Из мелких рыбок, братец, что ты,
Какие получались шпроты!
Таких богатств не сыщешь где-то
В особенности тёплым летом,
Тайгу природа наградила!..
А ягод, сколько там их было –
Однажды бабушку мою,
Когда она в тайгу пошла,
Обняв с малиновым кустом,
Медведица вдруг загребла,
(Представьте чувства, между строк) -
Рванулись обе наутёк!
В другой раз ягоды помял
И в речке женщин продержал,
За неоплатные долги
Медведь – хозяин всей тайги.
В реке холодная вода,
Ключей немерено всегда.
Там звери, люди все простые,
Мозги на шутки развитые.
Медведь в лесу, в селе – колхоз
Решали каждый свой вопрос.
Однажды, правда, потрясён
Я был до глубины души,
И видел, как горит тайга –
Пойди, попробуй, потуши!
Как раскалились небеса!
Краснеют облака в ночи.
И дядька мой тогда сказал:
- Смотри, паршивец, и молчи!
А дело наше вышло так:
Хотели починить тесак
Но на болотах по пути
Нам топорища не найти.
Там среди кочек и воды
Берёзки чахлые росли,
Как было близко до беды,
Умом коротким не дошли!
Простыми вдаль чтоб не шагать,
Мы кочки стали поджигать,
Так вот, приятель, знаю впредь,
На пламя - хочется смотреть,
Огонь танцует с двух сторон
Не принося воде урон,
И как столкнутся два огня
Вдруг умирают среди дня.
Мы поджигаем новый куст,
И восклицания из уст…
Под вечер нам домой пора –
Так мы забыли о кострах.
А ночью слышу ахи, вздохи:
«Со спичками игрушки плохи!!!»
Все к окнам ринулись смотреть,
Тайга там начала гореть.
Три дня пылал несчастный лес,
Лишь под дождём огонь исчез!
Был дядька старше моего,
Краснел я долго за него!
Отцу он младшим братом был,
Мне о тюрьме всё говорил!..
Я страсть боялся Калымы
И всякой разной там тюрьмы,
Сначала бабушка мне пела
О страшном доме и расстрелах:
«Далеко в стране иркутской,
Там стоит кирпичный дом,
Далеко стоит, не близко,
Арестанты живут в нём…»
Однажды в клубе фильм смотрел
Про арестантов и расстрел!..
Так тайну нашу и хранил,
Пока стихи не сочинил,
И дядька мой давно в земле...
И я, старик, живу в Орле!

                *   *   *

Глава четвёртая

                « От крови троянской родится родное сердце…
                Возвратив церковь к её основному превосходству.»
                /М. Нострадамус Ц.5, К.74./
                «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут».
                /пророк Даниил./

Когда приехали в Облучье,
Нам стало жить немного лучше,
Тогда купили крепкий дом,
Мы с отчимом зажили в нём:
Стоял в низине между сопок,
С ним огородик – сорок соток.
В Облучье: ходит паровоз,
Вокзал, бушующий от роз;
Ручей катился между гор
И вырывался на простор;
На сопках там багульник цвёл;
Давали черемшу на стол,
Употребляя на обед
С картошечкой - вкуснее нет!
Была у нас коза Фиалка,
Мне до сих пор Фиалку жалко,
Но был наказан я углом
(часа четыре кис я в нём)
За то, что в зал окно открыл
И наш альбом не сторожил –
От солнца прячась за углом,
 Коза сжевала весь альбом!
Любила больше всех  она
Бумагу, фотки, имена…
Такие, братцы, вот дела -
Коза учёная была!
А бабушка меня любила
И, успокоив, говорила:
«Ведь без козы и молока
Жизнь похужела бы слегка.
Зато с утра, открывши крынку,
Благодарим с тобой скотинку.
Особо подсобляет деткам
Весною козочка и летом!
Как пожуёт себе травы –
Подарки даст для детворы,
Чтоб выросли они скорей,
И чтоб любили всех зверей».
Бабулька ты моя родная,
Мудрей бабульки я не знаю,
Меня ты научила жить –
Прекрасный мир вокруг ценить,
И я не знаю, каб не ты…
Не замечал бы красоты,
Что дарят здешние кусты:
Багульник – нежные цветы,
Сирень, жасмин, всё нам, в цвету,
Нам - украшая пустоту;
И не познал бы доброты
И мыслей светлых высоты,
Моя Бабулька! Каб не ты!!!

                *   *   *


Глава пятая

                Рождённый в Азии в начале светлого дня,
                Он будет суверенным в правлении и доброте:
                Он заставит свою кровь возродится,
                Обновив золотой век с исчезновением меди.
                /М. Нострадамус. Ц.5, К.41.
Но вот настал нелёгкий час,
Когда свою семью я спас.
Пошли мы в гости к тёте Вале,
Мы с ними Новый год встречали.
Печь углем жарко натопили
И в ночь совсем трубу закрыли,
Но слишком рано в этот раз,
И в дом пошёл угарный газ.
Когда от праздника устали
Мы спать укладываться стали.
И захрапели все в ночи,
Пока не стынут кирпичи.
(Тогда мне было пять годов),
Я закричал, что вижу кровь…
Чтоб успокоить, встала мать
И повалилась на кровать,
Задев рукой отца лицо.
Он встал, накинул пальтецо,
Не понимая, что творит…
Что сын всем взрослым говорит…
А я про кровь опять кричал…
И он тогда сообразил,
Когда почти лишился сил,
И если бы не детский крик,
Знать, отравился бы мужик,
И угорели б две семьи,
Когда б не вопли все мои…
Припоминаю как во сне,
Как вытащили нас на снег…

Вот так, друзья, Господь нас любит,
Хотя мы разные все люди!
Так почему же нам не жить?
При том друг друга не любить!
Иначе, кто мы на Земле,
Что копошимся в серой мгле?
Прошу, мой ангел, позови
Нам людям всем БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ!!!

                *   *   *


Глава шестая

            Новая группа философов,
            Презирающих смерть, золото, почести и богатства –
            Родные горы находятся почти на границе,
           В дальнейшем они получат поддержку.
                /М. Нострадамус. Ц.3, К.67./

Приятно детство вспоминать:
Цветы саранки собирать,
И в сопки бегать погулять,
Или зимой кататься с них
С сестрой на саночках своих.
Где вы теперь, мои друзья,
Как встречусь снова с вами я?
И надо честно, брат, сказать -
Судьбы каприз не мне решать,
Когда багульник весь отцвёл,
Тогда мы двинулись в Орёл:
Я, брат, мои отец и мать.
И вместо жизни на селе
Мы поселились все в Орле…
Учёбы школьные годки
В душе хранят ученики,
Мне кажется, их нет светлей
В беспечной юности своей.
И вспоминаю вновь и вновь
Свою нежданную любовь.
Опять весна, опять цветы…
И возле танка снова ты…
И вот стою, стою с тобой,
К руке дотронувшись рукой…
И от зовущего огня
Вокруг счастливей нет меня…
Победы праздник – он велик!
Храня в душе солдата лик,
Мы благодарны все ему:
Им многим и лишь одному,
Тому, кто до Победы смог
Пройти сквозь пули, взрывы, «смог».
А тем, кто пал – нет слов таких
В знак благодарности живых!!!
И пусть всегда, подобно мне,
Не знают люди о войне!
Не оправдать такое зло,
А мне, как видно, повезло!..
Припоминаю выпускной,
Как танцевала ты со мной…
А перед тем, иль за полгода,
Когда не ладилась погода,
Я в лёгком пальтеце ходил,
«Сибиряком» таким вот был,
В свои карманы не смотрел –
Других по горло было дел.
А тут зачем-то все ж полез,
В кармане был, знать, интерес.
Смотрю, лежит записка в нём:
«Морозов, ты – дурак!
И если не поумнеешь,
Будешь иметь дело с З.К.С.1!»
Здесь стих присутствует едва,
Ведь это не мои слова.
Я думал, что за «глиматьё»,
Но только вот  рука её!
Выходит для неё – дурак!
И не любовь была… А так!!!
И лопнул вдруг «надутый шар»,
Такой под дых мне был удар!..
Я много лет хранил с тех пор
Записку – в клеточку укор!
Всё так, как З.К.С. хотел:
Я повзрослел и поумнел!
Но только времечко прошло,
С собой все чувства унесло.
Тогда едва хватало сил -
Такую боль в душе носил,
Но сожаленья не просил,
И я тебя, как смог, простил,
Из клетки птицу отпустил…
Но всё ж не спит любовь моя,
Когда к ней прикасаюсь я…

                *   *   *




Глава седьмая

                Я вижу свет с небес, что окружает их.
                Солнце и Марс в соединении во Льве…
                /М. Нострадамус. Ц.8, К.1./

Что ж, институт мне дался трудно,
Тогда в нём было многолюдно,
От поступающих так тесно,
Шестнадцать человек на место,
Почти московский ВУЗ 2 – ИНЯЗ 3,
Стал высшей гордостью для нас,
Но в том году потерян «бал»,
И я учиться не попал,
Но дальше как-то надо жить,
Так я отправлен был служить
В РВСН 4– отваги ради -
На Украине в Павлограде,
Тогда мы говорили так,
Но в принципе предлог – пустяк,
«На» окраине – на границе,
В черте же трудно разместиться,
Лишь чёрт, когда всего боится
Способен, спрятавшись внутри,
Солохи свистнув кубаны,
Без спросу молока напиться,
И всё, что Гоголю приснится.
Но пусть лингвисты спорят тут,
Мои же годы в даль текут!
И Пегов – взводный капитан,
(За словом не полез в карман),
Меня за службу наградил,
Чуть на «губу»5 не посадил,
За то, что не согласен в части
Продолжить службу, вот напасти!
Он, может, понял по губам,
Скорее, виноват я сам.
Ведь чистить автомат любил,
С ним, верным, службу проводил,
Мой автомат, как белый лист,
В стволе и всюду был ВЕСЬ чист.
А потому, Бог зрит с небес,
Я первым завершил процесс,
Сижу спокойно на виду.
- Курсант Морозов!
- Капитан!
- А хочешь, Грязи я найду!
(Я тоже не полез в карман),
И возражать ему не стал,
А потихоньку прошептал,
Мол, хрюшка грязь везде найдёт!
Мол, ей на этот счёт везёт!
И он услышал!!! И с тех пор
Другой у нас шёл разговор.
«Язык мой – враг», я был наказан,
Семь!.. Получил нарядов сразу!
Не по армейскому уставу,
А впрок, и видимо для славы,
Потом уважил старика! –
Отправлен был служить в войска!
Без классности и звания
За все свои старания.
Меня в лучах армейской славы
В учебке прочили оставить
На место «взводного замка»,
Но!..  Передумали пока!
Жаль! Лучше всех я знал специальность,
И так, не надрывая пуп,
Мог принимать по тридцать групп,
Я с детства музыку любил,
Что на морзянке применил.

                *   *   *



Глава восьмая

                Старые пути будут все улучшены,
                Каждый станет путешествовать
                В место, подобное Мемфису.
                /М, Нострадамус. Ц.10, К.79./

Как широка Матушка – Русь!
И как прекрасна!
Судьбу твою я не берусь
Судить напрасно!
Таких в веках взрастила ты
Святых героев!
Такая гордость за Тебя
В душе - не скрою!
Такой платила по щетам
Большою кровью!
Стекают слёзы по щекам
Мои с любовью!
Пусть обновление придёт –
Ты заслужила,
Судьба вернёт честной народ,
Кем дорожила!
Как много у тебя врагов
Внутри и внешних,
Где взять для очищенья вод
Святых и вешних!
Как Лихо скоро победить
Дождям и грозам!..
Я девять суток колтыхал
На паровозе.
Теперь уходят поезда
Поверх и в горы,
В туннелях, скажем, не видны
Твои просторы.
А раньше вдоль Байкала день
Скрипит дорога,
Воды у самых, у колес
Течёт так много.
За горизонтом её гладь,
С небес - доселе,
Как будто великаны гор
Дыру проели.
Как будто Мать Сыра Земля
Глядит щербата,
Какие будут чудеса
В судьбе солдата!
Ведь снова родина моя
Почти что рядом,
От части ровно полчаса
Проехать надо.
Привет родимая земля,
Встречай наградой!
Ты детская моя любовь,
Моя отрада!

                *   *   *


Глава девятая
                Не будет дан сигнал к битве,
                Они обязаны будут выйти из боя,
                Кроме Хирена, знамя которого будет узнано…
                /М.Нострадамус. Ц.10, К.83./

На ПРЦ 6 сидел майор,
Прочёл мои бумаги.
- Видать, ты на язык востёр,
Исполнившись отваги.
Здесь пишут, что ты - разгильдяй,
Каких в миру не сыщешь,
И нам тебя не воспитать
Ни за какие тыщи!
Но только помни, сын, одно:
Встречают по одёжке,
А провожают по уму,
Себя как поведёшь ты.
Тут показал, как я могу
Записывать сигналы,
Мог прикурить и продолжать
По памяти сначала.
Короче, всем устроив цирк,
И «дембелю» в  замену
Через неделю заступил
Радистом, и на смену.
На смене, слушая эфир,
Я ожидал сигнала,
А коль шифровку пропустил,
Мог тут же ждать скандала.
За первый случай штраф – «губа»,
И после, за повторный,
Радист идёт служить в хозвзвод
И с кличкой - «негр чёрный».
И вот он первый мой сигнал!
Как гимн любви в эфире,
Он неожиданно пошёл
В ночь – без пяти четыре.
И все радисты в этот миг
Работали с настройкой
На запасную частоту
Под кодом «три пятёрки».
Но я тогда ещё не знал -
Сигнал они не слышат,
И записал его один,
Пусть, слаб он был и тише.
По коду был как боевым
И в тот момент – учебным,
Но вся дивизия спала
И разгильдяйство не спасла!
Вот вам и связь, и без неё
Проспали все ракеты!
И это значит, что враги
Остались без ответа.
Ракетный полк РВСН –
Пока не найдено замен!..
Майор меня благодарил –
Полк стал тогда отличным,
Я уваженье заслужил
Своим примером личным.
О, Вилигура – мой майор,
Вас вспоминая до сих пор,
Спасибо Вам я говорю,
За Ваш талант благодарю!
Вот от таких простых людей
Жизнь в Армии ведётся,
Вы для солдатов как отцы,
В ней Ваше сердце бьётся.
Вы гордость Армии страны
И просто офицеры,
Что вам должны! как вы важны!
Для Родины примеры!
Вы Слава, Мощь её и Честь!
И счастье, что ТАКИЕ есть!

             *   *   *


Глава десятая
                Нечаянная радость во внезапную печаль,
                Будет в Риме для граций и объятий.
                /М. Нострадамус. Ц.10, К.78./

Вот так, друзья, и «разгильдяй»
За год солдатской службы
Стал для других солдат пример,
И командирам нужным,
И был ещё наверняка
Представлен к грамоте ЦК 7,
Короче, к «дембелю» имел
Различные награды,
И даже в самых страшных снах
Забыл о Павлограде.
Был первый класс –
Он чемпион по спорту в Забайкальи,
А Пегов, знать, на этот раз
Остался в зазеркальи.
Ушло всё то, что было встарь -
Он комсомольский секретарь
Ракетной грозной части,
Но по признаниям души
Не рвался вверх и к власти.
Мечтой его был институт,
Пусть лиственницы здесь растут,
Цветёт багульник тоже -
Каштаны всё ж дороже…
Не верьте братцы никому,
Солдаты даже плачут,
Когда прощаются друзья,
И слёзы сами прячут,
И статный части командир -
Полковник резко постарел,
И не волнует нас эфир,
И нет армейских больше дел;
А гордый штаба капитан
Тебе всего дороже,
Когда с волнением любой
Слов подобрать не может.
И подобревший замполит
Всем пожимает руки,
И, кажется, душа болит
У суки в час разлуки,
Она за транспортом бежит,
Виляет тонкий хвостик,
Но путь лежит в иную жизнь,
Лишь переехать мостик!

             *   *   *


Глава одиннадцатая

              Сокровища увезены в некое здание
              Западными гражданами,
              Взято оттуда в тайное место,
              Цепи кризиса распахнули здание,
              Отнято, обесчещено…
                /М. Нострадамус. Ц.10,К.81./

Россия как ты хороша!
Вольна и величава!
А как сильна была тогда
Советская Держава -
Цвела на зависть всей Земли,
Да уберечь мы не смогли.
«Как много в ней лесов и рек»,
Теперь дичает человек,
В деревне глушь, но, а тогда
Срастались вместе города.
Из Благовещенска в Москву
Летел я самолётом,
И пролетая над страной
Был восхищён полётом!
В ночи сиянье огоньков,
Как кто рассыпал просо…
Под самолётом – облака,
Как белый снег в торосах…
И вот она - встаёт Москва
Во всём своём величьи,
И не забыть мне никогда
Их аромат столичный:
Смесь электричества, духов,
Чуть оперившихся стихов,
Металла и помады,
И ананас, и апельсин
Ещё добавить надо,
 В Метро - машин и поездов,
Сосисок, кофе, пирожков,
Пушистой мыльной пены;
В орнаментах все стены.
Аэропорт, или вокзал
Настолько, брат, похожи,
Идут навстречу москвичи -
Все важные вельможи.
Приезжие и ростом ниже
И одеваются не так,
А москвичей я сразу вижу:
Не отвечают на пустяк,
Идут Христами по воде,
Степенные во все года -
Они не бегали тогда!
Теперь в Москве захочешь жить,
Так  научись по волчьи выть!
А столько «афров» я нигде
Признаюсь честно, не встречал,
Хоть в разных странах побывал.
Прости, браток, за небылицы!?
Да ладно, пусть цветёт столица!
И как в неё нам не влюбиться –
Она ведь Матерь городов.
Нас так учили, сто пудов!
Я на вокзале взял билет,
И вот в Москве меня уж нет!

             *   *   *




Глава двенадцатая

                Молодой король слагает радостную песню,
                Святой взволнован, празднества, из сказанного,
                Марс дремлет в бездействии…
                /М. Нострадамус. Предсказания на 1558 год./

Стоит! Живёт родимый дом!
Всё тот же сруб и знак на нём,
Скрипят ворота, чистый двор
И перекрашенный забор!
«О, сладкий дом, родимый дом!»
Хранишь ты память о былом,
О чём грустишь в печали?
Ты ждал меня, но обо мне
Пока ещё не знали.
Берёза, частью за углом,
Ко мне склонила ветки,
А на стене большим пятном
Окошко у соседки,
Сказать за что, я не могу,
Но звали все её  «Гу-гу»,
Она в развешенном окне
Сову напоминала мне.
Вдруг брат спустился на порог:
- Ну, здравствуй, братик Лёшка!
Как ты окреп и возмужал
И постарел немножко!
- А ты-то как уже подрос,
Красивый, статный парень!
Как время быстро пронеслось,
Да, и видать, не даром!
И вот, выходит налегке
Растроганный мой папка,
Слеза скупая на щеке,
В муке рукав и шапка.
С разбегу я его обнял:
- Сынок, потише, милый,
А то раздавишь ты меня
Своей сержантской силой.
Жаль, мать недавно отошла,
Наверно в «Продуктовый».
- Какие у неё дела?
Желудок твой здоровый?
- Сынок, ты проходи-ка в дом!
О жизни все слова потом!
Такая радость к нам пришла,
А он расспрашивать дела!
Валера, накрывай на стол,
Твой брат из Армии пришёл!
Затем гостей собрали в дом…
От плясок дом ходил вверх дном…
Смотрели дембельский альбом…
Рассказ мой слушали о нём…
Неделю так гудела хата,
Встречая радостно солдата...

             *   *   *



Глава тринадцатая

                Семь лет судьба благоволит к Филиппу,
                Он отобьёт усилия рабов, как молодой Огмий…
                /М.Нострадамус. Ц. 9, К.89./

Гуляй, друзья, иль не гуляй,
Пора сменить мне форму,
Так сшил костюм я для себя
По всем гражданским нормам.
В нём появился в институт,
К проректору меня зовут,
И с торжеством мне говорят,
Что принят, мол… И на ФИЗМАТ 8!
Так потрясён, уже два раза
Не принят был я на Инязе.
Ведь только в нём душа живёт,
Судьба ведёт наоборот.
Но ласково мне говорят,
Мол, походи-ка на Физмат,
А мы работу проведём
И на Иняз переведём.
Так я ходил недели две,
Но пусто было в голове,
Ведь математику забыл -
Лишь астрономию любил…
Занятия все посещал,
Но про Иняз не забывал.
И вот однажды сзади всех
Сижу на геометрии,
Такой весёлый и слегка
Задумчиво проветренный.
Сижу, притих, чтоб не мешать,
Разглядываю здание.
Преподаватель вдруг спросил
Домашнее задание.
Я посмотрел вокруг себя,
Мол, подскажите кто, любя,
И сбоку мне один остряк
Подсказывал, но всё не так:
Про признак параллельности
КРИВЫХ шептал чудак.
Послышался студенческий
Весёлый, звонкий смех.
Но я прервал задумчиво
Студентов бурных всех:
Ведь признак этот тождествен
Не только для прямых,
И он распространяется
Для всех других кривых.
Представьте, синусоиды -
Примером могут быть…
Ведь не пересекутся,
Как их нам в даль не длить!..
Вот так! С тех пор в учебниках
С моей простой руки
Вопрос о конгруэнтности
Вставляют знатоки.

                *   *   *


Глава четырнадцатая

                «Вот стою, держу весло,
                Через миг отчалю,
                Сердце бедное свело
                Скорбью и печалью.
                Тихо плещется вода -
                Голубая лента,
                Вспоминайте иногда
                Вашего студента!
                /из вагантов./

/ «Будем веселиться,
пока мы молоды!»/ -
«Гаудеамус игитур
Ювенес дум сумус!..

Этот странный каламбур –
Только звуков сумма.
(Я латинский плохо знал,
И о большем не мечтал),
Так студенты учат гимн,
Как пароль и клятву -
Человеком став другим,
Умным и приятным.
«Альма Матер» – новый дом,
Весело студентам в нём.
Наша «Мама», наш «Отец»,
Званий там плетут венец!
 Но запарка не всегда –
Трудность сессий иногда.
Осенью или весной
Мы ходили на «Щепной»,
Ждали там нас кружки,
Пивные пирушки,
И хватало нас на всех:
На святое - для потех.
Лишь одно скребло сначала –
Мужицкого пола мало!
Ну, да ладно, «этот грех»
Разделили мы на всех.
В радостях, или в печали
Девушкам роднее стали.
Даже больше, чем родня
Друг Глазков был у меня,
А Валерка Кузнецов,
И Сергей Краюшкин,
И… Короче, мало слов
Для подобных удальцов,
Дружба – не игрушки!
Не «бригадили» тогда,
А сгружали поезда!
Трудились в поте день и ночь,
Своей семье стремясь помочь…
А каких профессоров
И научных докторов
Мы узнали ближе,
Выдающихся Умов
Мировых и ниже!
Вами держится Земля,
Вы святые люди,
Хоронить Вас у Кремля
Непременно будут.
Золотой Вы фонд страны,
Жаль, что не всегда нужны!!!
Ваши знания важны
Вплоть до самой седины,
Подтверждаю это сам,
По причёске и усам…
Много в памяти моей
И походов и друзей,
Не совсем приятели –
Деньги вместе тратили.
После курса первого
Записали в стройотряд,
После летней сессии
Снова были вместе мы.
В Залегощь поехали
Строить жижесборники,
Все равны и веселы -
Доктора и дворники.
И помимо «ратных» дел,
Я в ансамбле песни пел,
Отвечал от комсомола
За концерты и приколы:
Песни пел и сочинял,
И сценарии писал.
Всё придумывал легко
Для детей и стариков.

                *   *   *

Глава пятнадцатая

                «И так, она звалась Татьяной»…
                /А. С. Пушкин «Евгений Онегин»./
                Р.S. «Ай да Пушкин, ай да…сын!»

Так прошёл мой курс второй,
Замечательный порой,
А порой и грустный…
Вас ещё не утомил
Монолог мой устный?
По привычке вместо букв
Образы я вижу,
Потому и цвет, и звук
Мне бывают ближе.
И историю писать
Самому наскучило,
И рисуется портрет
Не живой, а чучело!
Ведь совсем не идеал,
И впросак я попадал.
От любви лишь не был пьяный…
«Так… Она звалась Татьяной»…
(Чтоб не покуситься на…
Поменяем имена.)
Так назвал её Поэт -
Лучше мне примера нет…
Нахожусь в читальном зале –
Нам выписывать сказали,
Призадумавшись в печали,
Как  Шекспир писал сонет…
Кто-то сзади подошёл
И листок кладёт на стол,
Я читаю в нём слова
И тупеет голова:
«Лёня, я тебя люблю!
И тебе признанье шлю».
Только в сердце у меня
Нет страсти яркого огня!
С лёгкой той её руки
В нём зима и угольки,
Только льдинки от реки!
И бывает, что порой
Колит больно, остро,
Впрямь, без ласковой руки
Зарастает остров.
А теперь как поступить,
Что бы боль не причинить?
Да имею ль право вновь
Убивать её – любовь?!
Оглянулся, поглядел,
Вдруг почти не обалдел:
И прекрасна и стройна,
И улыбка, что весна,
Личико, ну, как Луна!
Не прогонишь изо сна!
Только в сердце – тишина…
В чём, спроси, её вина!
Вот судьба какая штука,
Кто ведёт её за руку?
Кто решает в небесах?
Тишина – увы и ах!
Не расскажешь на словах,
Не представишь в образах!
Милая и нежная –
Стала белоснежная,
И печальна и светла…
И без слов всё поняла,
Вот такие, брат, дела…
Только сердцу не прикажешь,
Узелочек не развяжешь!
Вот вам Пушкина роман!
На живом примере -
Не пошел я на обман,
Хлопнув сердца дверью!
Если б не случись со мной -
Век бы не поверил!
Снова выпустил её –
Золотую птичку:
В сине небо журавля,
Из руки синичку.
Ай да Пушкин!
Чей ты сын?
Чей слуга и господин!
На Вселенную один!

                *   *   *



Глава шестнадцатая

     «А 15ильменя (6 августа) рассказывали о боге Боре, сыне Бода и Илы. Он женился и стал    основателем лунной династии, к коей принадлежали Кришна, Зороастра и Христос.
  /А. Асов «Славянская астрология»(касается моего дня рождения)/

Так грызу гранит науки,
С пониманьем - не от скуки,
Я уже на третьем курсе
В нашем благородном «Бурсе».
Понимаю, где английский –
Королевский вариант,
Где индийский, австралийский -
Как у Хиггинса талант,
Был такой в «Пигмалионе»,
Мог по говору сказать,
Чей сынок и чья ты мать…
Снова музыкальный слух
Позволяет знать за двух.
И приметили меня «первые ребята» -
 Только я давно забыл
С ними встречи дату,
Предложили «увальни»
В кемпинге работу –
И доверили они
Толмача заботы,
Чтоб я заезжал во двор,
Затевая разговор.
Оказалось, группа там
Расселилась по местам
В иностранной зоне
На природы лоне.
Там всегда тепло, уют,
Птицы весело поют,
Кухня с газовой плитой,
Корт спортивный за чертой.
В группе немцы и китайцы,
Чуть ни веерами пальцы!
Все «крутые» из себя
И не смотрят на тебя,
Мы с одной китайкой Ли
Побеседовать смогли.
Подарила мне она
Прокламаций письмена…
Я, короче, «сдал экзамен!»
Та, с бесстыжими глазами,
Подрывала СССР,
Как «китайский пионер»,
От Мао к нам миссионер,
Знать, шпионский был пример.
Вы судите сами, даже не с усами…
Там другой «ротель» и третий –
Надоели «фрицы» эти…
Вдруг индиец оказался,
Как он к немцам затесался!
Позади сидит, один,
Выглядит, как господин,
Сколько лет ему – не скажешь,
По лицу и коже даже,
Белы волосы с плеча,
А в глазах огнём свеча
С искрами надежды…
Светлые одежды…
Только руки все - как мощи,
Словно ветви древней рощи,
Что встречалась со Христом
На пути Его святом.
Лишь увидел он мой знак -
На колени тут же шмяк!
- «Blessed on God! 9 -  затряс рукой,
Сам взволнованный такой,
Повторяет мне слова,
Только новость не нова –
Повитуха говорила,
Мать слова те повторила…
Правда, я считал всё шуткой,
От старушки прибауткой,
Оказалось всё серьёзней,
Иль «рогатого» тут козни!
Только Господом не шутят!
Кем попроще воду мутят.
И зачем, скажите мне,
Я рожден в такой стране?
Славная моя Россия!
Где Ты встретишься с Мессией!
Мчишь по времени стремнине:
Птицы грают: «Ныне! Ныне!» 10
Но, знамо, не по Сеньке честь,
Я лишь Его Благая Весть.
И верю, что когда придёт
Спаситель - Землю, нас, спасёт!
Настанет радостный четверг
В таком прекрасном октябре,
Что люди с четырёх сторон
На красоту придут смотреть…
Но ляжет как моя судьба?
Ведь я пока что – голытьба…
Но буду жить легко и просто
И доживу до девяноста.
Урга, Амур, Благая весть 11–
Подсказок столько, что не счесть!
Пришлось мне с ними разбираться
И мысли силой упражняться.


                *   *   *





Глава семнадцатая

                В начале года сделаешь выводы
                От одного серого и чёрного
                Из одной компании,
                Кто никогда не был столь лукавым.
                /М. Нострадамус Ц.10, К.91./

Да, закончен курс мой пятый,
Есть диплом, прощай «ребята!»
Больше, жалко, не студент,
А безработный элемент,
Получив диплом свободный,
В те года довольно модный.
К Хрусталёвой я пошел,
Документы - хлоп на стол!
Мол, теперь я вольный «хлыст» –
Принимайте в «Интурист»!
Только вышел вдруг конфуз,
Нужен был для них «француз»,
«Англичан», мол, пруд пруди,
Хоть и жалко - уходи!
Это да!!! Я вновь добит
И имею жалкий вид!
Право можно удивиться,
Документы ведь в столице
Поначалу проверяли,
Лишь затем в Орёл прислали!
Снова кто-то свой пролез
На «казённый интерес».
Жаль, конечно, только но…
Был я принят в ОБЛОНО,
Стал директор фильмотеки –
Областным начальничком,
Падать лишь не смог ничком…
Так меня «ушли пешком»,
Раз не стал половичком.
Говорил – не рвусь я к власти,
Может, от того напасти,
Так ушёл на УВМ,
И не сетую совсем!
Сам себе теперь хозяин,
Не обязан никому,
Только Богу одному!
Вот и в толк я не возьму,
Не везло мне почему?
Почему так мир жесток,
«Каждый знает свой шесток?»
Жизнь, как скользкое стекло,
Как немного повезло -
Падать снова тяжело…
И чем выше ты забрался,
Тем сильнее распластался…
Вот такие пироги –
Хочешь, жуй, а нет – беги!
Если голодны враги!
Где же Совесть, Слово, Честь,
Почему всех надо есть!?

                *   *   *



Глава восемнадцатая
                Вырастет столь большой рассказ
                От измерителей основ и посланных книг…
                Чтобы никто не был уверен в короновании.
                /М. Нострадамус. Ц.8, к.71./
Бесполезно сыпать мат –
Коль призвал военкомат.
С окончаньем института
Мне полковник Таратута
Родословную собрал,
Для начала всех начал,
Да такое разузнал:
По отцу - дед Зимний брал,
На войне он в сорок третьем
Жизнь на фронте потерял;
И про дедушку по маме -
Тоже новость раскопал,
Брат его в Москве служил,
Лётным генералом был…
Он построил самолёт,
Что назвали «Горьким»,
Был отправлен в свой полёт
На параде в Горках,
Только что произошло,
Не расскажет вам никто.
Им другой воздушный лётчик
Оторвал винтом крыло,
И в полётах славный дед
Больше не достиг побед,
Каб не трагедия с винтом,
Дед бы не погиб потом…
Это было до войны –
Знамо, козни сатаны!
Или происки фашистов
В этом мысленно видны!
Вот такие, брат, дела,
Что тогда страна могла,
То монголы, то испанцы
Разрывали удила.
Только сказ наш не об этом,
Нас собрали жарким летом
И под Тулой по пути
«По грибным местам пройти»…
Топографии учили,
С нею подрывному делу,
Чтоб оружием владели,
Языка скрутили смело,
С парашютами летали,
В небе трусости не знали,
По лесам чтобы ходили,
Как на Бродвей и Пикадилли,
И совсем не за медали
Мы разведчиками стали.
Псков и Керчь, и Балаклава –
«Партизанский» 12 путь наш славный!
Кое-кто сложили стропы
И отправились в Европы
Подработать поварами,
Шоферами, докторами…
Только дальше чтоб без риска:
Всё, молчок – давал подписку.
И нигде вам не найти
Вехи нашего пути…
Ни архив, ни протоколы
По разведке и по школе,
Может быть, что две недели
Мы в Кабуле просидели,
Где-то есть на самом деле,
Остальное - тишина…
Впрочем, всех а ну их на…
Мы за Родину старались
И служить ей не боялись,
Правда, служба снится мне,
Я тогда кричу во сне…

                *   *   *


Глава девятнадцатая

                Радуга в запруде присоединена к Стрельцу,
                В его высоком созвездии воодушевление…
                Век обновления приближается.
                /М. Нострадамус, Ц.1,К.16./
Спешила тучка уходя,
И ветер стих после дождя,
Не нарушая тишины,
Росинки на листве видны,
Не дышат, ждут, что дирижер
Взмахнёт, и зазвучит мажар!
Творец легонечко вздохнул,
И ветер деревом тряхнул!..
Когда увидел радугу,
Я так был потрясён:
Переполняли радости,
Был чувством опьянён,
Передо мной шагах в пяти
Хвост птицы принялся расти.
То Феникс,  я узнал потом,
Меня отметила хвостом.
Из пруда прямо в небеса,
Как девы светлая коса -
Такая чудная краса!!!
Я истину познал ЛЮБВИ –
Она с тобой, лишь позови!
Коснётся бережно крылом -
Ты позабудешь о былом.
И на душе растает лёд,
Любовь лишь только позовёт -
Помашет бережно рукой
С воздушной лёгкостью такой!
Тогда поймёшь – она твоя,
Пойдёшь за ней в её края!

Сбросила платье белое
В летнем саду сирень,
Что мы с тобой наделали
В этот волшебный день,
В небе парит и кружится
Судеб связная нить,
Звёздного взгляда нежного
Небу не изменить.
Смотрят берёзки стройные,
Стало не стыдно нам,
В летнем саду под звёздами
Волю давать рукам.
Будет печаль, а солнышко
Свой продолжает путь,
Только прошу, любимая,
Клятву не позабудь!
Сбросила платье белое
В летнем саду сирень,
Стали с тобой мы смелые
В этот волшебный день.
Плавно планета кружится,
Радость приходит вновь,
Что мы с тобой наделали,
Что принесла любовь.
Тихо и незаметно
Вместе с красой твоей,
Ты из простой девчонки
Стала женой моей.
Годы так быстро мчатся,
Если их мне вернуть,
Только с тобой, родная,
Я повторил бы путь!
Были и грусть и радость,
Были весны цветы,
Два наших взрослых сына –
Это, родная, - ты!
Наша с тобой надежда
Вся в сыновей ушла,
Наши  с тобою годы
Их красота взяла.
Обжигала весна нас сирени дурманами.
И пылали как свечи каштаны Орла.
Но не вечно нам быть молодыми и рьяными,
Как же скоро вся жизнь небесами ушла!

Улыбнись мне улыбкою ласково-вешнею,
И прильни, так как ветер касался плеча,
Я заслушаться мог соловьиною песнею,
Вспоминать, как тогда ночь была горяча.

Как бродили с тобой изумрудными росами,
Утопая в заре на сонливых лугах,
И как лето прошло за весной и покосами,
Оставаясь навеки в сердцах и мечтах.

                *   *   *



1.З.К.С. 1 – Золотая классная семёрка.
2.ВУЗ 2  – Высшее учебное заведение.
3.ИНЯЗ 3 – Факультет иностранных языков.
4.РВСН 4 – Ракетные войска стратегического назначения.
5. «Губа» 5 – Гауптвахта, наказание для солдатов и сержантов.
6. ПРЦ 6 – Приёмный радиоцентр.
7. ЦК 7 – Центральный комитет ВЛКСМ.
8. ФИЗМАТ 8  – Физико-математический факультет.
9. - «Blessed on God! 9 – «Освещён Господом!»
10. «Птицы кричат – Ныне, ныне!» 10   Предсказание М. Нострадамуса
11. Новая Урга, Амур, Благая весть 11– Урга Га - дорога из дома, новая Урга - новая дорога Уров  - моё место рождения; Амурская область – территория любви; областной центр – Благовещенск – благая весть!
12. «Партизанский» 12 – на военных сборах после службы в СА все солдаты назывались партизанами на армейском жаргоне.